Почему власть практически не расследовала преступления на майдане?

502

Развал следствия по преступлениям банды Януковича имеет конкретных заказчиков и исполнителей.
Отчет Совета Европы о расследовании событий на Майдане подвел жирную черту под «усилиями» команды президента Петра Порошенко. Вкратце вердикт партнеров Украины из ЕС таков: власть Украины почти ничего не сделала для того, чтобы расследовать убийства десятков людей на Майдане Независимости и возле него. Хуже того: силовые ведомства (ГПУ и МВД) затянули расследование и даже препятствовали ему. Емкое слово «саботаж» европейцы в своем отчете не использовали — это не в практике ЕС. Но саботаж был. И остается.
Мы не ограничены рамками дипломатии, и потому опишем ситуацию с расследованием трагических событий, имевших место в ходе Революции Достоинства, без «красивостей».
Итак, за год с лишним после расстрела «небесной сотни» сменились три генпрокурора, но ни одно из дел так и не передано в суд. Ни против рядовых исполнителей, ни против организаторов, ни против заказчиков. Подчеркнем: эти резонансные уголовные дела и эпизоды уголовных дел касаются убийств, массовых убийств с особой жестокостью и цинизмом. То есть все силы следственных аппаратов МВД и ГПУ руководством этих ведомств должны были брошены на раскрытие в кратчайшие сроки этих особо опасных преступлений.

А руководство государства должно было оказать правоохранительным органам режим наибольшего благоприятствования в работе по раскрытию этих резонансных уголовных дел (финансирование нужд следствия, материальное поощрение следователей, решение «квартирного вопроса» для наиболее отличившихся, результативных следователей и членов следственно-оперативных групп, задействованных в расследовании, обеспечение режима гарантированной, 100-процентной безопасности ключевым членам СОГ, судьям, задействованным в этих делах, и членам их семей и т.д.).

Но уже летом 2014 года стало очевидно, что расследование уголовных дел саботируется руководством ГПУ в лице генпрокурора Виталия Яремы. Который сделал все от него зависящее, чтобы преступления режима Януковича раскрыты не были.

Саботаж следствия и развал доказательной базы осуществлялся по трем направлениям:

1. Максимальное затягивание во времени проведения следственно-оперативных действий в делах по расследованию убийств в ходе гражданского противостояния с властью;

2. Максимальное затягивание формирования доказательной базы в уголовных делах в отношении лиц из ближайшего окружения Виктора Януковича (следствие в упор «не видело» имеющейся доказательной базы, сформированной журналистскими расследованиями; саботировало арест активов лиц, попавших под санкционные списки; не допрашивала фигурантов резонансных уголовных дел, никак не ограничивая их перемещение по территории постсоветских государств, и т.д.);

3. Максимальное затягивание подачи лиц из т.н. «санкционного списка» в международный розыск по линии Интерпола.

Поскольку это явление относилось ко всем фигурантам резонансных уголовных дел одновременно, нет никаких сомнений, что развал следствия — целенаправленная спецоперация. Вероятно — российских спецслужб. Осуществленная агентурой российских спецслужб, расставленной на высших должностях ГПУ.

И если Олег Махницкий, ставленник ВО «Свобода», оказался просто банальным «барыгой» в погонах, торгуя интересами службы, то генерал милиции Виталий Ярема, судя по его поступкам, действовал строго в русле установок Кремля. Открыто саботируя не только следствие, но и резко выступая против участия в расследовании авторитетных международных правовых институций, и даже против создания Антикоррупционного бюро. В свете вскрывающейся информации уже уместно задаться вопросом о действительной роли и задачах Виталия Яремы, регулярно посещавшего Майдан под личиной депутата-оппозиционера.
Кому известна служебная биография генерала Виталия Яремы? С какими бандами боролся? Какие ОПГ разобщил и ликвидировал? Кого из особо опасных преступников лично задержал? Какие резонансные преступления раскрыл? Кто был в разные годы его прямыми начальниками, кто его двигал по карьерной лестнице? Этой информации нет. Зато за 25 лет в теме автор никогда не встречал фамилию Яремы в привязке к сколько-нибудь значимым событиям на ниве борьбы с оргпреступностью или расследованию резонансных преступлений. А бывшие коллеги В. Яремы помнят генерала только с одной стороны: карьерный служака, всегда готов «под козырек», и ничего более. Копия карьеры Валерия Гелетея — других система просто не плодила. Соответственно, и тот же результат.

Генеральское звание у милиционера в Украине — это вообще, скорее, знак высшей приспособленчества к коррупционной системе, результат многолетнего угодничества, умения ладить с начальством и ставить интересы службы ниже карьеры личной выгоды.

Типичный пример милицейского генерала в Украине — генерал милиции Владимир Малышев, экс-депутат ВР от Партии регионов, до депутатства — начальник службы безопасности СКМ Рината Ахметова, до этого — милицейская «крыша» донецкого ОПГ «Люкс» на должности начальника Донецкого областного управления внутренних дел, до этого — «крыша» ОПГ «Люкс» на должности УБОП Донецкого облуправления внутренних дел, и все эти годы — очевидный агент российских спецслужб и предатель Присяги. Сейчас этот тип свободно обретается в Киеве, но до него нет дела ни СБУ, ни МВД, ни, понятно, ГПУ.

