Профсоюзный сумасшедший…

665

Профсоюзный лидер Василий Хара собрался сорвать пенсионную реформу. Эта новость невольно навевает воспоминания о Леониде Черновецком. И правда, удивительно похожие личности.
Четыре года подряд Черновецкий демонстрировал Киеву изысканные странности поведения, чем заслужил себе прозвище «наш городской сумасшедший». Например, пытался обложить данью стриптиз-бары. Но пока горожане обсуждали очередную выходку мэра, он распродавал земли и здания.
Не берусь оценить, что оказалось выгоднее – продать «Правэкс Банк» или четыре года имитировать психически больного.
Судите сами. По рейтингу Forbes, в Украине восемь миллиардеров. Но если добавить к ним еще несколько персонажей, подозреваемых в сверхдостатке (Вадим Новинский, Дмитрий Фирташ, Виктор Балога и тот же Черновецкий), то нельзя не заметить очевидный факт.


Крупнейшие состояния сделаны отнюдь не построением честного бизнеса «с нуля». Они появились или присвоением государственного имущества, или его распродажей, или перераспределением бюджетных потоков, или бизнесом на уровне государства (НАКи и ГАКи), или уклонением от налогообложения и выводом денег в оффшоры.
С юридической точки зрения, все эти методы обогащения предполагают приличный срок с конфискацией. Другое дело, что такое вряд ли случится. Вряд ли Черновецкому что-то будет за распродажу земельных участков своим людям. Ведь в самом деле, все решал Киевсовет. При чем тут мэр? Он бабушек гречкой снабжал.


