Продолжение истории житомирской кондитерской фабрики
Начало нового 2016 ознаменовался довольно громким рейдерским захватом кондитерской фабрики в Житомире. Традиционно скучные праздничные выпуски новостей первых дней года взорвались подробностями силового захвата предприятий.
Подробности понравились бы любому ценителю остросюжетных фильмов. 500 вооруженных боевиков, которые захватывают фабрику, ночные драки, боевая граната, ранены и искалечены, незаконные решения Министерства юстиции, государственные регистраторы, без верхней одежды выпрыгивают из окон, исчезновения людей и настоящие криминальные авторитеты ... Завершающим аккордом всего перечисленного стала абсолютная бездеятельность коррумпированной полиции.
Рядовому гражданину было трудно разобраться, что происходит. Но всем было понятно, что дерзкий вооруженное нападение на одно из крупнейших предприятий региона - это ненормально. Как и бездействие полиции и беспомощность власти. А бизнесу было просто страшно от осознания, что следующими могут стать они.
просто рэкет
Однако за ужасными и кровавыми событиями важно разглядеть суть самого события и понять цели нападающих. По форме это был классический разбойное нападение со всеми возможными составляющими: нападение с целью завладения чужим имуществом, совершенное организованной группой, с незаконным проникновением, нанесением тяжких телесных повреждений, с применением оружия и угрозами убийства.
Правда, полиция классифицировала указано как обычное нарушение общественного порядка. Оно и не удивительно, если вспомнить, что министр МВД Арсен Аваков - член партии «Народный фронт», а главным заказчиком и руководителем рейдерского захвата называют депутата Сергея Пашинского, также члена указанной политической партии.
Хотя назвать эти события рейдерским захватом трудно. Целью захвата был обычный рэкет. Схема известна еще с начала 90-х: заставить владельца фабрики банально откупиться от рейдеров. Наладить производство, маркетинг, сбыт продукции при неблагоприятной экономической ситуации в стране - это слишком сложно. А вот заставить владельца предприятия откупиться - выгоднее решение для рейдеров.
МВД предоставило физическую помощь рейдерам - начало охранять их и захваченное ими территорию фабрики. Местные власти просто закрыли на все глаза, несмотря на ежегодную потерю 100 млн гривен налогов.
Именно таким путем пошла группа Пашинского. Деловой партнер депутата Сергей Тищенко неоднократно звонил владельцу фабрики, американскому инвестору Игорю Бойко и предлагал заплатить $ 10000000, чтобы того оставили в покое. Имея большой опыт ведения бизнеса в США, предприниматель просто не мог понять, почему он должен платить деньги за свою же фабрику людям, которые не имеют к ней никакого отношения.
Американский предприниматель наивно предполагал, что если не нарушать закон, платить налоги и обходить политику, то государство, суд, полиция защитят твой бизнес от бандитов. Но Украина - не Соединенные Штаты. Здесь действуют совсем другие законы. И если ты не крепкого «политической крыши», то всегда будешь мишенью для преступников.
Против владельца кондитерской фабрики «ЖЛ» действовала вся государственная машина. Министерство юстиции исключило предприятие из Государственного реестра юридических лиц и самовольно «назначило» нового директора предприятия. МВД предоставило физическую помощь рейдерам - начало охранять их и захваченное ими территорию фабрики. Местные власти просто закрыли на все глаза, несмотря на ежегодную потерю 100 млн гривен налогов. А президент решил элементарно не вмешиваться, потому что когда одним конкурентом становится меньше, это хорошо для бизнеса.
Однако рейдеры так и не получили желаемого - денег. Бойко наотрез отказался платить рэкетирам. «О чем мне договариваться с бандитами? Я всю жизнь делал бизнес законно. Если я буду с ними договариваться, я стану таким же, как они », - сказал Игорь Бойко в одном из интервью. Он решил во что бы доказывать свою правоту в судах, используя все законные методы.
