Правительство Шмыгаля: конец эпохи министров

385

На фоне сенсации Баканова и Венедиктовой осталась незамеченной тема отставки министра соцполитики Марины Лазебной. Вместе с тем лишь сейчас многие заметили, что эта отставка стала куда более значимой и символичной, подведя черту под правительством Шмыгаля. Особенно если учитывать, что на место Лазебной назначили Оксану Жалнович, которая фактически является ставленницей главы офиса президента Андрея Ермака. С этого момента над Кабмином офис президента установил абсолютный контроль. Отныне все, что будет решаться на правительственных заседаниях, можно считать волей Ермака, так как принятие решение утверждается большинством членов Кабмина, а не премьер-министром, который лишь оглашает принятые Кабмином решения. Таким образом, теперь Банковая контролирует не только правительственные решения, но и при желании в любой момент может поменять премьер-министра, хотя это и не потребуется, так как Кабмин уже стал ручным.

Новый министр социальной политики Оксана Жалнович ранее была советником Марины Лазебной. Практически все время пока она была советницей, ее лоббировал офис президента. С другой стороны несмотря на то, что она – креатура Банковой, в «Слуге народа» вряд ли хватило бы голосов за ее назначение. Так поддержало ее лишь 209 депутатов фракции. Традиционно их поддержали группы «За будущее», «Доверие» и теперь уже ручные остатки ОПЗЖ.

То, что отставка Лазебной – дело времени, было известно давно. Еще осенью прошлого года считалось, что она из первых кандидатов на вылет из правительства. Тогда об этом говорили на неформальном форуме «Слуги народа», который проходил в Трускавце. Тем не менее, последующие рокировки в Кабмине ее не затронули. Очевидно, что для офиса президента более важной задачей была замена первого вице-премьера Алексея Любченко, а также министра по стратегически отраслям промышленности Урускова, министра экологии Абрамовского и министра обороны Тарана. Возможно это совпадение, но и на их местах оказались креатуры Ермака – Юлия Свириденко, Алексей Резников, Павел Рябикин, а минэкологии в качестве и.о. возглавил Руслан Стрелец. Последний единственный не считался человеком Ермака, хотя именно его пролоббировали с Банковой и все же добились назначения его министром без приставки «и.о.».

С весны 2020 года от изначального состава Кабмина Шмыгаля остались лишь шесть министров. В общей сложности Кабмин состоит из 22 руководителей, включая Шмыгаля, то есть в составе меньшинство. За последние годы офис президента смог заменить пятнадцать министров, причем в минкультуры и минобразования рокировки проходили три раза, а в минэнергетики и минэкономики – пять раз. Эксперты рассматривали возможные варианты усиления вертикали власти Ермаком и обсуждали возможные рокировки, но фактически вся необходимая ротация уже произошла. Из старых кадров Шмыгаля остались лишь министр по вопросам цифровой трансформации Михаил Федоров, министр развития грома и территорий Чернышов, глава МИД Кулеба, министр юстиции Малюсько, министр молодежи и спорта Гутцайт и министр Кабмина Олег Немчинов. В большинстве они являются лишь рабочими персонажами, не имеющими мощного влияния, а выход на Зеленского есть у Федорова и Чернышова. То есть они в целом креатуры Банковой. Более того, именно они – основные кандидаты на премьерский пост Шмыгаля. Не сегодняшний день сам премьер уже не влияет на работу Кабмина, разве что за исключением Немчинова. Повестка правительства теперь полностью контролируется в Банковой, впрочем, как и вся внешняя политика, которую вот уже два года курирует лично Ермак. Глава МИД Кулеба лишь выполняет его указания.

Наиболее влиятельной фигурой в правительстве за последние годы был лишь глава МВД Аваков, однако год назад его успешно устранили. С тех пор между Аваковым и Ермаком нарастает конфликт. На смену Авакову пришел Монастырский, который держится на посту довольно уверенно. С первых дней войны многие предполагали, что внутренняя политика будет замороженной, как и кадровый состав правительства. Однако в последнее время стало понятно, что это не так. Причем речь идет даже не только не о больших должностях, но и руководстве силовиков. Отставка Баканова и Венедиктовой – это в основном достижения не столько Ермака, сколько его заместителя Олега Татарова. В последние пару лет сложилась ситуация, когда не Банковая повторяет функционал правительства, а наоборот – с Банковой полностью управляют Кабмином. И дергать за ниточки будет теперь даже не президент, а глава офиса президента Ермак. На сегодняшний день Зеленский доверяет ему больше чем кому бы то ни было. И будущее самого премьера сегодня полностью зависит от политической необходимости. Все эти рокировки происходят на фоне полного отсутствия политического конкуренции в стране.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org