Василий Хара борется за сокращение выбросов углекислого газа, называет повышение пенсий своей заслугой, и уже в который раз собирается вывести демонстрантов под окна Кабинета министров. По последним данным, лидер Федерации профсоюзов собирается бороться за отмену пенсионной реформы и разрыв отношений с МВФ. Что бы это значило?
Ничего реального, как и борьба Черновецкого со стрип-барами. С момента избрания Хары главой федерации профсоюзов в 2008 году, история не зафиксировала ни единого случая, когда ФПУ добилась отмены чего-то важного. Даже пресловутый судебный запрет на повышение цен на газ для населения в конце 2009 года был сделан по договоренности с премьером Юлией Тимошенко.
А значит, один из лидеров Партии регионов или слегка не в себе (что вряд ли), или неловко шутит. Такой себе «профсоюзный сумасшедший».
Возникает резонный вопрос: чем Хара занимается на самом деле? Зачем ему изображать сумасшедшего борца за правду?
Тут напрашивается еще одна аналогия с Черновецким. В жизни экс-мэра было двое выборов. И оба случая он выиграл не вполне честно, но очень красиво.
Если помните, в 2006 году банкир стал городским головой Киева, подарив пенсионерам продовольственные пайки. Благодарные бабушки отдали за него свои голоса. История повторилась в 2008 году. Ни первые, ни вторые выборы не считаются честными – хотя бы потому, что за Черновецкого проголосовала только треть киевлян, а почти половина на участки вообще не явилась.
Для Василия Хары его вторые выборы только надвигаются. В конце марта 2011 года состоится плановый съезд Федерации профсоюзов. На нем будет решаться вопрос о переизбрании главы ФПУ.
20 ноября 2008 года Хара добыл себе должность в результате изящного хода. Тогда вместо общего съезда ФПУ было созвано внеочередное собрание совета Федерации. За закрытыми дверями произошло очень странное заседание, в ходе которого основные кандидаты подали самоотвод. «Внезапно» с голоса была внесена кандидатура Хары, который и стал новым руководителем профсоюзов.
Было ли здесь нарушение? Формально, только одно. Избрание главы ФПУ – это полномочия съезда Федерации, а не ее совета.
Если идти методом аналогий, то представьте, что в Украине назначены президентские выборы, но вместо обещанного всенародного голосования за закрытыми дверями собирается парламент. В ходе заседания, большинство участников предвыборной гонки отзывают свои кандидатуры (по неизвестной причине), и вдруг кто-то говорит: «а давайте выберем Васю Пупкина!» Наутро страна получает нового президента.
Несмотря на нарушение, Хара до сих пор является профсоюзным лидером. Но срок его истекает, и сегодня главный вопрос звучит так: хочет ли политик остаться на должности руководителя профсоюзов?
Давайте предположим, что Хара любит деньги. Хотя бы потому, что большинство депутатов их любят. А теперь посчитаем, какие деньги может дать должность главы ФПУ. Назовем их «выгоды».
Выгода первая. Профсоюзные взносы.
В наследство от СССР, ФПУ получила такое явление, как профсоюзные взносы. С каждой зарплаты горняк, медик и металлург отчисляет небольшую сумму в свою отраслевую ассоциацию.
Учитывая, что профсоюзов больше пяти десятков, система отчислений очень запутанная. Сколько денег ежегодно собирает Федерация, никто не знает. На сайте организации нет аудиторских отчетов или хотя бы аналитических записок.
Мы можем лишь представить масштаб цифр. В Украине порядка 12 миллионов членов профсоюзов. В том числе, в профсоюзах, которые контролируются ФПУ, состоят порядка 10-ти миллионов.
Предположим, что каждый из них заплатил в месяц 20 гривен. В год получается уже 240 гривен. Вроде немного, но в расчете на 10 миллионов человек собираются уже 2,4 миллиарда гривен.
А теперь давайте представим, что средний взнос составляет не 20, а 30 гривен. Получаются уже 3,6 миллиарда.
Совершенно очевидно, что взносы – это уникальное явление. Формально, ФПУ не является государственным органом. Однако миллионы работников даже не могут выбрать, вступать ли им в профсоюз и платить ли взносы. Это своего рода налог, но очень особый. Платить его работники обязаны, а вот контролировать – не могут.
Полгода назад новый Генеральный прокурор Виктор Пшонка запросил финансовую отчетность ФПУ, но получил ответ: Федерация не является государственной структурой. А значит, она не подконтрольна прокуратуре. То есть, отчетность предоставлять не будет.
Учитывая, что Пшонка является кумом президента Виктора Януковича, подобный ответ говорит об одном из двух. Либо Василий Хара человек смелый, но сумасшедший, и рискует в этой жизни всем. Либо он настолько мощная фигура, что не по зубам даже генпрокурору и куму президента.
Совершенно очевидно, что верным является именно второй вариант. После того инцидента Генпрокуратура больше не делала выпадов в адрес ФПУ, а Хара продолжает делать публичные заявления с критикой правительства. Попутно он остается членом президиума Партии регионов, и наверняка останется там, покуда ФПУ влияет на волеизъявление 10-ти миллионов человек.
