После Нормандии: суперсценарий по Минску провален?

361

Перед Нормандской встречей у украинской делегации были весьма оптимистические настроения. Владимир Зеленский, наконец, смог лично увидеть Путина и не потерял поддержку со стороны Макрона и Меркель. Впрочем, оптимизм был чрезмерным, особенно с учетом большой сложности темы. В офисе президента чуть ли не утвердила, что придумали некий суперсценарий, которым могут полностью изменить весь процесс. Однако официально объявленный результат вызвал недоумение как у сторонников мира, так и у националистов. Результатом стали договоренности об очередном обмене пленными, прекращении огня, расширении миссии ОБСЕ, разведении войск. Совершенно непонятно о каких суперсценариях говорили у Зеленского.

Впрочем, в отличие от Порошенко у Зеленского была возможность добиваться некоего усовершенствования Минских соглашений – он уже не раз заявлял, что эти соглашения он не подписывал, при этом утверждал, что способен их изменить. К тому же все сроки, по которым все соглашения должны быть исполнены, уже истекли. Так, например, вопрос принятия новой Конституции нужно было решать до конца 2019 года. Очевидно, на переговорах это пытались приводить в качестве аргумента, но тут уже Макрон и Меркель стали «в позу», так как Конституцию не приняли именно в Украине, то есть приступили к срыву фактически подписанных соглашений. Если продолжать настаивать на этом моменте, то логично, что Запад должен применить санкции к Украине. Вместе с тем делегация Зеленского привезла внушительные результаты исследований нескольких сотен различных военных конфликтов, из которых следовало, что без взятия границы под контроль насилие было невозможно остановить. Кроме того, делегация утверждала что ОБСЕ, которым придется наблюдать за легитимностью выборов, и сами туда не поедут, так как боятся. Непрямым образом Меркель пыталась поддерживать Киев и намекнула, что соглашения будут оживлены, но Путин настаивал на том, что пункты о границе являются ключевыми и менять их нельзя, а попытки Украины пересмотреть Минские соглашения Борис Грызлов назвал провокационными. Несмотря на это, новая украинская власть заявила свое мнение о Нормандском формате. В Киеве предложили создать новую рабочую группу к тем, что уже существует, либо расширять полномочия группы безопасности для контроля над границей, однако к этим предложениям никто не прислушался.

На Нормандскую встречу прибыл и министр МВД Аваков, который предлагал формулу совместного патрулирования с формированием патрулей из представителей нацполиции, местной народной милиции и представителя ОБСЕ. Для того сценария нужно политическое решение, которого также не появилось. Сейчас Путина устраивает и обычное затягивание времени. Но в офисе президента считают, что все не так и у Киева всегда найдется выход. Пока с выходом еще никто не определился, так как придется выбрать один из сценариев – Приднестровский с неподконтрольными территориями, но без боевых действий или Карабах, где периодически возникают стычки. Вместе с тем у Зеленского признали, что план отправить на Донбасс Сивохо со своей делегацией не сработал. Очевидно, в Донецке его не воспринимают как миротворца. В окружении Зеленского даже пожаловались, что ждали, что по результатам опроса на тех территориях авторитетными персонажами для установления мира назовут, например, Бубку с Подкопаевой, а вместо этого там назвали Путина и Соловьева. По этой причине в офисе президента считают, что какими бы демократически и не были выборы на оккупированных территориях – к власти там с большей вероятностью придут те же самые представители ЛНДР. Заодно там ссылаются на опыт других конфликтов, где после прекращения огня и выборов проходило несколько лет, пока, наконец, сформировалась относительно нейтральная местная политика.

Зато у Зеленского придумали свою хитрость, чтобы переиначить 11 пункт Минских соглашений, где говорится о том, что Киев должен проводить консультации и согласовать решения с представителями оккупированных территорий, однако там не предусмотрено кто именно назначать таких представителей. У Зеленского считают, что это переселенцы, которые уехали с Донбасса на подконтрольные территории. Помощник президента Андрей Ермак заявил, что необходимо сформировать совет и с оккупированных территорий назначит по одному своему представителю, а также в него войдут по одному представителю из переселенцев. В итоге этот совет выберет по три представителя от каждой стороны, и именно с ними будут проводиться консультации. Так или иначе, но любые выборы там могут проходить только после изменений в украинское законодательство.

Парламент без особых препятствий продлил действие существующего, но при этом не работающего закона «Об особом статусе Донбасса». Зеленский тем временем собирался написать вместе с общественностью некий новый законопроект, в котором тоже нет никакой ясности. Начнут ли его писать в ближайшие дни или уже после следующей Нормандской встречи – неизвестно. Скорее всего, все миротворческие инициативы будут перенесены уже на следующий год.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org