Или другой хрестоматийный пример — генерал милиции Василий Грицак, взяточник и подлец, многолетний лоббист концерна ЕДАПС, обворовавшего госбюджет на миллиарды.

А есть еще генерал милиции Алексей Пукач, убийца журналиста Гонгадзе, лично задушил... (Но это — удивительный случай: генерал МВД — и сидит! Эдакое правило, подтверждающее исключение...)

И наивно думать в то, что в этой системе, наплодившей таких генералов, В. Ярема в силу каких-то обстоятельств должен быть лучше. Тем более, что Блок Юлии Тимошенко, оно же «Батькивщина», где до прокурорства обретался Ярема, дал пристанище и путевку в большую политику стольким мерзавцам, что трудно поверить в возможность пребывания в этой политсиле порядочных людей в принципе.
... Весь этот позор, связанный с «расследованием» резонансных уголовных дел Генпрокуратурой, был бы невозможен, если бы руководство Службы безопасности Украины было действительно ориентировано на служение Родине и верности присяге, а не служению Петру Порошенко. Но губительный для государственности нашей страны «квотный принцип» формирования правительства, помноженный на отбор в правительство не умнейших и патриотов, а кумовья и исполнительных приспособленцев-назначенцев, не позволил руководству СБУ занять в этом деле принципиальную позицию. Как не занял ее и глава МВД Арсений Аваков.

Столь дружные, коллективные «похороны» руководителями ГПУ, СБУ и МВД множества резонанснейших уголовных дел в отношении членов команды В. Януковича говорят не только о кадровой ущербности команд Порошенко и Яценюка. А так же и циничной круговой поруке между членами этой властной команды. Готовой жизнями тысяч украинцев прикрывать свои персональные и коллективные «гешефтики». Что, глава СБУ Валентин Наливайченко не знал, как ГПУ «хоронит» следствие по «небесной сотне»? Если не знал — он некомпетентен, если знал и молчал ... здесь вариантов множество, но хороших для Украины и ее граждан — ни одного. То же самое касается и Арсена Авакова.

Отметим, что ни Арсен Аваков, ни Валентин Наливайченко, ни новый глава ГПУ Виктор Шокин даже не подымают вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц из ГПУ, саботировавших следствие «по Майдану» и по «кадрам Януковича». Петр Порошенко — тем более: «следствием» заправляли его персонально ставленники, возможно — «валили» следствие по его же команде.

Что было тому причиной — очередной подковерный «договорняк» Порошенко с Путиным (который, как известно, «своих не сдает»), или богатые «откупные» членов шайки Януковича — это все равно скоро вскроется. Как сегодня вскрылась ложь о якобы успешном «расследовании» преступлений свергнутого режима.

Да, когда ложь ГПУ вскрылась, Порошенко отправил в отставку Ярему, но не более того: очередной генерал-миллионер с женой-бизнесменом на пенсии не пропадет.
Он знает, что при команде Порошенко-Яценюка самое большое, что ему грозит — «политическая ответственность», о которой так любит разглагольствовать тот же глава президентской фракции Юрий Луценко. Ворон ворону глаз не выклюет: именно прокуратура времен В. Яремы взялась расследовать ДТП со смертельным исходом с участием сына Ю. Луценко. Понятно, что прокуратура времен В. Шокина об этом деле уже и не упоминает. В. Ярема без каких-либо для себя последствий убыл в отставку, а сын Ю. Луценко, убив человека, отбыл «в зону АТО», не дожидаясь конца расследования.

Души полегших за счастье ныне здравствующих больших начальников остались над нами — обманутыми и неотомщенными.

P. S.

Виталий Шабунин, глава правления Центра противодействия коррупции, эксперт антикоррупционной группы Реанимационного пакета реформ, еще раньше озвучил конкретные вопросы к главному виновному в саботаже следствия ГПУ по наиболее резонансным делам. Вопросы, ответы на которые Украина — мы в этом уверены и этого добеемся — обязательно получит от Виталия Яремы в рамках расследуемого уголовного дела («производства»):

10 вопросов к увольнению Виталия Яремы

1. Как могло случиться, что британский суд разморозил $23 млн. кампании Николая Злочевского Brociti Investments Ltd из-за отсутствия доказательной базы?

2. Почему Генпрокуратура вместо того, чтобы на запрос британских правоохранителей предоставить доказательную базу (по «делу Злочесвского» — А), передает материалы следствия в МВД?

