Превратности децентрализации

664

15Еще в апреле 2014 года была принята концепция реформы местного самоуправления и территориальной организации власти. Эта концепция и начала процесс реформы, которая сегодня официально называется децентрализацией.

Данная попытка была не первой с момента получения независимости Украиной – и в 2005 и в 2009 реформы были провалены. Подобная концепция была подготовлена в 2005 году вместе с законопроектом, однако они так и не были приняты. Более серьезно подошли к вопросу в 2008-2009 году, когда было сформировано министерство регионального развития и строительства. В результате его работы в июле 2009 года правительство одобрило концепцию реформы местного самоуправления, но в другой версии, отличной от сегодняшней. Тогда распоряжение об одобрении концепции было опубликовано на правительственном сайте, а ее текст просто пропал. Тем не менее, в министерстве продолжили работу над реализацией концепции, впрочем, из этого ничего так и не вышло. До 2013 года в плане децентрализации были лишь обратные шаги. По сути, в 2014 году Украина была очень централизованной страной, но формально, а по сути, была уде поделена на регионы с очень слабым местным управлением. Сформированная вертикаль исполнительной власти была политической, а местные власти представляли интересы региональных политиков, но никак не государства.

В 2014 году правительство решилось на выполнение реформы децентрализации, которая в тех условиях могла показаться опасной для существования государства. К 2015 году было принято множество нормативных актов, упорядочены бюджетные потоки. Была децентрализована сфера строительного контроля, административные услуги и так далее. За 2015 год сформировали 159 объединенных территориальных громад – на сегодняшний день их уже 367. Даже в Европе одобрили высокие темпы начатой реформы. Местному самоуправлению удалось увеличить свои бюджеты и даже казалось, что реформа действительно набирает обороты. Но в процессе выявилось множество проблем, многие их них не были предусмотрены еще на стадии разработки нормативных актов или же стали последствием деятельности должностных лиц. Чтобы реализовать реформу без препятствий нужно мониторить ее внедрение. Однако такой политический орган сформирован не был, притом что уже есть целая государственная стратегия регионального развития до 2020 года. Она содержит множество пунктов, таких как определение потенциальных административных центров из городов областного значения и населенных пунктов со статусом районных центров, но на деле города областного значения выпали из этого процесса по причиной деятельности центральной избирательной комиссии. По мнению ЦИК, для этого нужно будет менять границы района, расположенного вокруг города. Из-за таких препятствий ГСРР-2020, предусматривающая положительное влияние городов на ближайшие сельские поселения остается только на бумаге, и села не могут улучшать свою инфраструктуру. Соответственно многим украинским гражданам не удастся пользоваться преимуществами децентрализации.

Определенные проблемы существуют и с бюджетом. После принятия госбюджета на 2017 год появились такие сложности, которые способны свести на нет эту реформу. Прежде всего, они связаны с финансами, а именно с субвенциями, которые способны оказать влияние на ход реформы.

В нынешнем году власти предстоит решить множество дополнительных проблем, так как создание объединенных территориальных громад в районах забирает у нынешних районов ресурсы. Мало того некоторые районы на сегодняшний день состоят из одной громады и при этом в них функционирует районная рада и райгосадминистрация, имеющая определенные полномочия, но не имеющая ресурсов даже для содержания себя. Из-за этой проблемы районный уровень еще в прошлом году стал блокировать реформу. Многие политики также настаивают на установлении государственного надзора за принятием решений местной властью.

Проводимая реформа предполагает усиление роли местного самоуправления и соответственно децентрализация влечет за собой риски принятия незаконных или даже антигосударственных решений в органах местной власти. Например, в прошлом году семь областных рад приняли решения, превышающие их полномочия и предусматривающие договорные отношения между государством и регионами. Фактически это может привести к федерализации, и такие решения могут быть впоследствии использованы для других целей. Поэтому уже сейчас в парламенте звучат призывы к тому, что нужно немедленно реализовывать ч. 2. ст. 144 Конституции Украины об установлении процедур прекращения решений органов местного самоуправления, если они будут не соответствовать законам или Конституции.

Уверенный ход реформы децентрализации стал откроено замедляться к концу 2016 года, когда стали появляться угрозы этому процессу. Впервые они всплыли еще с принятием госбюджета на 2017 год. В правительстве так и не придумали, каким образом быстро реагировать на сложности, возникающие при проведении реформы. В Верховной Раде не проявляют никакой активности для того, чтобы принимать законопроекты, требующиеся для реформы.

2017 год может радикально изменить ситуацию как в лучшую, так и в худшую сторону, причем для того чтобы уйти в лучшую сторону нужно сделать намного меньше – хотя бы принять соответствующие законопроекты, и пересмотреть принятые ранее, в особенности касающиеся бюджета-2017. Украине предоставлено множество ресурсов, в том числе и международными донорами, не хватает лишь времени. Реформа децентрализации является единственной, имеющей четкую идеологию и более-менее четко реализуемую, и потерять ее именно сейчас нельзя.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org