«Расстрельный список журналистов»: Реальная угроза или метод контроля
Спецслужбы России планировали ликвидировать в Украине 47 журналистов и блогеров, сообщил генпрокурор Юрий Луценко. По его словам, список с потенциальными жертвами был получен вследствие проведения СБУ спецоперации по имитации убийства российского журналиста Аркадия Бабченко. Всех фигурантов «расстрельного списка» оповестили об угрозе и пригласили в СБУ для беседы, но пришли только 17 человек. Известно, что им предложили охрану, некоторые еще не приняли решение по этому поводу. Эксперты и некоторые журналисты неоднозначно относятся к списку потенциальных "жертв российских спецслужб". Одни считают, «расстрельный список» был придуман для того, чтобы получить лояльность оппозиционных к власти журналистов и установить за ними слежку под видом охраны. Другие предполагают, РФ могла планировать убийство журналистов, чтобы «выключить СМИ» и посеять панику.
Журналисты под угрозой
Генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что вследствие операции СБУ по инсценировке убийства российского журналиста Аркадия Бабченко, удалось получить список потенциальных жертв, на которых нацелились спецслужбы России. По его словам, в этом списке 47 человек, преимущественно – это украинские и российские журналисты. Глава ГПУ сообщил, что в среднем за убийство из списка давали 300 тыс. долларов.
Известно, что всех фигурантов «расстрельного списка» пригласили на беседу в СБУ, но пообщаться с представителями спецслужб пришло лишь 17 человек. В ведомстве не исключили, что остальных буду вызывать на беседу повестками.
Точно известно, что в списке «на устранение» находятся российские журналисты Матвей Ганапольский и Евгений Киселев, а также украинские – Сергей Иванов, Юлия Мостовая, Виталий Портников, Айдер Муждабаев, Соня Кошкина, Татьяна Даниленко, Юрий Макаров, Осман Пашаев. Все они подтвердили свой визит в СБУ, но сославшись на подписку о неразглашении, рассказали лишь о некоторых деталях.
По словам Ганапольского, журналистов предупредили, чтобы они были внимательными так как люди, которые хотели убить Бабченко, будут пытаться осуществить реванш. В свою очередь Сергей Иванов сообщил, что все участники встречи в СБУ – это известные и публичные люди. По его словам, если бы кто-то из них оказался на месте Аркадия Бабченко – эффект был таким же. Иванов отметил, что фигурантов списка предупредили, что они могу стать мишенями боевиков, которые работают под руководством российских спецслужб. Кроме этого журналист подчеркнул, что у него нет повода считать, что сотрудники СБУ устроили встречу ради пиара или для того, чтобы обеспечить лояльность журналистов.
Татьяна Даниленко рассказала, что в списке СБУ примерно треть – журналисты. Также есть те, кто просто активно пишет в соцсети. Даниленко добавила, что в СБУ намерены предоставлять охрану людям из списка. В свою очередь Осман Пашаев предложил продать свое место в «расстрельном списке».
К слову, глава фракции БПП в Верховной Раде, народный депутат Артур Герасимов сообщил, что фигурантам «списка 47» предоставят государственную охрану.
Зачем РФ устранять украинских журналистов
Если проанализировать «расстрельный список», то получается, что составителем учитывалась не только известность, но и то, чтобы в каждом значимом украинском СМИ или телеканале была жертва, считает бывший советник главы СБУ Станислав Речинский. Не исключено, что список составлялся по какому-то рейтингу, соцзамерам или чему-то подобному, добавляет он. По его словам, столь объемный список не имеет смысла, если исполнение растянуто по времени. После второго-третьего убийства редакции и значимых журналистов взяли бы под охрану, что затруднило бы дальнейшее исполнение, считает эксперт.
По словам Речинского, если одномоментно уничтожить большое количество журналистов - это вызовет панику среди украинцев, а также снизит эффективность СМИ. Так как любая редакция, потеряв сотрудника на какое-то время потеряет работоспособность. Будут только неизбежные допросы и отчаяние, траур, страх, который будет тиражироваться на всю страну. Эксперт считает, что «выключение СМИ» и панику используют для резкого снижения способности адекватно реагировать на угрозу всего населения. Говоря проще, отмечает Речинский - это нужно во время войны, во время наступления. Это предположение коррелируется с информацией о резком увеличении численности российских войск на границах Украины, добавляет Речинский.
В свою очередь журналист Лариса Волошина отмечает, что сейчас Россия подключила всех своих лоббистов в мире, чтобы надавить на фигурантов «расстрельного списка». Якобы задача состоит в том, чтобы они отказались от охраны.
Дело в том, что сотрудники СБУ, охраняя журналистов, получат доступ в редакции СМИ, чего ранее не было. Теперь, отмечает Волошина, спецслужбы могут отследить агентов РФ в средствах массовой информации.
СМИ под контролем власти
Не все эксперты верят в реальность «расстрельного списка», среди них и журналист Александр Дубинский. По его мнению такой список нужен властям, чтобы «убирать наиболее неудобных журналистов», развязывая ей руки. Впрочем, некоторые фигуранты списка в обмен на защиту могут стать более лояльными, добавил Дубинский.
О том, что секретное формирование спецслужбами «расстрельного списка - 47» позволяет установить оперативный контроль над любым журналистом, общественным деятелем или политиком, говорит политолог Виктор Небоженко. При этом он отмечает, что в таком случае «охрана» журналиста элегантно превращается в слежку, прослушку и «караул».
Согласен с таким мнением юрист Андрей Портнов. Он отмечает, что задача охраны запоминать и документировать встречи, передвижения, контакты, места личной и деловой активности, точки постоянной дислокации, ведущиеся в присутствии охраны телефонные разговоры лиц, входящих в ближайшее окружение охраняемого лица, личности аффилированных лиц, родственников, водителей и нянь, устанавливать дополнительные средства коммуникации, электронные каналы связи и сферы жизненных интересов. Если охраняемое лицо является важной с информационной точки зрения птицей, ему еще и устанавливают там, где это удается, оперативно-технические средства для негласного съема информации, добавил Портнов.
Небоженко считает, что «список-47» будет носить тайный характер и будет пополняться или сокращаться в зависимости от отношения к нынешней власти. Те кто действительно критикуют власть, будут в верхней части списка, остальные,- по мере оперативной необходимости ГПУ, СБУ и АП, добавил политолог.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org