Послевыборная ломка

790

Крым политический и чиновный лихорадит. И волнует его не то, как будут выживать в эту зиму без зарплаты бюджетники, а что будет после того, как в Киеве улягутся послевыборные пертурбации. Останется ли Могилев в Крыму или президент все-таки найдет в столице достойное место для проверенного кадра? Ответ на этот вопрос, наверное, сегодня не знает и сам крымский премьер, хотя желание его угадать нетрудно. В отличие от мыслей на сей счет Виктора Януковича. Но, думается, тектонических сдвигов в крымских кадровых пластах сейчас быть не должно, в том числе — чтобы не нарушить спокойствие Семьи, которая укореняется на полуострове.

Крым, который в советские времена был и «плавучим эсминцем», и всесоюзной здравницей; в лихие 90-е — бандитским полуостровом и яблоком раздора с Россией, а при «втором» Кучме — уже летней столицей; чемоданом без ручки при Ющенко; с приходом Януковича стал «территорией по дороге из Донецка в Ялту». Но сегодня обретает новый функционал.

VIP-дачники, образно говоря, стали разводить огороды — заводить сюда свой бизнес. На службу поставлены «солнце Клюева» и «ветер Близнюка», «винконьякагропром» под кураторством Присяжнюка, расширяет химический бизнес Фирташ, капает левая денежка с нефтетерминала в Феодосии. На очереди — передача в концессию портов (Ялтинский эксперты уже «расписали» Александру Януковичу, Феодосийский — Дмитрию Фирташу, Севастопольский давно за Ринатом Ахметовым), затем — второго по пассажиропотоку в стране аэропорта в Симферополе, где обозначились интересы разношерстной команды, но все чаще звучат имена Алексея Азарова и Виктора Януковича-младшего.

По большому счету, Крым стремительно поднимается над уровнем компетенции руководства автономии, а площади территорий и перечень вкусных тем, которые еще контролирует Анатолий Могилев, соответственно, уменьшаются. Но это — также мотивация к тому, чтобы закрепиться и кадрово, и ресурсно по ватерлинии, обозначенной высокими интересами, и ниже.

Внешне первые лица автономии демонстрируют уверенное спокойствие и уходят один за другим в отпуск. Сначала спикер Константинов, как бы абсолютно не волнуясь за судьбу терпящей бедствие строительной империи «Консоль», ее руководства, получившего перед выборами уголовное дело, и не сданных в срок объектов, привычно уехал праздновать день рождения за границу. Затем, в самый разгар расклада в Киеве парламентско-правительственного пасьянса, ушел в отпуск премьер Могилев. Обеспечив самую низкую по стране явку избирателей и падение количества голосов за Партию регионов почти на треть в сравнении с кампанией 2007 года, руководители Крыма хвалились на публике сравнением с еще более скромными результатами местных выборов-2010, а главное — победой своих кандидатов в девяти из 10 округов. Кажется, убедили даже Киев. По крайней мере, в «расстрельном» списке губернаторов, как говорят, Могилев не значится.

Но низкие показатели явки и поддержки — отличный способ освободить кресла тех, кто ниже в иерархии власти, с другой стороны — победа в округах освободила кресла двух министров Крыма и мэра в курортном поселке Мирное (Евпатория). В общем, в Крыму началась ярмарка вакансий и третья за последние два года волна кадровой экспансии «македонцев». Всего за неделю она накрыла министерство ЖКХ Крыма, Симферопольский водоканал и чуть не смыла мэра Ялты. В ответ, в сочетании с событиями, которые предшествовали назначениям и попытке отправить в самоотставку ялтинского голову Алексея Боярчука, Могилев и правящая партия получили взрыв народного негодования. Нет, не на улицах — нынешняя власть должна молиться на форумы и соцсети, где народ выпускает пар и голосует «лайками», в отличие от участков.

Конечно, череда событий прошедшей недели может быть совпадением. Но оно не простое, а знаковое.