3. Выдавала ли Генеральная Прокуратура Украины в период с марта 2014 года по январь 2015 года справки или другие официальные письменные подтверждения / опровержения лицам из санкционного списка о наличии и / или отсутствии по ним уголовных производств или подозрений, в частности, Николаю Злочевскому и Юрию Иванющенко? (выступая в Верховной Раде с отчетом 6 февраля 2015 года о проделанной работе и отвечая на вопросы депутатов, В. Ярема, в частности, пояснил, что «ему доложили», что такую справку на запрос Ю. Иванющенко последнему выдали, т.к. он на тот момент являлся народным депутатом Украины, и отказать в этой просьбе ему не имели права — А).

4. Отвечая на вопросы депутатов фракции БПП, генпрокурор сказал, что 1,5 млрд. грн. денег «семьи» Януковича находится под арестом.

При этом Госфинмониторинг обнаружил 538 счетов 93 физических и 81 счет 32 юридических лиц, связанных с «семьей» Януковича. Госфинмониторинг заблокировал средства на сумму 1,73 млрд. грн., 194,3 млн. долл. США, 18,1 млн. евро и 21,7 млн. рус. рублей, драгоценных металлов (золота и серебра) стоимостью 3 млн. грн., а также ценные бумаги стоимостью 2,6 млрд. грн. и 1 млрд. долл. США.

В целом за указанный период Госфинмониторинг направил во все правоохранительные органы 260 обобщенных материалов с информацией о подозрительных операциях на сумму 133 млрд гривен.

Сколько дел было возбуждено / эпизодов в уже открытые производства добавлено?

5. Сколько из этих подозрительных операций было заблокировано?

6. В СМИ приведен ряд фактов о смене собственников имущества Януковича, Пшонки, Ставицкого, Захарченко. Переоформление имущества преступников произошло из-за отсутствия ареста этого имущества и отсутствия вообще предъявления подозрений этим лицам, ненадлежащее расследование? Известны ли Генпрокурору другие причины смены собственников миллионных активов? И есть ли в ГПУ план возвращения этого имущества, (какой)?

7. Не для того ли в ГПУ затянули с объявления подозрений, чтобы на недвижимое имущество, средства и активы Януковичей, Пшонок, Ставицкого, Захарченко и других не был наложен арест, что позволило переоформить его на других владельцев или вывести за границу?

Например, вышеупомянутые корпоративные права на 2,6 млрд. грн. и 1 млрд. долл. США или переоформление Артемом Прошкой собственной квартиры ценой почти в 1 млн. долл. США на донецкого юриста, которое состоялось 12 сентября прошлого года.

8. Что с документами по «Танталит», которые передали журналисты? В них черным по белому видно отмывание средств и другие экономические преступления должностных лиц «Танталит», приведены счета, стоят подписи. Почему до сих пор никто из фигурантов не понес ответственности? Почему нет представления в ВРУ о лишении депутатской неприкосновенности Сергея Клюева, еще недавно формального владельца «Межигорья»?!

9. Почему ГПУ до сих пор не передала в суд ни одного обвинительного заключения по фигурантам санкционного списка? Ни одного??

10. Почему подозрения целому ряду фигурантов санкционного списка, например Александру Януковичу, Юрию Иванющенко и Виктору Пшонке (полный список ниже), было выдвинуто лишь в конце 2014 года? Как могло случиться так, что производства по этим статьям начались в только в декабре? Это при том, что общественные эксперты отправили соответствующие заявления о преступлении еще летом.

***

Из выступления первого заместителя Генерального прокурора Олега Залиско на заседании Комитета ВРУ по вопросам предотвращения и противодействия коррупции от 14 января 2015 г.:

Янукович В. — объявлено о подозрении 23 декабря 2014 года (ч. 5 ст. 191 — хищение государственных средств — возмещение налога на добавленную стоимость по делу МАКО холдинга).

По этому эпизоду по нашему обращению МВД вместе с прокуратурой работали еще с 3 марта 2014 года!

Клюев А.П. — объявлено о подозрении 23 декабря 2014 года (хищение гос. средств на сумму 170 млн грн, из завода полупроводников).

Например, мы обратились в ГПУ с заявлением об этом преступлении еще 16 апреля 2014 года!

Пшонка В.П. — объявлено о подозрении 22 декабря 2014 года (ч. 5 ст. 191 — хищение гос. средств на сумму свыше 60 млн грн при осуществлении строительства помещения Генпрокуратуры, материалы направлены для объявления в международный розыск).

Пшонка А.В — объявлено о подозрении 29 декабря 2014 года (хищение гос. средств на сумму свыше 60 млн грн, при строительстве генпрокуратуры, вместе с Пшонкой В.П.).

Иванющенко Ю.В. — объявлено о подозрении 29 декабря 2014 года (ч. 5 ст. 191, ч. 3 ст. 368-2 — незаконное обогащение, доказан факт наличия денежных средств, которые не были отражены в декларациях, установлен факт хищения гос. средств («киотские деньги»).

Клименко А.В. — объявлено о подозрении 22 декабря 2014 года (ч. 5 ст. 191 — совершение хищения гос. средств на 615 млн. грн.).

Портнов А.В. — объявлено о подозрении 29 декабря 2014 года (ч. 3 ст. 191 — хищение средств на сумму 120 тыс. грн).

По материалам: argumentua.com