Расследование «Иловайской трагедии»: ГПУ назвала не всех виновных в гибели военных и добровольцев

901

ilovajskij-kotel

Генпрокуратура обнародовала результаты расследования причин «Иловайского котла» и передала материалы в офис прокурора Международного уголовного суда для решения вопроса об открытии уголовного производства. Среди причин трагедии, по мнению военной прокуратуры, являются недисциплинированность и дезертирство украинских военных, а также вторжение России. По данным следствия, вблизи самого Иловайска соотношение защитников Украины с одной стороны и российских военнослужащих и боевиков с другой было таким: личный состав – 1 к 18; танки – 1 к 11; бронетехника 1 к 16; артиллерия – 1 к 15; «Грады» - 1 к 24. Также в сообщении пресс-службы ГПУ говорится, что жертвами Иловайской трагедии стали 366 украинских военных, 429 получили ранения, 300 попали в плен.

Такие цифры, мягко говоря, удивляют добровольцев. Они говорят, что прокуратура, очевидно, считала потери только за один день – 29 августа 2014 года, когда силы АТО выходили по «зеленому коридору» из Иловайска. По их мнению, в расследовании ни слова не сказано о вине украинских генералов. Которые якобы знали, что в ночь с 23 на 24 августа российские военные вторглись на территорию Украины и направили свои силы под Иловайск. Глава Генштаба Виктор Муженко в этой ситуации ничего не предпринял. И только когда противник окружил Иловайск тройным кольцом, военным дали команду на выход. Это – преступление, за которое высшие должностные лица и генералы в ближайшее время не понесут наказание. Некоторые эксперты считают, что украинцы не будут знать правды до тех пор, пока Украину возглавляет Петр Порошенко, который два последних года ни одним словом не вспомнил о гибели военных и добровольцев в «Иловайском котле».

ГПУ обнародовала материалы расследования «Иловайской трагедии»

В ГПУ обнародовали отчет главной военной прокуратуры о причинах «Иловайской трагедии», которая произошла 29 августа 2014 года. В нем сказано, что по результатам следственных действий и судебных экспертиз в рамках досудебного расследования по факту ведения Россией агрессивной войны против Украины было установлено, что в ходе боев за Иловайск украинские военнослужащие дезертировали и самовольно оставляли свои позиции, отказавшись выполнять приказы военного командования. По данным следствия, это стало одним из факторов будущего военного вторжения российских кадровых войск в Украину. Напомним, в 2015 году в Генштабе ВСУ заявили, что поставленные задачи отказались выполнять 3-я батальонно-тактическая группа 72-й механизированной бригады, 51-я механизированная бригада, а также подразделения 30-й, 55-й 92-й и 90-й механизированных бригад.

Также в отчете указано, что среди других ключевых факторов российского вторжения в августе 2014 года отмечается низкий уровень подготовки и боеспособности Вооруженных сил Украины.

Среди причин трагедии, военная прокуратура называет и вторжение российской армии на территорию Украины. Во время боев за Иловайск группировки ВС РФ вдоль восточного участка государственной границы Украины насчитывали: 35 батальонно-тактических и ротно-тактических групп; не менее 45100 военнослужащих; до 160 танков; 1360 БМП (БТР); 350 единиц артиллерии; 130 единиц реактивных систем залпового огня; 192 боевых самолетов; 137 вертолетов.

Самое масштабное вторжение вооруженных сил Российской Федерации на территорию Донецкой области произошло в ночь с 23 на 24 августа. Речь идет о 3,5 тыс. человек личного состава российских вооруженных сил; до 60 танков; до 320 БМД (БМП); до 60 пушек; до 45 минометов; 5 ПТРК. Вблизи самого Иловайска соотношение защитников Украины с одной стороны и российских военнослужащих и боевиков с другой было таким: личный состав – 1 к 18; танки – 1 к 11; бронетехника 1 к 16; артиллерия – 1 к 15; «Грады» - 1 к 24.

Потери военной техники ВСУ в августе-сентябре 2014 года под Иловайском оцениваются в 300 млн. гривен. В ГПУ также сообщают, что жертвами трагедии стали 366 украинских военных, 429 получили ранения, 300 попали в плен.

Главная военная прокуратура передала все материалы расследования «Иловайской трагедии» в офис прокурора Международного уголовного суда для решения вопроса об открытии уголовного производства.

Добровольцы называют расследование неполным

Расследование ГПУ относительно «Иловайского котла», как минимум, неполное, заявляют украинские военные. По их мнению, свидетельства многих очевидцев и участников тех событий просто не учли.

