Провал переговоров: «нормандская четверка» не смогла согласовать «дорожную карту» по Донбассу

704

444Во вторник, 29 ноября, в Минске прошло заседание «нормандской четверки» на уровне министров иностранных дел Украины, России, Германии и Франции. Планировалось, что на нем согласуют «дорожную карту» по урегулированию конфликта на Донбассе. Это должен был быть документ с четкой очередностью шагов по деэскалации. В нем планировалось прописать временные рамки и стороны, которые должны брать ответственность за выполнение того или иного пункта. Кроме этого документом должны были предусмотреть ответственность за срыв выполнения «дорожной карты».

Но диалога не вышло. По словам главы украинского МИД Павла Климкина, в первую очередь не хотела идти на компромисс Россия. Сложными назвали переговоры и министры иностранных дел Германии и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро. По мнению экспертов, главная проблема в том, что стороны переговорного процесса написали свои варианты «дорожной карты» и не намерены идти на уступки. Например, для Украины первоочередным является вопрос безопасности в зоне проведения антитеррористической операции, а также разоружение боевиков и взятие под контроль границы третьими силами. Например, сотрудниками полицейской вооруженной миссии ОБСЕ. Россия, по информации Ольги Айвазовской (представитель Украины в политической подгруппе), первым пунктом выставляет условие прекращение проведения АТО на Донбассе, что является для Киева неприемлемым. Есть конфликты и в политической плоскости, например Украина не поддерживает тотальную амнистию боевиков, а Россия выступает против проведения выборов на оккупированных территориях при участии украинских партий.

Три «дорожных карты»

Во вторник, 29 ноября, состоялась встреча в «нормандском формате» на уровне глав министерств иностранных дел Украины, России, Германии и Франции. На ней должны были согласовать так называемую «дорожную карту» для деэскалации конфликта на Донбассе. По информации Ольги Айвазовской, представителя Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы, министры должны были прописать сроки выполнения того или иного пункта, а также предусмотреть ответственность за срыв договоренностей.

Но переговоры не имели конкретного результата, «дорожную карту» не согласовали. По словам главы украинского МИД Павла Климкина, переговорный процесс фактически сорвала позиция представителя России Сергея Лаврова, который не хотел идти на компромиссы. Подтвердили, что переговоры были сложными и министр иностранных дел Германии и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро. Глава МИД Германии сообщил, для урегулирования конфликта на Донбассе нужна гибкость обеих сторон – как России, так и Украины.

Проблема в том, что у Украины и РФ нет единой позиции относительного урегулирования конфликта на Донбассе, обеспечения безопасности в регионе. Вероятно, речь идет о введении вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. Украинская сторона считает, что под вооруженной миссией понимается большой контингент сотрудников, которые имеют тяжелое вооружение. Именно им должны передать под контроль участки границы, которые на данный момент не контролирует Украина. В России полицейскую миссию ОБСЕ понимают по-другому. Там считают, что особых новых полномочий у нее не должно быть и мандат расширять не стоит. При этом члены миссии могут быть вооружены лишь стрелковым оружием. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что идея Украины относительно вооруженной миссии нецелесообразна и Россия не поддерживает ее.

По словам Климкина, у Украины и РФ нет общей позиции и по вопросам границ, вывода российских войск из территории Донбасса и разоружению боевиков. В свою очередь Айвазовская сообщила, что Россия в своей «дорожной карте» прописала первым пунктом прекращение проведения антитеррористической операции, что не отвечает интересам Украины.

Прогресс не ожидается

Было бы неплохо, чтобы участники переговорного процесса показали свои «дорожные карты» общественности, считает политолог Руслан Бортник. Тогда их можно было бы проанализировать и понять, кто предлагает конструктивные варианты для разрешения конфликта на Донбассе. Сейчас же украинцы знают только то, что озвучивают сами переговорщики. По словам Бортника, Россия может настаивать на отведении Вооруженных сил Украины, это не новая информация. Как считает эксперт, разногласия есть и в других вопросах, которые не до конца озвучивают. Например, Украина может не поддерживать тотальную амнистию боевиков. В свою очередь, России не нравится подход к проведению выборов на оккупированных территориях, в частности, разрешение на участие украинским партиям.

