Покупай украинское, а то «доллар будет по 50». Есть ли смысл в патриотическом потреблении?

915

Доминирование импорта над экспортом заставляет НБУ постоянно тратить валютные резервы. Могут ли простые украинцы помочь, покупая отечественные товары?

В последние месяцы Украина покупает импортных товаров на миллиарды долларов больше, чем продает за границу, и этот показатель только растет. В июле негативное сальдо торгового баланса превысило $2 млрд.

Таким образом, из Украины вытекает валюта, усиливается давление на гривню и золотовалютные резервы. Если ничего не изменится, доллар по 50 (а может быть и больше) может стать реальностью.

Помимо государства, повлиять на ситуацию может попробовать каждый из нас — покупая украинские товары вместо импортных. Об этом уже говорят некоторые экономисты, пишет LIGA.net.

Кризис платежного баланса

Из-за войны в Украине резко сократились как импорт, так и экспорт, но когда страна подстроилась под новые условия, возобновление импорта всегда опережало экспорт. Поэтому количество товаров и услуг, которые Украина экспортирует, значительно уступает импорту, в связи с чем происходит утечка валюты за границу.

За январь-июнь сальдо платежного баланса (разница между экспортом и импортом товаров и услуг) — минус $10 млрд.

Это создает сильное давление на гривню, ведь спрос на валюту выше предложения. Девальвация национальной валюты чревата ускорением инфляции и обесцениванием сбережений населения.

В такой ситуации Нацбанк вынужден покрывать разницу с помощью золотовалютных резервов.

После рекордных интервенций НБУ в июне (минус $4 млрд), в июле ситуация значительно улучшилась — регулятор потерял $1,2 млрд. Однако в августе она снова начала ухудшаться — уже минус $1,33 млрд.

Пока спасают международные партнеры, финансовая помощь которых помогает наполнять резервы. Если в конце августа у Украины было $22,4 млрд резервов, то благодаря трехмиллиардному гранту США они выросли до $25,4 млрд. Но такая помощь будет поступать не каждый месяц.

Покупай украинское — спасай гривню

На фоне проблем с платежным балансом некоторые экономисты стали призывать к отказу от импортных товаров в пользу отечественных, чтобы замедлить утечку валюты из страны.

Каждые 100 грн, потраченные на украинский продукт, значительно лучше, чем потраченные на импорт, говорит старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай. По его словам, альтернатива этому — истощение валютных резервов.

«Это позволит избежать сценария доллара по 50 или даже по 70», — говорит он.

Идею потребительского патриотизма также поддерживают основатель инвестгруппы «УНИВЕР», депутат Киевсовета Тарас Козак, бывшая эксперт Киевской школы экономики, а ныне заместитель министра соцполитики Дарья Марчак, экономист ЦЭС Мария Репко, инвестиционный банкир из Dragon Capital Сергей Фурса.

«Я лично стараюсь покупать отечественные товары, при отсутствии — не покупать российские и беларуские», — говорит Козак.

По его мнению, проще всего заместить импорт в категориях «продукты питания», «одежда», «бытовые товары».

Пищевая и легкая промышленность (одежда), товары для дома (керамика, текстиль, декор) — называет Мария Репко список отечественных товаров, не уступающих импортным.

«Стильные и замечательные (товары для дома. — Ред.), я предпочитаю локальных мастеров, в частности, люблю покупать посуду у нескольких киевских гончаров… Сейчас, кстати, есть еще украинские туристические бренды неплохие, ну и конечно книги и Такфликс, а также Uklon вместо Uber», — добавляет она.

Юрий Гайдай также не только поддерживаает такую идею, но и сам следует ей: «Все, что мог, я заместил украинскими производителями, и если это не критическая потребность, например, какой-то деликатесный сыр, то я просто от него отказался. Люди должны понимать, что это столь же важная помощь, как и поддержка ВСУ».

Тарас Козак указывает, что пиар-кампанию — что-то вроде «Покупай украинское!» — должно было бы проводить государство. Но влияние лидеров мнений также важно.

Гайдай, в свою очередь, отмечает, что украинцы в вопросах экономики не очень доверяют государству, поэтому нужно привлекать медиа и гражданское общество.

«Будет классно, если это будут объяснять опинион-лидеры в каждом сегменте общества — от тик-токеров до авторитетов среди пенсионеров», — подытожил экономист.

Другое мнение

Нардеп от фракции Голос Ярослав Железняк считает, что смысл в переходе на отечественные продукты есть, однако макроэкономически это не поможет. Такого же мнения экономист, исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук.

«Это все очень хорошо, но я думаю, люди ориентируются на другие вещи. Даже если будет какая-нибудь массовая информационная кампания, это не будет сильно влиять, потому что люди пытаются покупать то, что дешевле, и то, что лучше. Совершенно другие принципы поведения», — говорит он.

Финансовый аналитик CASE Украина Евгений Дубогрыз соглашается с таким мнением, подчеркивая: опинион-лидеры — это для «продвинутой части среднего класса», а это слишком малая аудитория, чтобы было хоть какое-то влияние в больших объемах.

«И потребительские товары это еще не все. Есть оборудование. Есть критический импорт для нужд армии, лекарства. Есть товары длительного потребления, которых нет в Украине. Это все мы так или иначе потребляем», — добавляет он.

Политика государства (высокая учетная ставка, фиксированный курс гривни) сейчас, прежде всего, направлена на поддержание потребления, сохранение уровня жизни людей, продолжает Боярчук, а значительная часть этого уровня жизни держится на импорте. И люди не будут задумываться по каждому товару — импортный он или нет.

«Вам нужен кофе, а кто в Украине кофе производит? Какая-то одежда или другая продукция для ребенка — вы будете смотреть, что лучше для ребенка, а не откуда оно», — подчеркивает экономист.

По мнению Боярчука, сейчас только два варианта для выравнивания платежного баланса — увеличение экспорта или искусственное сокращение импорта.