Пост Яценюка стоил распада коалиции?
Разговоры об отставке Кабмина Арсения Яценюка упорно ходят вот уже длительное время. Уход со своей должности, пока еще действующему премьер-министру пророчили не раз, однако сам Яценюк каждый раз подтверждал свой статус «непотопляемого». Не так давно у многих появился очередной повод поговорить о его отставке. В течение нескольких дней тогда за происходящим в Раде наблюдала вся страна, однако и в этот раз премьеру удалось ухватиться за свое кресло. Несмотря на сбор подписей за его отставку, настойчивое желание доброй половины депутатов и многочисленные политические маневры, ВР так и не поддержала инициативу БПП уволить Арсения Яценюка. Пятым колесом в телеге оказался Оппозиционный блок, депутаты которого сыграли на стороне премьера, в итоге последний продолжил занимать свой пост. Однако на этом события не закончились. Возможно, даже напротив, Украина подошла к тому этапу, когда единство во власти окончательно перестало быть даже видимым – парламентская коалиция развалилась. Это в свою очередь означает начало процесса кардинального переформатирования власти, перераспределения полномочий, ролей, сфер влияния.
Спустя уже короткое время после провального голосования в Раде в Украине разразилась серия очередных громких политических скандалов. Один из возможных претендентов на место премьер-министра Михаил Саакашвили выступил с резким заявлением, в котором назвал происходящее в Верховной Раде переворотом, совершенным украинскими олигархами во власти. Саакашвили прямо обвинил в случившемся, одного из приближенных в прошлом к семье Януковича, украинского олигарха Рината Ахметова. По словам Саакашвили, один из самых богатых людей в стране снова берет контроль над ситуацией в свои руки. Кроме этого, одесский губернатор выразил недовольство тем фактом, что фракция БПП не посчитала нужным выходить из коалиции по примеру «Батькивщины» и «Самопомощи». А последние это сделали, причем, первой коалицию покинула именно «Батькивщина». Это произошло 17 февраля, а еще через день о выходе из парламентского большинства объявили и соратники Садового. Фактически парламентская коалиция перестала существовать даже без помощи депутатов из Блока Порошенко.
С юридической точки зрения, по заявлениям Парубия, коалиция продолжает существовать, ибо насчитывает необходимые 226 депутатов в своем составе. Однако, как считает Юрий Луценко, сегодня наступила не юридическая, но фактическая смерть правящей коалиции. Какие же последствия распад большинства будет иметь для Украины и ее граждан? На данный момент существует несколько вариантов развития дальнейших событий, один из которых предусматривает переформатирование коалиции, другой – досрочные выборы в Верховную Раду.
Кстати, немалую роль в этом вопросе играет «Радикальная партия», которая объявила о своем выходе из коалиции еще в сентябре прошлого года. Именно это может стать помехой для тех, кто рассчитывал на развал коалиции. Проблема здесь заключается в том, что фракция Олега Ляшко вышла из коалиции лишь на словах. С юридической точки зрения, депутаты фракции по-прежнему продолжают в ней находится, а значит, именно благодаря им коалиция существует. Возможно лидеры «Батькивщины» и «Самопомощи» банально просчитались, либо имеют на этот счет свои планы. Впрочем, никто не мешает депутатам Радикальной партии написать свои заявления, пока для этого еще имеется такая возможность.
В случае же если в течение 10 дней, все депутаты, входящие в состав вышедших из коалиции фракций подадут свои заявления, то есть коалиция потеряет свои 226 депутатов, то она распадется теперь уже юридически. На формирование новой коалиции по закону депутаты ВР имеют срок в 30 дней. Если по истечению этого срока большинство так и не будет сформировано (в нашем случае переформатировано), то президент получит полное право на роспуск Верховной Рады. Воспользуется ли он своим правом пока сказать трудно. С одной стороны, в БПП были бы очень рады отставке Яценюка чужими руками, с другой, даже для мало заинтересованных политикой, события последних дней указали еще и на то, что на большую политическую арену выходит Юлия Тимошенко. Вряд ли президенту было бы выгодно играть на руку последней, ведь в течение долгих лет Тимошенко и Порошенко оставались непримиримыми противниками в борьбе за власть, вынашивая план взаимной мести, начиная с 2005 года, когда оба были отправлены в отставку со своих должностей тогдашним президентом Ющенко.
Кроме этого, роспуск коалиции не выгоден президенту еще и потому, что это вряд ли скажется положительным образом на отношении Украины и МВФ, а значит, с дальнейшим получением кредитов могут возникнуть проблемы. Конечно, эксперты считают, что БПП постарается решить проблему «малой кровью», тем самым показав западным партнером свою способность преодолевать политические кризисы, вроде того, который сложился сегодня в Украине.
Если говорить о возможном переформатировании коалиции, то это может означать, что в ближайшее время в стенах Верховной Рады начнутся торги и политические спекуляции. Та же «Радикальная партия» попробует получить от этого, как можно больше выгоды. Сегодня их голоса нужны как тем, кто хотел бы перевыборов, так и тем, кому выгодно оставить все на своих местах. Тем временем, сам Ляшко заявляет о готовности своей фракции к участию в формировании новой коалиции. Теоретически радикалы могут войти в ее состав не только формально, но по факту – считает политический эксперт Ярослав Макитра. Однако, по его мнению имеется и еще один альтернативный вариант, при котором торгующиеся могут поднимать свои ставки довольно высоко, что в конечном итоге приведет к тупиковому положению, и уже спустя месяц-другой не останется иного выхода из ситуации, кроме назначения внеочередных выборов в Верховную Раду.
Еще один вариант коалиции, который сегодня обсуждается не менее активно, это присоединение к правящему большинству Оппозиционного блока. Мандатов Оппоблока более чем достаточно для того, чтобы создать в Раде мощную, по крайней мере, визуально, коалицию даже без участия в ней «Радикальной партии». Тем более что в Раде хорошо известно то, как легко Олег Ляшко меняет свою позицию, и в кулуарах ходят разговоры о том, что связываться с ним может оказаться «себе дороже». Что же касается депутатов Оппоблока, то последние уже неоднократно демонстрировали свои способности действовать в интересах власти. Однако, несмотря на это, далеко не все уверены в том, что политический союз между Оппозиционным блоком, НФ и БПП возможен в принципе. Так, по мнению политолога Сергея Тарана, совместные голосования этих партий в прошлом, это не повод для оформления подобного политического «брака». Кроме этого Таран приводит опыт 2005 года, когда возможность подобного союза уже существовала, одни проевропейские партии предпочли работе в одной команде с регионалами роспуск Рады и проведение внеочередных выборов.
Таким образом, точки зрения специалистов относительно дальнейшего развития ситуации разделились. Одни предвещают перезагрузку власти, другие пророчат новые выборы, однако все они сходятся во мнении, что все будет зависеть от того, как поведут себя сами народные избранники. Иными словами, в ближайшее время наибольшее внимание будет вновь приковано к событиям в ВР, ведь именно там сегодня решается дальнейшая судьба Украины.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org