Политические проблемы президента Порошенко

680

PPСтав президентом, Петр Порошенко недалеко ушел от своего предшественника Виктора Януковича в вопросах вертикали власти. Он старательно строил систему управления так, чтобы за ним оставалось окончательное решение в любом вопросе. Помимо возможности оперативно контролировать ситуацию и ряда других плюсов есть и существенные минусы. Там где нужно проявить тактику президент не может этого сделать. Отказ делиться влиянием для Порошенко обернулся большим количеством зависших конфликтов, на решение которых у него нет времени. Мало того что он не может справиться с ними самостоятельно помочь ему также некому, а выбывающие кадры не находят себе замены, так как в президентской команде просто нет запасных, зато непомерно растут аппетиты окружения, которые создают новые нерешаемые конфликты. При этом и старых накопилось немало – это и необходимость создания стабильного большинства в парламенте и замена премьеру Гройсману, обновление ЦИК и счетной палаты, замена Валерии Гонтаревой, а также спор между НАБУ и антикоррупционной прокуратурой. Каждый из этих вопросов фактически упирается в политическую волю Порошенко, но решить их одним махом невозможно, так как приходится много и долго торговаться и, похоже, президент постепенно активизируется в этих торгах.

На ближайший месяц нардепам предстоит работать в округах и комитетах, по сути это является для них отпуском. Тем временем президенту, премьер-министру, руководству Народного фронта и БПП предстоит много договариваться о балансе сил и поисках кандидатов, пока депутаты будут отдыхать. Прежде всего, предстоит решить, что делать с Гройсманом. В отличие от того как делал свой парламентский отчет Яценюк, премьер решил пойти легким путем и отчитался сначала перед комитетом. Напомним, что им руководит соратник Яценюка Иванчук, а это говорит о том для Гройсмана гораздо большим союзником стал «Народный фронт», а не Блок Порошенко, из которого он фактически вышел. В то же время и Яценюк сам периодически нахваливает Гройсмана, называя его лучшим премьером, тогда как назначивший последнего Порошенко ни разу не говорил ничего подобного. Комитет никак не критиковал правительство, а только нахваливал. Более того, этот отчет напоминал приятельские посиделки, а не отчет о работе с ожиданием критики. Очевидно, что правительственных перестановок пока не ожидается и причина тому проста – вряд ли удастся собрать в парламентском зале 226 голосов, причем неважно для отставки ли Гройсмана или наоборот для поддержки. Хотя торги наверняка продолжаются как минимум вокруг ряда министров. В кулуарах парламента говорят о возможности отставки министра финансов, инфраструктуры и аграрной политики.

Впрочем, все же претензии есть не только к министрам, но и к премьеру. Прежде всего, этому способствует ухудшение отношений между президентом и премьер-министром. Попав на пост фактически как креатура президента Гройсман все больше пытается выйти из-под его контроля, а в последние месяцы он старательно пытается вести самостоятельную политику и открыто налаживает связи с разными группами влияния. Теперь он уже не только выполняет президентские поручения, но и задает свою игру, как например, вышло с повышением минимальной зарплаты. Наверняка эту идею собирался предложить Порошенко, но Гройсман перехватил ее. Подобные попытки собирать популистские очки на Банковой рассматриваются крайне негативно. Так или иначе, торги вокруг Кабмина сейчас достигают наивысшей точки. Подобная ситуация сложилась и в парламенте, в частности все больше поговаривают о том, наберется ли в коалиции БПП и «Народного фронта» достаточное количество голосов – не исключено, что никакой коалиции вовсе нет.

С начала года в Блоке Порошенко демонстративно говорили о том, что главное не сколько депутатов подписали коалиционное соглашение а сколько депутатов голосует за нужные решения. И если бюджет поддержали 270 депутатов, то, следовательно, коалиционные идеи имеют 270 голосов. Отказавшиеся от поддержки коалиционных идей могут считаться оппозицией. Тогда об этом говорил Серегей Березенко, являющийся одним из лидеров БПП. При этом в Блоке Порошенко говорят о том, что официальных 226 голосов требуется только для внесения кандидатуры премьер-министра, однако, на сегодняшний день и первое, и второе – очень важные детали. Например, если в вопросе замены Гройсмана будет достигнут консенсус, то придется так или иначе голосовать, и тут появится вопрос – а есть ли хотя бы 226 голосов у той самой коалиции? И тогда разговор перейдет из абстрактной плоскости в практическую, которую могут доказать, и здесь может появиться множество непредвиденных проблем. К примеру, в результате серьезных конфликтов между группами Порошенко и Коломойского депутаты из группы влияния последнего могут сыграть в другую игру и даже выйти из коалиции, о чем периодически упоминают.

Не стоит забывать, что громко названное большинство «270 голосов» так же не работает. Примером тому является голосование за законы в Конституционном суде. В парламенте весь день рассматривали этот закон и провалили его голосование. Но показательным здесь является и то, что данный закон был крайне важным для президента. Ведь он официально поставит одной из важных целей судебную реформу. В течение девяти месяцев законопроект в Конституционном суде подвергался доработкам и изменениям, и огромное количество сил и времени было потрачено впустую, а оказалось, что коалиция фактически не работает. Впрочем, в БПП уже поспешили свалить всю вину на «Батькивщину». Вина виной, но очевидно, что это поражение именно команды Порошенко.

Аналогичные проблемы есть и с решением других вопросов – как с главой НБУ, так и с антикоррупционными неразберихами. Решить их Порошенко необходимо в течение месяца. Однако все пока находится на стадии торгов, при этом горячих точек вокруг президента становится все больше, пока он лишь пытается разбираться со старыми проблемами.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org