Фон пошел от событий в Южнобережном отделении АФ «Магарач» — в середине ноября из старинного подвала в Отрадном в Ливадию вывезли крымскую гордость — самую старую на просторах Украины и России энотеку института «Магарач», которая покидала это место только раз за всю ее 184-летнюю историю — в Великую Отечественную ее эвакуировали на Кавказ. До этого вывезли оборудование винзавода, а опытную площадку виноградарей, лаборатории виноделов велено было убрать до начала декабря. Всему виной, как уже доказано, не трещины в подвале — их просто нет, — а соседство «дачи Януковича» и холуйское желание руководства института и его кураторов в Минагрополитики угодить сыну президента Александру — с ним связаны структуры, на которые оформлена земля и роскошная вилла.

В прошлое воскресенье, 25 ноября, из окна третьего этажа отделения клинической больницы имени Семашко в Симферополе выбросился и насмерть разбился Леонид Малык, мэр Малого Маяка (Большая Алушта). В больницу он был госпитализирован после того как, по словам экс-омбудсмена Нины Карпачевой (она родом из Алушты), неизвестные поместили его в психиатрическую больницу в с.Строгановка. Там, сообщала журналистам со слов Малыка Карпачева, ему кололи неизвестные препараты, а после ее вмешательства мэра с диагнозом невроз направили в больницу им. Семашко.

По мнению Н.Карпачевой, Леонид Малык покончил с собой в состоянии нервного срыва: на него оказывали жесткое давление с целью отставки. С мая Л.Малык в группе еще пяти местных чиновников был под следствием — его обвиняли в превышении служебных полномочий при принятии земельных решений. На момент самоубийства городского головы дело уже было в суде, а сам он находился на подписке о невыезде. Любой, кто знает, как пользоваться Единым реестром судебных решений, может найти там массу прелюбопытных свидетельств бурной и спорной земельно-строительной активности Маломаякского сельсовета (территория, на минуточку, от Малого Маяка и до Партенита), большой набор застройщиков, включая крупнейшие компании, выступающих как истцами, так и ответчиками.

Тем не менее история подозрительна ввиду наличия прелюдии с психбольницей (куда, по свидетельствам депутатов, его отвозили люди из крупной строительной компании, водящей дружбу с правоохранителями) и покрытая множеством тайн, которые носит в себе каждый голова прибрежного города или поселка. А некоторые, увы, и уносят их с собой.

За последние два года, т.е. после смены власти в стране и захода в Крым донецкой команды, это уже третья смерть мэра в Крыму. Летом 2010-го из автомата был расстрелян Олег Колодяжный, голова курортного поселка Новофедоровка (Сакский район), зимой 2011 года от выстрела в сердце из охотничьего ружья погиб Игорь Юшко, голова Веселовского сельсовета (близ Судака). Правоохранители определили эту смерть отца троих детей, недавно избранного на пост мэра, и главы местной организации Партии регионов как суицид. Убийство Колодяжного до сих пор не расследовано.

За несколько дней до самоубийства Малыка стало лихорадить депутатский корпус Ялты. По словам депутатов, «донецкое» руководство Совмина Крыма оказывало давление на Алексея Боярчука, требуя подать заявление об отставке по состоянию здоровья. Претензий было якобы две: самый плохой результат по Крыму на выборах и итоги проверки мэрии. Депутатов, в свою очередь, «ломали» на голосование за вотум недоверия мэру. По закону, в случае отставки мэра (добровольной или принудительной, через решение сессии) его обязанности временно получит секретарь Ялтинского городского совета Сергей Илаш, бывший заместитель председателя правления «Укртранслизинга», человек из команды экс-куратора ЮБК времен Джарты Сергея Васютина.

«В Ялту уже приехали „донецкие“ — они сейчас перекупают и «ломают» депутатов горсовета от Партии регионов, чтобы Боярчука снять большинством. Уже 20 голосов набрали», — рассказывали депутаты.

