Почему Петру Порошенко отказали в участии в саммите ЕС
«Брюссель устал от Украины», «украинский вопрос на данный момент – не первоочередный для ЕС», «Евросоюз не хочет дразнить Москву в момент, когда появился шанс на деэскалацию конфликта» и т.д. Наверное, все эти (и многие другие) объяснения отказа Петру Порошенко в присутствии на саммите ЕС 18-19 декабря в той или иной степени справедливы. Однако, автор этих строк предлагает более общую смысловую рамку, приведшую к отказу.
Дело в том, что Брюссель, как, впрочем, и Вашингтон, попросту не хочет больше слушать призывов к исполнению взятых на себя политических обязательств перед Украиной. Строго говоря, как это следует из последних заявлений: дипломатичных – со стороны Ангелы Меркель и Франсуа Олланда и прямолинейных – со стороны главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, Брюссель не особо готов обращать внимание и на взятые им экономические обязательства. Однако, в случае с финансовой помощью, Украину можно представлять европейской общественности в виде «безответственной попрошайки», а вот обсуждение реальной политической, в т.ч. – военной помощи, наоборот, выставляет Запад в качестве безответственного партнера для «молодой европейской демократии».
При этом Брюссель (как, впрочем, и Вашингтон) уже несколько раз попадал в затруднительное положение, когда вдохновленный устными кулуарными заверениями о всевозможной поддержке, Петр Порошенко публично обращался к Западу за военной помощью (в смысле летального оружия). Впрочем, с точки зрения Запада, в неловкое положение ставил себя сам украинский Президент, требуя выполнения обещанного, но не зафиксированного союзнического долга.
Именно поэтому, сам факт присутствия Президента Украины на саммите ЕС стал бы живым укором Европе, безосновательно обнадеживавшей Украину еще каких-то девять месяцев – полгода назад. А также – повод для проявления солидарности с Украиной со стороны Польши и стран Балтии, что будет неизбежно носить характер фронды по отношению к позиции Брюсселя.
С другой стороны, Петру Порошенко, по сути, и не о чем было больше говорить с европейцами, кроме как о политической и военной поддержке Украины, – ведь для обсуждения экономических вопросов в Брюссель приехал Арсений Яценюк. В тоже время, визит на саммит ЕС украинского премьер-министра, дало Европе возможность в очередной раз напомнить об уже выделенном миллиарде евро и выделяемом полумиллиарде и призвать Киев рассчитывать на собственные силы, жить по средствам и бороться с коррупцией…
К слову сказать, готовность ЕС в той или иной мере продолжать экономический диалог – в отличие от диалога относительно военно-политической помощи – льет воду на мельницу премьера в его перманентном противостоянии с Президентом…
«Последнее заседание Верховного Совета союзников определило твердую решимость Франции и Великобритании обеспечить Польше всю возможную помощь. Формы этой помощи намечены совместно с нашими британскими союзниками после тщательного анализа общей обстановки, и я могу Вас заверить, что ни одна из возможностей прямой помощи Польше и ее армии не будет оставлена без внимания.» Генерал Морис Густав Гамелен, начальник генерального штаба Франции – генералу Станиславу Бурхарду-Букацкому .главе польской военной миссии во Франции 14 сентября 1939 года.
По материалам: from-ua.com