Приватизация «Днеправиа»
Сообщение о том, что своим постановлением от 1 февраля Печерский районный суд предоставил следствию ГПУ право на доступ и изъятие документов Фонда государственного имущества Украины, касающихся проведения оценки, подготовки к приватизации и последующей реализации 94,57% акций компании «Днеправиа» в интересах фирмы Игоря Коломойского «Галтера» промелькнуло бегущей строкой в новостных сводках за 18 марта. Однако по своей масштабности и значению это событие выходит за рамки рядовой новости. Оно фактически констатирует начало олигархической войны за Одесский припортовый завод, энергокомпании и ряд других высоколиквидных стратегических предприятий, которые нынешняя власть хочет по дешёвке прикарманить или с выгодой для себя подарить приближённым олигархам.
Интригующий выбор для фиктивной реприватизации
На первый взгляд тот факт, что правоохранительные органы наконец-то начали разгребать завалы грабительской приватизации прошлых лет безусловно является положительным событием. Без этого невозможно демонтировать олигархическую систему власти в Украине и построить цивилизованное демократическое государство.
Но сразу же закономерно возникает ряд вопросов. Во-первых, почему выбрано предприятие самого патриотичного олигарха Игоря Коломойского, а не Пинчука, Жеваго, Ахметова, Новинского, Фирташа, Хмельницкого, Деркача, наконец, самого Порошенка. И, во-вторых, почему выбрана компания «Днепроавиа», а не «Никопольский ферросплавный завод», «Криворожскоий железнорудноый комбинат», «Полтавский ГОК», Ингулецкий ГОК, «Укррудпром» в целом, киевский судоремонтный завод «Ленинская кузня», кондитерская фабрика им. Карла Маркса, которые были приватизированы в конце 90-х – начале 2000-х годах; проданные за копейки при Януковиче «Укртелеком», «Международные авиалинии Украины», «Киевэнерго», 15-ть других энергокомпаний, 28 обл-и горгазов, «Запорожский титаново-магниевый комбинат» и т.д.
Ответ на эти вопросы лежит на поверхности. Активизировав деятельность Генеральной прокуратуры по расследованию нарушений при приватизации ЗАО «Днеправиа» (уголовное дело было заведено ещё весной 2015 года) наш Пезидент, с одной стороны, пытается принудить парламентскую группу «Возрождение» (её возглавляет экс-регионал Виталий Хомутинник), которая финансируется Коломойским, войти в новую коалицию в Верховной Раде. А, с другой, заставить Игоря Валентиновича не выпендриваться на предстоящем летом этого года конкурсе по продаже Одесского припортового завода. А именно, не сильно задирать цену во время торгов и не подавать в суд на победителя. Ведь в 2009 году компания Коломойского «Нортима» стала победителем конкурса по продаже ОПЗ, но по распоряжению тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко, его результаты были признаны Фондом госимущества недействительными.
О коррупционности сначала покупки, а затем перепродажи через несколько лет Коломойскому Виктором Пинчуком (зятем президента Кучмы) «Никопольского ферросплавного завода» автор уже писал в одной из предыдущих статей. Напомним, что Высший хозяйственный суд даже в 2005 году вынес решение о возврате НПЗ государству. Но из-за продажной позиции президента Ющенко оно не было выполнено. Этот факт настолько очевиден, что игнорирование его (то есть не открытие уголовного дела) само по себе уже ставит диагноз нашей правоохранительной системе.
Оглушительные приватизационные откровения Коломойского
Ещё более коррупционно выглядит история приватизации «Криворожского железнорудного комбината». О ней стало известно год назад из заявлений, сделанных Игорем Коломойским на заседании Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Верховной Рады.
По словам Коломойского приватизация «Укррудпрома», в рамках которой продавался КЖРК, изначально задумывалась так, чтобы ограничить круг участников будущей возможной приватизации, и для того, чтобы это попало в определенные руки. В судебном иске Пинчук рассказывает, что приобрел у меня предприятие Криворожский Железорудный Комбинат (КЖРК). Якобы он заключил с нами сделку, и мы продали ему это предприятие.
На самом деле, он трактовал в английском суде вымогательство взятки, которая полагалась для Кучмы за подписание закона об особенностях приватизации «Укррудпрома».
Чтобы выиграть приватизационный конкурс по «Криворожскому железнорудному комбинату», Коломойский пообещал отдать Пинчуку половину акций предприятия, чтобы президент подписал закон об особенностях приватизации «Укррудпрома». Когда Игорь Валентинович отказался это делать, тот пробовал с августа по декабрь 2004 года вымогать их при помощи админресурса, которым владел Кучма, как президент.