Однако, несмотря на то что источники в Совмине уверяли, что «наверху» отстранение Боярчука согласовано, он сам проявил строптивость и отказался писать заявление о сложении полномочий. «Я не намерен подавать заявление об отставке. В том числе и по состоянию здоровья. Я избран народом, и буду выполнять свои обязанности до окончания срока полномочий», — заявил Алексей Боярчук Центру журналистских расследований.

Думается, Боярчука спасла от отставки смерть Малыка. Накануне сессии депутаты мрачно шутили, что не мешало бы решетки поставить на окна кабинета мэра, и отказывались подчиняться указаниям из Симферополя. Набрать необходимые две трети голосов инициаторам смены власти в Ялте не удалось. Сергей Илаш отказался вести заседание сессии и покинул зал. Город на интернет-форумах ликовал.

Чем закончиться эта первая фронда крымских против макеевских — неизвестно. Боярчук добивается аудиенции у президента. Не с пустыми руками, надо понимать, вернется из отпуска и Анатолий Могилев. Пока же в этой истории есть одна поучительная страница.

Стремительную карьеру в публичной политике (секретарь горсовета, народный депутат от ПР, мэр Ялты, лидер местной организации регионалов) Алексей Боярчук начал с того места, где сегодня стоит «дача Януковича». Ну почти с того — через забор, но теперь это почти одна территория. В 2003 году правительство Крыма передало в аренду участок, где теперь возвышается вилла и где раньше была ампеллографичекая коллекция «Магарача», «Межрегиональному промышленному союзу» тогда еще правой руки В.Януковича Антона Пригодского. А рядом была фирма «Дельфин-2001», где тот же МПС Пригодского был партнером Фонда имущества Украины, которая управляла бывшим санаторием для советских випов «Черноморский». Перед выборами-2004 «Дельфин» поглотил санаторий «Черноморский», а его руководителем в то время как раз и был нынешний мэр Ялты Алексей Боярчук. И, думаю, ни Виктор Федорович, ни Александр Викторович заслуг Боярчука не забыли. Но вот как неудобно и одновременно забавно теперь повернулось…

В целом же, завидев очередную подножку власти себе самой — персонально и в командный зачет, — грешным делом приходишь к версии, что наблюдаешь классическую сетевую войну, которую регионалы ведут сами против себя на своей же территории.

Напоследок ожидаемая, но все-таки неожиданная весть из «Магарача», из Отрадного, которое продолжали всю эту неделю зачищать от науки и истории. Институту вернули четырех белых львов и мраморную доску с именами выдающихся виноделов «Магарача» всех времен — их увозили вместе с содержимым музея института и коллекцией. Привезли обратно и скифскую бабу, стоявшую рядом. Что это означает — пока неизвестно. Но виноградари надеются, планы зачистить от старых помещений территорию рядом с «дачей Януковича» после огласки будут отложены. Вместе с тем лишился должности завотделом, отвечавший за «эвакуацию» коллекции, а в агрофирме «Магарач» полностью сменили руководство, вернув специалистов, которые работали с эстонскими инвесторами.

Не боясь показаться романтиками, виноделы и виноградари размышляют, что никогда не поздно остановить любой процесс, если речь идет о сохранении невосполнимых страниц культурного наследия. И это как раз будет проявлением силы, а не продолжением бульдозерной войны против истории в этом сказочном урочище ЮБК. По-хорошему, здесь всегда хватало места и работы всем, кто хотел созидать, а не разрушать. И старые лозы «Магарача», против которых сейчас пошла очередная «джинсовая» кампания в СМИ, могут дать изумительные вина, которые можно в небольших партиях производить на месте исторического завода. А вместе с историческим подвалом с уникальной коллекцией вин они могут создать такой же уникальный объект винного туризма, которыми являются известные шато во Франции и других странах. Чем не идея для государственно-частного партнерства, кажется, с этого начиналась история с созданием Музея вина?

По материалам: zn.ua