Почему украинские правоохранители выше закона?
"Моя милиция меня бережет". Ироничные слова из поэмы "Хорошо" Владимира Маяковского, которая написана в далеком 1927 году, как никогда актуальны сегодня.
За последние месяцы интернет-сообщество несколько раз взрывалось страшными новостями о бесчинствах людей в погонах. И каждый раз правоохранительные органы, так или иначе, о данных событиях пытались умолчать или замять шумиху.
22 июня в Киеве произошло ДТП с участием машины сотрудников СБУ. Автомобиль Infiniti, в котором ехали два сотрудника Службы безопасности Украины, попал в аварию в районе Интернациональной площади. Сотрудники СБУ находились в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, в их автомобиле также присутствовали две девушки. Одна из пассажирок, находившихся в Infiniti, скончалась, вторая находится в тяжелом состоянии в больнице. Позднее скончался и водитель Infiniti. Также были госпитализированы шесть человек, ехавших в маршрутке. Но что бы вы думали? Уже к середине дня 22 июня официальной версией аварии стал... срочный выезд на задание.
И это не одинокий случай. В мае в Киеве водитель Peugeot в пьяном состоянии выехал на тротуар и намеренно начал давить прохожих. Когда его достали из авто у него обнаружили удостоверение районного прокурора.
В те же дни в Ивано-Франковской области произошло ДТП. По словам очевидцев, милицейское авто подрезало микроавтобус и скрылось с места преступления. Водитель погиб, а в городе начались массовые волнения.
Нечто подобное произошло и 9 марта в Феодосии. Одиозный случай, когда автомобиль сотрудника СБУ врезался в "скорую помощь", в результате чего на месте скончался фельдшер, а врач "скорой" умер в больнице.
Это только то, что произошло за последние пару месяцев. Мы постоянно слышим о подобных случаях, но потом не знаем, чем они заканчиваются. Это не удивительно — большинство подобных дел пытаются замять.
Итог всего этого — украинцы опасаются милиции и сотрудников правоохранительных органов больше, чем бандитов. Ведь нерадивые сотрудники милиции, прокуратуры и СБУ, прикрываясь погонами, могут себе позволить любые бесчинства — без всякой корыстной цели, просто "по пьяни".
Согласно данным Центра Разумкова, по состоянию на март 2013 года, уровень поддержки правоохранительных органов среди населения был рекордно низким. Полностью поддерживали деятельность милиции лишь 9,2% населения страны. Частичную поддержку высказывали 30,2% опрошенных, тогда как 53,9% вообще не доверяют органам милиции. Не смогли определиться со своей позицией по отношению к милиции 6,6% респондентов. Для сравнения, в 2005 году полную поддержку высказывали более 19% населения (что, по оценкам Центра Разумкова, тоже отнюдь не самый высокий показатель).
Пресс-cлужба Министерства внутренних дел, правда, утверждает обратное. Согласно их информации, уровень доверия украинцев к милиции в Украине вырос, и сегодня МВД доверяет каждый четвертый украинец. Также, по их информации, милиция входит в тройку общественных институтов, которым доверяют в наибольшей степени (лидерами по уровню доверия украинских граждан является церковь и Вооруженные силы Украины). Интересно правда, как в МВД делают выводы о динамике данных показателей, ведь там признают, что подобный социологический опрос ими осуществлен впервые.
Как изменить ситуацию? Правоохранительная система не претерпевала серьезных изменений за последние 10 лет. По данным censor.net.ua, численность правоохранителей на 100 тысяч жителей в Украине составляет 644 человека. Это вдвое больше чем в Польше и Германии, и практически втрое больше, чем в США. По этому показателю мы уступаем лишь Белорусси, России и Казахстану.
Но важнее даже не то, сколько у нас в стране правоохранителей, а то — кто они. Сегодня для того, чтобы стать милиционером необходимо лишь иметь полное среднее образование, владеть государственным языком, быть способным по своим личным, деловыми и моральными качествам (!!!), физической подготовке и состоянию здоровья, выполнять возложенные на милицию задачи. Высшее образование для принятия на работу в милицию не является обязательным. Не удивительно, что уровень правовой грамотности среди силовиков не сильно высок, не говоря уже об общем интеллектуальном уровне.
Милицейская реформа, произошедшая в Грузии, наглядно доказала, что превратить МВД из источника беспредела в источник порядка — возможно. Грузинская система внутренних дел подверглась радикальной чистке. В течение двух лет из МВД было уволено более 88% служащих (причем бывших сотрудников правоохранительных органов туда принципиально обратно не брали). Общая численность штата МВД сократилась до 26 000 человек. Вопрос взяток в милиции был практически закрыт, уж слишком серьезным и неизбежным было наказание в случае поимки — за коррупцию милиция стала нести криминальную ответственность. Сегодня даже самые оппозиционно настроенные к Саакашвили граждане соглашаются, что милицейская реформа имела успех. Будет ли что-то подобное сделано в Украине? В обозримом будущем вряд ли, так как пока милицейское лобби достаточно сильное и реформа постоянно откладывается.
Реально ли с сегодняшним составом, количеством, подходами и морально-этическим обликом украинской милиции вернуть веру украинцев в справедливых правоохранителей? Эксперты считают, что нет.
"Ни о каких личных, деловых и моральных качествах речи не идет. Человек, который хочет служить в правоохранительных органах, в первую очередь заинтересован получить власть, определенную неприкасаемость и, как следствие, хороший доход. Говорить обо всех не приходится, однако именно с такими понятиями в Украине ассоциируется работник милиции", — характеризует современного украинского правоохранителя директор Киевской Школы Тренинга Петр Холявчук. "Получая полномочия и понимая отсутствие должного надзора со стороны контролирующих органов и общественности, правоохранители в нашей стране начинают себя чувствовать вседозволенно и безнаказанно. И чем больше ему сходит с рук, тем серьезней становятся его злоупотребления. Это касается не только правоохранительных органов, но органов власти всех уровней. Ненадлежащий контроль и отсутствие жесткого пресечения подобных нарушений порождает дальнейшие злоупотребления", — добавляет психолог.
С такой системой ценностей — сложно сказать, что будет с нашими правоохранительными органами. Существующую систему нужно не просто менять, а ломать. И строить совершенно новую милицию в нашей стране. Милицию, которой граждане будут доверять, а не опасаться. Нельзя лишь сменить название, структуру, уменьшить численность (российский сценарий не для нас). Необходимо привнести новые, реальные ценности в систему, ведь основная задача данных структур — это охрана прав, а не пренебрежение ими.
А пока процесс реформирования затягивается и безнаказанность правоохранителей лишь растет, из бюджета на милицию тратится более 16 млрд грн, (что, например, в полтора раза больше чем доходы государства от приватизации "Укртелекома" в 2011 году). Нужна ли нам такая дорогая, коррумпированная и опасная милиция? Вопрос выглядит все более риторическим.
По материалам: delo.ua