После принятия нового Жилищного кодекса многие владельцы недвижимости станут бесправными
Проект Жилищного кодекса, разработанный правительством Украины, вызвал более чем неоднозначную реакцию общественности – многие категории населения грозят власти акциями протеста.
Вместе с тем принятие ЖК назрело уже давно, поскольку сейчас Украина живет по законодательству УССР, утвержденному еще в 1983 году. Однако подписан кодекс должен быть не в той редакции, которая предлагается на сегодняшний день, считают эксперты.
По словам кандидата юридических наук преподавателя НЮА им. Я. Мудрого Василия Белоуса, новый кодекс содержит много спорных моментов и лоббирует прежде всего интересы бизнеса, а не жильцов.
К примеру, власть намерена реконструировать хрущевки.
– В этой ситуации неплохо было бы взять за образец опыт соседней России, где по программе комплексной застройки было снесено более 1270 «хрущовок», а на их месте возведены новые дома, – считает Василий Белоус. – Реконструкция кварталов происходила по принципу домино: за счет инвестора или государственной программы строили жилье, переселяли туда жильцов из соседнего старого дома, последний сносили, а на его месте строили новый. Это обеспечивало переселение людей в рамках одного микрорайона.
Между тем новый Жилищный кодекс делает владельцев квартир в хрущовках, которые идут под снос, фактически бесправными, отмечает Василий Белоус. Поскольку после принятия документа переселять жильцов власти смогут в любой район города, а не в пределах одного микрорайона, как сейчас. Если же владелец откажется выезжать, его квартиру принудительно выкупят.
– Если ранее жильцов «хрущовок» могли отселять из дома только в случае согласия 100% из них, то сейчас, если даже 90% против, их принудительно отселят либо в аналогичное жилье, либо дадут компенсацию, – говорит юрист. – То есть застройщик заинтересован отселить людей из устаревших домов в центре города, дать компенсацию в размере стоимости квартиры, расположенной где-нибудь в Жихаре, отстроить новое здание и продать с большой прибылью.
Новые правила отчасти имеют смысл, считает председатель комитета по недвижимости, инвестициям и стратегическому развитию харьковского филиала Европейской бизнес-ассоциации Игорь Балака. В Харькове существуют целые районы – Москалевка, часть Павлового поля, старой Алексеевки -- где есть двухэтажные застройки, вместо которых можно возводить высотки. Но положение действующего законодательства о стопроцентом согласии жильцов делает расселение старых домов практически невозможным.
– Между тем, если 70-80% людей не против отселиться, а остальных эти условия проживания устраивают, страдает воля большинства, – говорит Игорь Николаевич. -- Проблема же в том, что в новом Жилищном кодексе одной статьей решается то, что должно быть предусмотрено отдельным законом и не на одной странице.
Поэтому в столь схематичном виде, по его мнению, кодекс принимать нельзя -- он требует более глубокой проработки. Однако и тянуть с этим вопросом больше нельзя.
– Возможно, здесь и лоббируются интересы застройщиков, но в данном вопросе я на их стороне, – говорит Игорь Балака. -- Поскольку государство однозначно говорит, что на эти цели у него денег нет и в ближайшее время они вряд ли появятся, проблему можно решить только за счет частного инвестора. Но компаниям нужно установить четкие правила, полностью прописывать механизм -- и не отдельной строкой, а какими-то более серьезными законодательными актами.
Не менее спорным моментом в проекте Жилищного кодекса является принудительное создание общества совладельцев многоквартирных домов. То есть если в течение трех месяцев после ввода в эксплуатацию многоэтажки жильцы не создали ОСМД самостоятельно, за них это сделает местная власть.
– То есть вводится такое понятие, как «компания по управлению имуществом» или «исполнитель услуг по управлению домом». Речь идет об обязательном создании кондоминимума в каждом доме и обязательном заключении обществом собственников квартир договора с такой управляющей компанией, – говорит Василий Белоус. – Если жильцы этого не могут сделать в силу каких-то причин или попросту не хотят, местная власть сама определяет, кто будет обслуживать их дом. Таким образом, монополист сможет устанавливать любые тарифы на услуги ЖКХ, зарабатывать на аренде помещений, крыш, придомовой территории.
Такое положение эксперт считает нарушением Конституции и Гражданского кодекса.
– Монополия – это всегда плохо, - согласен с ним Игорь Балака. - Нужно разрабатывать механизм, который сможет демонополизировать рынок и заставить каждую управляющую компанию бороться за то, чтобы получить право обслуживать жильцов дома.
vecherniy.kharkov.ua