Потом с декабря 2004 года до какого-то периода Пинчук пытался этим заниматься в разных криминальных структурах. Когда это не получилось, он пошел в английский суд. То есть он при помощи Лондонского правосудия продолжал вымогать взятки для Кучмы!
По утверждению Коломойского с приватизацией других энергокомпаний в период президентсва Януковича вышла такая же ситуация. «… Нам четко было сказано, что Янукович конкретно вызывал потенциальных покупателей, и говорил, что тут у нас есть системные люди с системными интересами, поэтому особо не суйтесь – «Секир-башка, снег упадет, совсем мертвый будешь!»
Даже в узком ограниченном клубе электриков были те, кто более правые и более левые. Это касается Днепроблэнерго, Днепрэнерго (приватизированы ДТЭК Рината Ахметова), Винницаоблэнерго (контролируется Константином Григоришиным), Закарпатоблэнерго, (контролируется Игорем Тынным, по информации СМИ, купленные в интересах Сергея Левочкина) Волыньоблэнерго (контролируются российской VS Energy российского биззнесмена и политика Бабакова), Захидэнерго, Киевэнерго (контролируются ДТЭК Ахметова)… Донбассэнерго (компания была приобретена донецким бизнесменом Игорем Гуменюком в интересах Александра Януковича) тоже забрали.
Они как начали в 2011 году приватизировать, так мы просто читали об этом как сводки из зоны АТО. Там Фирташ покупал по нескольку облгазов каждый день, больше никто не участвовал в конкурсе, а ДТЭК покупал облэнерго и генерации».
Днепрэнерго, по словам Игоря Валентиновича, украли дважды. «Второй раз в 2012 году. По-моему, тогда была приватизация 25%. Причем пакет умышленно разбили на две части. У государства оставалось 50%+1 акция. То есть умышленно разбили на две части и продали Ахметову 25%. К тому времени он владел 40%.
Мы судились, было даже решение Верховного суда. Потому что Ахметов кредитовал предприятие, а потом долги в процессе банкротства превратил в акции. Это было незаконно уже тогда – у нас нельзя превращать долги в акции, а он это сделал. Как-то провел эмиссию и получил около 40%.
Наша компания «Бизнес-инвест» получила решение ВСУ, которое было не выполнено и по приходу Януковича они его аннулировали».
Показательная бездеятельность правоохранительных органов
В своём выступлении на Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Игорь Коломойский предлагал создать Временную следственную комиссию Верховной Рады, а ГПУ более предметно заняться коррупционной приватизацией 1990-х – 2000-х, вплоть до реприватизации и национализации.
Однако прошло уже более года, однако ни о каких уголовных делах в отношении Виктора Пинчука, Рината Ахметова, Игоря Тынного и других фигурантов грабительского дерибана госсобственности ничего не слышно. Они в отличие от Игоря Коломойского сумели договориться с президентом Порошенко.
Но возвратимся к уголовному делу по поводу приватизации «Днеправиа». Оценивала его совместное предприятие «Увекон». Именно то, которое на конкурсе 19 февраля текущего года отобрано Фондом госимущество для оценки Одесского припортового завода. Оно оценило 94,57% государственный пакет акций «Днепроавиа» в 58,4 млн грн.. что по мнению специалистов Института судебной экспертизы и ряда других оценщиков значительно меньше реальной рыночной стоимости этой компании на то время.
Целенаправленный выбор оценочных коррупционеров
Получается интересный коленкор: ФДМУ отбирает для оценки показательного объекта Одесского припортового завода фирму с откровенно коррупционным прошлым. Её легко «мотивировать» определить нужную цену. Президент с помощью Генеральной прокуратуры давит на Коломойского, чтобы тот не выиграл приватизационный конкурс по Одесскому припортовому заводу. То есть интерес Порошенко продать ОПЗ по приемлемой для СВОИХ стоимости налицо.
Но «в дерьме» оказывается руководство Фонда госимущества. Во-первых, при новом заме председателя ФДМУ Натальи Лебедь это становится уже системой. Напомним, что в ноябре 2015 года конкурс по такому важному объекту, как необоротные активы Национальной телерадиокомпании выиграла оценочная компания председателя Украинского общества оценщиков Алексея Амфитиатрова «Остров», которая имеет не менее коррупционное прошлое, чем «Увекон» Шалаева.
Во-вторых, приватизационное ведомство разработало и утвердило 31 января новое Положение, по которому оценочные конкурсы по стратегическим объектам будут выигрывать фирмы руководства и ведущих оценщиков УТО. Так и вышло по 4-м облэнерго.
Вот такая с подачи нашей Верховной Рады «честная, прозрачная» и весёлая приватизация ждёт украинский народ уже в ближайшие месяцы.
По материалам: hvylya.net