Денег нет
Между тем рейдеры не знают, что делать с захваченным предприятием. Они не ожидали, что им придется заниматься производством. Фабрика после нападения и полугодового простоя требует стопроцентного восстановления. Технологические процессы полностью уничтожено, уникальную лабораторию разгромлен «титушки», оборудование и производственные линии повреждены. К тому же нет сети дистрибуции и торговых марок, которые остались собственностью американского инвестора. Систему контроля качества сырья и продукции потеряно безвозвратно.
Рейдеры не смогли найти персонал с надлежащим опытом, чтобы запустить производство. Дошло до смешного: при неудачной попытки запустить производственную линию стоимостью 500 000 евро ии просто сожгли.
Нам удалось пообщаться с одним из бывших специалистов фабрики, который после захвата, не найдя другой работы в Житомире, пошел работать на рейдеров. Из соображений безопасности назовем его просто Андреем. Мужчина боится мести. Ведь ему хорошо известна история с исчезновением и предполагаемым убийством юриста фабрики Александра Петренко. Его похищение связывают с уголовным авторитетом Сашей Котом, человеком Пашинского и Тищенко.
По словам Андрея, сначала новое руководство заставило рабочих перепаковывать готовую продукцию со склада. «Просто снимали фирменное упаковки« ЖЛ », составляли конфеты, печенье, вафли в ящики без маркировки и вывозили на рынки в небольшие города. Там продавали втрое дешевле себестоимости, чтобы покупали. Срок годности продукции шло, а супермаркеты не хотят брать ворованный товар, зная о ситуации на фабрике », - говорит Андрей.
Зарплату рабочим рейдеры почти не платят. Периодически бастуют различные цеха, требуя выплатить хоть какие-то деньги.
После того, как с трудом распродали готовую продукцию, взялись за сырье. К слову, большинство сырья принадлежала даже не самой фабрике, а компаниям-поставщикам. Конечно же, после захвата им не вернули ни деньги, ни сырье. Этим фактом не занимается ни один правоохранительный орган, несмотря на множество обращений различных компаний. Зарубежные поставщики даже присылали письма украинских посольств в своих странах и МИД Украины.
Псевдокеривництво фабрики во главе с Александром рогали решило использовать чужую сырье со складов. Но и здесь возникли трудности. Квалифицированного технического персонала не хватало, поэтому еженедельно выходило из строя дорогостоящее оборудование. Отсутствие торговых марок, сети дистрибуции, нежелание торговых сетей иметь дело с рейдерами привели к тому, что продукция некуда было продавать.
Все это обусловило финансовые проблемы. Деньги, которые выделила группа Пашинского на захват предприятия, закончились, а зарабатывать самостоятельно менеджмент, поставленный рейдерами, был не в состоянии. По словам Андрея, зарплату рабочим почти не платят. Периодически бастуют различные цеха и требуют в псевдодиректоров Рогаля выплатить хоть какие-то деньги. Угрозами и обещаниями пока удается удерживать небольшое количество людей на фабрике.
Многие специалисты уволились, ведь неработающее предприятие не может обеспечить тот уровень заработной платы к которой они привыкли во времена американского инвестора. Сам Андрей также уволился. «Мне обещали, что зарплата будет больше, чем было за Бойко. Но за первый месяц заплатили лишь 1000 гривен. За следующий - всего 500 гривен. Потом еще два месяца кормили обещаниями, но так ничего и не заплатили. Поэтому я уволился. Теперь буду искать работу в другом регионе или за рубежом. У меня очень высокая техническая специализация. Предприятий, подобных «ЖЛ», в Житомире больше нет. Так что придется уехать из родного города », - делится невеселыми планами на будущее Андрей.
Украсть и продать
В самых рейдеров дела также невеселые. Они потратили кучу денег на подкуп чиновников, организацию вооруженного захвата фабрики, а отступных от владельца так и не получили. Заниматься производством нет ни желания, ни умения. Поэтому было решено продать захваченную фабрику.
