Правосудие: Срок за чужое преступление

774

«Если проиграем апелляцию, надеяться больше не на что», - сказала мне дочь капитана Владимира Устименко перед заседанием Апелляционного суда столицы. Мы долго говорили о том, что приговор еще можно попытаться оспорить в кассационной инстанции, но казалось, что молодая женщина уже утратила веру в украинское правосудие. В то, что служители Фемиды захотят вникать в сложную и запутанную историю двух моряков судна «Би Атлантик», которых власти Венесуэлы обвинили в контрабанде кокаина. Так и случилось.

Судьи выполнили положение международной конвенции, привели приговор венесуэльской стороны в соответствие с украинскими законами и осудили капитана Владимира Устименко и второго помощника Юрия Датченко на девять лет лишения свободы. «Мы думали, что готовы ко всему, но такого решения не ожидали. Мы пять лет провели в аду и надеялись, что скоро все закончится», - говорит Галина Датченко, которая пришла в суд поддержать мужа.

Пять лет, о которых говорила Галина, действительно были для семей моряков кошмаром. Владимира Устименко и Юрия Датченко задержали в Венесуэле в августе 2007 года, предъявив сомнительное обвинение в контрабанде наркотиков и связях с наркомафией. Как рассказала МАИР дочь капитана Наталья, 12 августа после окончания погрузки в венесуэльском порту Маракайбо, местные власти провели проверку подводной и надводной частей судна, стоящего у причала, на предмет наркотиков. Причем эти проверки запросила сама компания-судовладелец. Причина - напряженная обстановка, сложившаяся в Венесуэле из-за наркотраффика. Доскональное обследование, дважды проведенное со специально обученными собаками, засвидетельствовало: наркотиков нет.

Для прохода по фарватеру, чтобы выйти в открытый океан, нужен был лоцман. Судно вывели на ближний рейд, поставили на якорь и стали ждать лоцмана. Однако вместе с ним 13 августа прибыли полицейские. Тогда-то в районе пера руля, на глубине восьми метров ниже ватерлинии, и были обнаружены 128 килограммов кокаина. Наркотики были привязаны к винту веревками.

Моряков сразу задержали и отправили сначала под «домашний арест», а потом - в местную тюрьму. При этом чем больше о ситуации говорили публично, тем хуже было задержанным. Родным пришлось даже искать деньги, чтобы «купить» им право на жизнь - местные зэки установили своеобразную дань «за проживание», не заплатишь - могут и убить.

Позднее близкие моряков поняли, что это испытание было еще не самым страшным. Настоящий ад начался тогда, когда Юрия Датченко и Владимира Устименко приговорили к девятилетнему заключению и отправили отбывать срок в тюрьму Сабанета, которая находится на острове Маргарита в Карибском море, в 60 километрах от материковой части. В этой тюрьме нужно было платить за все: еду, воду, лекарства. А главное – молиться, чтобы не убили. По словам моряков, на территории Сабанеты расположены бараки с заключенными, которые поделены на группировки. Там постоянно стреляют - банды выясняют отношения друг с другом.

Вытащить из этого пекла украинских моряков удалось только через полгода. Но после возвращения в Украину они отправились в следственный изолятор - ждать, что решит украинский суд. А местным медикам пришлось в буквальном смысле бороться за их жизни. Владимир Устименко перенес несколько тяжелейших операций, ему удалили почку.

В марте текущего года Деснянский районный суд столицы, рассмотрев дело моряков, засчитал им в наказание время, которое они провели в венесуэльской тюрьме и под домашним арестом - 3 года и 7 месяцев. После вынесения приговора Владимира Устименко и Юрия Датченко сразу же освободили.

Но прокуратура подала апелляцию, считая, что судья, рассматривавшая дело венесуэльских пленников, превысила полномочия. Мол, в силу определенных международных договоренностей она должна была подтвердить вердикт иностранного суда, а не выносить новый приговор. Апелляционный суд принял во внимание доводы прокуратуры и вернул дело на новое рассмотрение. Правда, и во втором случае, уже другая судья подтвердила решение, вынесенное коллегой. Но прокуроры оказались настойчивы в своем желании добиться жесткого наказания и отправить моряков за решетку.

Не меньшее рвение проявляло и Министерство юстиции. «Существует такое мнение Министерства юстиции, они брали на себя ответственность за их экстрадицию сюда, с тем, что моряки должны отбывать наказание полностью», - объясняет адвокат Иван Данилюк.

По словам защитника, в министерстве посчитали, что мягкий приговор повредит имиджу Украины. К слову, особо переживала за престиж страны в данному случае Валерия Лутковская, которая недавно была избрана Уполномоченным Верховной Рады по правам человека. Так что надеяться на ее помощь в будущем родственникам моряков, скорее всего, бессмысленно. В то же время Нина Карпачева, которую В.Лутковская сменит на посту омбудсмена, приложила немало усилий, чтобы освободить моряков. Но они оказались напрасными. На последнем заседании Деснянский районный суд Киева вынес решение о том, что Владимир Устименко и Юрий Датченко должны провести в заключении еще 5 лет. Апелляционный суд столицы оставил это решение в силе. Так что решение кассационной инстанции они будут ждать уже в колонии…

К сожалению, пересмотреть это дело, провести собственное расследование украинская сторона не вправе. Хотя обстоятельства этого дела выглядят, мягко скажем, неоднозначно. Отслеживая эту историю, журналист МАИР общалась с разными экспертами. Большинство из них не исключает, что кто-то просто умело подставил наших соотечественников, и они получили тюремный срок за «чужое преступление».

По словам адвоката Натальи Компанец, Украина подписала международную конвенцию и может ее соблюдать, только приводя приговор другого государства в соответствие с действующим законодательством нашей страны. Хотя судьи могли бы учесть те условия, в которых украинские моряки пребывали в Венесуэле и отнестись к подсудимым более милосердно. В конце концов, речь идет о жизни и здоровье людей.

Выйдя из зала суда, жена Юрия Датченко была настолько расстроена, что повторяла лишь одно: «Юре надо передать лекарство, ему плохо с сердцем».

«Их вина фактически состоит в том, что им привязали наркотики неустановленные венесуэльским судом лица, и они искупают вину чью-то, а не свою», - считает Иван Данилюк. Он добавил, что адвокаты намерены обратиться в кассационную инстанцию, чтобы обжаловать этот, по их мнению, несправедливый и жесткий приговор.

По материалам mair.in.ua