Выгода вторая. Аренда помещений.
Cо времен СССР, в распоряжении Федерации по всей Украине находятся здания. Формально, в них располагаются порядка 40-ка отраслевых профсоюзов. Но реально, большая часть помещений давно и успешно сдаются в аренду.
Выгодный ли это бизнес? Судите сами. Огромный Дом профсоюзов, в котором расположен офис Хары, находится посредине Майдана незалежности в Киеве. В нем снимают площади многочисленные магазины и офисы. Средняя ставка аренды в подобных местах составляет 30-40 долларов за квадратный метр. А сколько платят «МТС» и «Киевстар» за магазины с витринами на главную площадь страны, можно только догадываться.
Выгода третья. Санатории, профилактории и прочая недвижимость профсоюзов.
Рядовой плательщик взносов знает, что профсоюзы никогда не защитят его от увольнения. Это вам не Франция.
Профсоюзы могут помочь лишь в одном: в обмен на сделанные взносы они иногда дают скидку на путевку в санаторий. Это также наследие СССР – во времена Союза профсоюзы также помогали дешевле съездить в Ялту, Алушту, Саки, Евпаторию, Закарпатье, Одессу и еще в массу мест по всей Украине. Правда, еще тогда достать путевку было делом нелегким, они распределялись «по блату».
Говоря о выгодах, мы имеем в виду не только прибыль, которую Федерация получает от подконтрольных ей объектов, занятых оздоровлением трудящихся. Возможно, какие-то из них убыточны. Но наверняка большинство дает полмиллиона-миллион гривен в год, а то и больше. Так что в сумме должно получиться немало.
Опять же, сколько именно, не знает никто, как и с арендой. По последним данным, сегодня ФПУ контролирует порядка 80-ти лечебных учреждений. Об этом написано на сайте ЗАО «Укрпрофздравница». Кроме того, несколько десятков учреждений находятся в подчинении ЗАО «Укрпрофтур». 100 объектов хотя бы по 500 тысяч гривен – это уже 50 миллионов в год.
Сколько людей каждый год отдыхают в этих 100 объектах, неизвестно. Какая часть собранных взносов идет на компенсацию стоимости путевок, тоже. Выделяются ли деньги вообще, если санатории и профилактории дают прибыль?
А если нет, то куда направляются эти деньги? И не появился ли у Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа коллега-миллиардер родом из профсоюзов?
Выгода четвертая. Скрытая продажа имущества.
Леонид Черновецкий продавал городские земли и помещения. В этом ему помогал Киевсовет, который одобрял предложения мэра. Цены были явно занижены, но все понимали – покупатель заранее заплатил за это право «кому надо».
Федерация профсоюзов напоминает мэрию любого города. Она имеет право решать, как распоряжаться подконтрольным ей имуществом.
На первых порах это давало сумасшедшие возможности. С момента распада СССР руководители профсоюзов распродавали санатории и землю под ними. В 1990 году ФПУ контролировала 330 лечебно-профилактических комплексов, в том числе 280 санаториев и пансионатов. Но в 2001 году эта цифра сократилась до 197 учреждений.
Харе достались в наследство порядка 100 санаториев, пансионатов и туркомплексов. Ему уже трудно продавать объекты целиком, потому что сначала санатории должны стать убыточными и обременять баланс ФПУ. Но все убыточные наверняка продали предшественники.
Поэтому была взята на вооружение другая тактика. Каждый санаторий распоряжается несколькими гектарами земли и зданиями. Но если продавать их нельзя, то сдавать в долгосрочную аренду или вносить в состав совместных предприятий – можно.
Естественно, цена аренды была бросовой. Какой она была на самом деле? И куда шла разница? Интуиция подсказывает, что Хара никогда об этом не расскажет.
В случае с совместными предприятиями, на территории санаториев мог появиться жилой дом, квартиры в котором продавались любому желающему. Причем, в кассу профсоюзов от этой продажи не шло ни копейки. Что, руководство ФПУ действительно ничего на этом не поимело?
Это далеко не полный перечень доходов, которые можно получить, руководя Федерацией профсоюзов. Он указывает на неоспоримый факт. У нынешнего председателя ФПУ есть веский мотив сохранить за собой должность.
Если он мыслит как Черновецкий, то наверняка будет бороться за переизбрание на будущем съезде профсоюзов. Каждый из нас понимает, что лозунги о разрыве отношений с МВФ в этом случае бесполезны. ФПУ – это машина по зарабатыванию денег, и выборы руководителя этой машины наверняка завязаны на деньгах.
А значит, прямо сейчас происходят какие-то договоренности: голос в обмен на… Какую гречку и каким пенсионерам носит Хара, неизвестно. Пока что на слуху имя только одной из бабушек – это первый вице-премьер Андрей Клюев, который заверил профсоюзного лидера в своей поддержке. Для начала очень неплохо, но…
Внимание, задача. Сколько килограммов гречки и какому количеству бабушек должен отнести лидер профсоюзов, чтобы еще три года играть роль «профсоюзного сумасшедшего»?

По материалам: oligarh.net