По информации добровольца, экс-бойца батальона «Донбасс» Евгения Шевченко, несомненно Россия виновна в трагедии, которая произошла в Иловайске, но не она одна. Он считает, что причастны к гибели сотен военных также глава Генштаба Виктор Муженко, а также Валерий Гелетей, который в то время возглавлял министерство обороны. По словам Шевченко, они уже 23 августа 2014 года знали, что армия РФ массово зашла на территорию Украины и начала окружать военных под Иловайском. Шевченко считает, что генералы должны были предпринять какие-то действия: либо усилить военных под Иловайском, отправив им помощь, либо дать команду на выход из населенного пункта. Но ни того, ни другого не произошло. Военным приказали ждать, оставаясь на позициях. Хоть какой-то команды они ждали шесть дней. За это время враг создал три кольца окружения населенного пункта, тогда же Муженко и Гелетей сообщили, что договорились о создании «зеленого коридора» для выхода военных. Военные поверили и начали выход. Практически все они были расстреляны прямой наводкой, как в тире, добавил бывший доброволец.

Шевченко также напоминает, что после иловайских событий,= были и другие «котлы» по схожему сценарию с многочисленными жертвами. Например Дебальцевский котел, и генералы, которые привели к этому, так и не понесли наказание.

Кроме этого, бывший доброволец возмущен заявлением военной прокуратуры о том, что в параде ко Дню независимости была задействована резервная техника, а военные, которые принимали участие в мероприятии, не были готовы для отправки в зону АТО. Шевченко отмечает, что на самом деле в 2014 году многие добровольцы тоже были не готовы идти на фронт. По его словам, у военных, даже курсантов, точно было больше знаний, чем у программистов или бизнесменов, которые бросили все и ушли защищать свою Родину.

С тем что техника, которая принимала участие в параде, была резервной, не согласен боец батальона «Донбасс» с позывным «Тихий». По его словам, в то время на фронте очень не хватало техники, которую задействовали в праздновании Дня независимости. Также он подчеркнул, что не соответствует действительности и информация, что в параде принимали участие лишь срочники и лицеисты. По его словам, в такое тяжелое для страны время на фронте должны были быть все.

В свою очередь доброволец батальона «Днепр-1» Роман Зинченко считает, что потери, которые обнародовали в ГПУ, занижены. Вероятно следователи посчитали лишь тех, кто погиб 29 августа.

Руководитель гуманитарной поисковой миссии «Черный тюльпан» Ярослав Жилкин рассказывает, что его группа работала на месте «Иловайского котла», собирала информацию, которая могла бы пригодиться следствию, по крупицам. Говорит, что с документами бегали по всем кабинетам, просили ознакомиться, но все возвращали документы назад. По его словам, органы дознания ни разу не пригласили давать показания представителей поисковой миссии, поэтому он скептически относится к результатам расследования.

В «котле» виновны генералы, которые хотели уничтожить добровольцев

В «Иловайском котле» виновны не только президент РФ Владимир Путин и начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов, но и украинские генералы, заявил народный депутат Семен Семенченко, который в то время был командиром батальона «Донбасс». По его словам, несколько дней, пока российские войска шли от границы до Иловайска, руководство ВСУ и АТО не принимало никаких решений. А когда через несколько дней окружение стало реальностью – был отдан приказ «на выход», прямо на закопанные русские танки.

Нардеп считает, что верить врагу в условиях войны – это преступление.

Полноценному расследованию трагедии под Иловайском не бывать до тех пор, пока Украиной руководит президент Петр Порошенко, заявил экс-депутат, председатель временной следственной комиссии Верховной Рады Андрей Сенченко. Он считает, что бездействие и неадекватные действия были не только на уровне военного руководства, но и на уровне политического. Парламентарий пояснил, руководство страны проигнорировало Конституцию и закон об обороне государства. Сенченко заявил, что на этапе, когда члены комиссии расследовали трагедию под Иловайском, на них давили из Администрации Президента.

Сенченко виновными в трагедии считает и начальника Генштаба Виктора Муженко, а также его заместителя генерала Виктора Назарова. Политик подчеркивает, что отчет ГПУ не является расследованием, а скорее документированием российской агрессии.

В свою очередь военный эксперт Дмитрий Снегирев считает, что «котел» под Иловайском был искусственно создан, в том числе и украинским руководством. Оно хотело уничтожить добробаты, состоявшие из мотивированных бойцов, которые ставили руководству вопросы и требовали ответы. По информации Снегирева под Иловайском именно добровольческие батальоны понесли самые большие потери.

Раскритиковал результаты расследования и бывший командующий Аэромобильными войсками Украины Иван Якубец. По его словам, оно свелось к перечню тех или иных условий, которые способствовали Иловайской трагедии. Якубец отметил, что если проанализировать все пункты расследования, то все они позорные, особенно первый, который обвиняет всех офицеров, солдат и сержантов в несоблюдении дисциплины. По его словам, это все вранье и под Иловайском не было таких фактов, которые перечислил генеральный прокурор. Эксперт считает, что результаты расследования опубликовали для того, чтобы успокоить общество на годовщину трагедии.

К слову, военный журналист Юрий Бутусов обратил внимание на то, что президент Петр Порошенко ни в 2015 году, ни в 2016 году ни одним словом не вспомнил погибших в «котле» в день памяти о трагедии. Также матери погибших никак не могут добиться встречи с главой государства.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org