Еще несколько лет назад в приобретении фабрики были заинтересованы некоторые игроки кондитерского рынка. Но тогда это было неинтересно владельцу, и покупатели особо не настаивали. Все изменила война и АТО. Отдельные украинские производители конфет потеряли свои производственные мощности на оккупированных территориях или закрыли производство на приближенных к зоне АТО территориях по соображениям безопасности. Таким образом, запрос на новые производственные мощности существенно вырос. Производители готовы или купить производственные объекты, или же взять их в аренду.
Сейчас рейдеры с помощью полиции хоть и незаконно, но могут использовать имущество и недвижимость фабрики. Однако, получив деньги от рэкета, решили ее продать. Для этого нужно было получить ряд судебных решений, чтобы присвоить фабрику и иметь возможность выставить ее на продажу. Просто продать украденное и выйти «в кэш».
Президент решил элементарно не вмешиваться, потому что когда одним конкурентом становится меньше, это хорошо для бизнеса.
А для таких дел нужны «правильные» судьи, которые помогут получить «правильные» решения. Именно таким оказался судья Высшего административного суда Украины Николай Сорока. Как утверждают наши источники, за 500 000 долларов судья взялся провернуть всю схему. Для этого он принимает кассационную жалобу на решение судов 6-летней давности и открывает кассационное производство.
При этом судья нарушает сроки, отведенные законом на подачу кассационной жалобы. Он даже указывает в своей же постановлении, что «кассационная жалоба подана с пропуском срока на кассационное обжалование», но сам же находит «уважительные причины» для рассмотрения дела. Хотя согласитесь, 500000 долларов - это действительно достаточно уважительная причина.
Следует отметить, что судья Сорока имеет опыт открытия производств, срок по которым давно прошло. Громкое дело, в котором засветился Николай Сорока, - с землей в селе Тарасовка, в живописном лесу под Киевом. В начале сентября 2015 Высший административный суд Украины вдруг возобновил производство по одной старой многолетнем деле по этой земле. Угадаете фамилия судьи, который возобновил дело? Правильно - это был Сорока. В то же время, сам судья вместе с другими судьями Высшего административного суда Украины претендует на эту же землю. Его фамилия в списке тех, кому землю выделила сельсовет.
Скандальный сюжет о грязную сделку судей с землей выходит в программе «Схемы: коррупция в деталях» Радио Свобода той же осенью 2015-го. Журналисты видят коррупцию как в открытии дела, срок рассмотрения которой истек, так и в конфликте интересов. Ведь судья решает спор о земле, владельцем которой хочет стать сам. Однако судья ни коррупции, ни конфликта интересов в своих действиях не замечает.
А уже в марте 2016 журналисты программы «Наши Деньги» находят недавно построен роскошный особняк судьи Сороки именно на земле, за которую был судебный спор осенью 2015-го. Конечно, владельцем земельного участка в живописном месте, на берегу реки записано мать Николая Сороки - Еву Сороку. Действительно, откуда у честного судьи деньги на имение?
Но не волнуйтесь за бедного, но честного судью. Рассматривая дело по Житомирской кондитерской фабрике, он имеет все шансы заработать полмиллиона американских долларов. Такую сумму господину Сороке пообещал за помощь Михаил венгров. Господин венгров - человек интересный. Используя свои обширные коррупционные связи в судах, именно он помог рейдерам осуществить захват кондитерской фабрики.
Теперь же венгров выполняет другой заказ рейдерской группы - помогает юридически узаконить украденную собственность и продать его. Но и здесь рейдеров может постигнуть неудача. Мы же помним, что произошло с землей в Тарасовке - теперь там стоит поместье судьи Сороки. Группа Пашинского-Тищенко очень рискует, сотрудничая с этим судьей. Ведь вдруг кроме имения судья захочет иметь и собственную кондитерскую фабрику.
Как будут разворачиваться события, мы узнаем со временем. UA1 намерена и дальше расследовать это запутанное историю и получить комментарии от всех фигурантов дела, в том числе и от судьи Сороки и ловкого господина Венгрова.
По материалам: ua1.com.ua