Бортник считает, что до конца года стороны не смогут утвердить «дорожную карту». И сейчас самое главное - продлить выполнение Минских соглашений на следующий год, так как срок их действия завершается в 2016 году. Также он подчеркнул, переговоры позволяют обезопасить Донбасс от эскалации конфликта. Если стороны прекратят диалог, то вероятнее сразу же начнется военная подготовка к иной развязке.

Переговоры, не смотря на их безрезультативность, нужны, считает и Леонид Кучма, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе. По его словам, они хоть и небольшими шагами, но все же ведут к миру.

В свою очередь политолог Алексей Якубин считает, что переговорщики так и не сумели найти ответ на вопрос, как совместить политику и безопасность, именно поэтому нет прогресса в формировании единой «дорожной карты». Он подчеркнул, что до конца не понятна задача миссии ОБСЕ, ведь стороны конфликта по-разному понимают то, какие задачи должны выполнять ее представители. Хотя есть и масса других вопросов – кто будет формировать миссию и на какие деньги. Депутат Дмитрий Тымчук отмечает, что РФ согласилась на введение полицейской миссии, так как считала, что воплотить это предложение в жизнь сложно. Теперь она полностью отрицает возможность ее введения в зону конфликта. Такая позиция, считает Тымчук, логическое продолжение всех тупиковых переговоров. По его оценкам есть три пути разрешения ситуации на Донбассе – это замораживание конфликта, выполнение Минских соглашений и силовой вариант возврата оккупированных территорий.

По словам Изабель Дюмон, посла Франции в Украине, некоторые люди в стране хотят, чтобы конфликт на Донбассе был заморожен. И эти политики, вероятно, не думают о людях, которые живут по ту линию фронта или вблизи линии разграничения. Дипломат считает, что единственный путь разрешения конфликта – это соблюдать Минские договоренности. Каждая сторона должна выполнять взятые на себя обязательства, отмечает Дюмон.

Немецкий эксперт Штефан Майстер гоорит, что Украина делает недостаточно для освобождения своих территорий. Если не получилось с миссией ОБСЕ, значит нужно предлагать миссию ООН. Если Россия заблокирует этот вопрос, то указывать на ее вину. Т.е. Киев должен демонстрировать активность, поскольку Украина сейчас не является приоритетом для мировых стран. Также эксперт считает, что власти должны больше делать для жителей освобожденных территорий, чтобы они понимали - о них заботится украинская власть, а не бросает на произвол судьбы.

"У нас нет лишних ресурсов и украинцы не должны из своего кармана дотировать "кормильцев" с Донбасса, потому что за все надо платить. И если у них находятся деньги на содержание многотысячной армии, то я думаю, что деньги на воду тоже должны найтись. Моя позиция – никаких дотаций оккупированным территориям. Прекратите агрессию, сложите оружие, выведите российские войска и восстановите украинскую власть и тогда можете заикаться о дотациях", – заявил Турчинов.

Помимо этого, Майстер завляет, что России выгодна такая ситуация, которая сложилась сейчас. В таких условиях, она может для себя что-то выторговать. Она заняла выжидательную позицию, пока в должность не вступит президент Дональд Трамп и не станет понятна позиция его администрации по Донбассу. Согласен с таким мнением и политолог Михаил Погребинский. Он считает, что реального прогресса по разрешению конфликта не будет до тех пор, пока Трамп и его команда не начнут работу. Все стороны будут тянуть время, чтобы понять отношение нового американского президента к конфликту на Украине и России, добавляет политолог Вадим Карасев.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org