Почему на украинской границе продолжают гибнуть животные

642

На прошлой неделе общественность возмутила история с конфискованными в аэропорту «Борисполь» щеглами. В Украине это не первый случай, когда гибнут задержанные на границе животные. Фокус узнавал, чем руководствуется в таких случаях государство и как в будущем избежать подобных инцидентов.
Пленники бюрократии
15 января Таможенная служба Украины в аэропорту «Борисполь» задержала живой груз. 1600 щеглов пытались провезти в Иорданию по поддельным документам. Остановив контрабанду, таможенники не придумали ничего лучшего, чем опломбировать тесные клетки, в которых пернатые гибли от голода и жажды.

Вместо того чтобы попытаться спасти максимальное количество щеглов и побыстрее выпустить их из ловушки, в которой они оказались по вине контрабандистов, госслужащие инициировали создание специальной комиссии. Бюрократическая процедура затянулась на несколько дней, и когда зоозащитники наконец начали выпускать щеглов на волю, 67 птиц уже умерли, а большинство были настолько ослаблены, что оказались не готовы к возвращению в дикую природу.

Похожий случай произошел осенью прошлого года, когда из-за бюрократических проволочек таможенники несколько недель морили голодом 300 овец. Фура с живым товаром оказалась в ловушке в порту Черноморска. Покупатель из Турции от овец отказался, а ветеринары запретили впускать их назад в Украину, аргументируя это тем, что животные за время транспортировки могли чем-нибудь заразиться. В результате 57 овец погибли от голода, а остальных хотели утилизировать (предполагалось, что животных должны убить на территории Тульчинского филиала ГП «Укрветсанзавод» в Винницкой области, а их туши сжечь), но зоозащитникам удалось их отстоять и добиться передачи скотины на эко-ферму.

Подобные инциденты говорят о том, что государство до сих пор не готово к гуманному обращению с живыми грузами, а украинские чиновники начинают действовать лишь после того, как зоозащитники поднимут скандал. Фокус узнавал, можно ли избежать повторения таких ситуаций в будущем, и что для этого необходимо изменить в работе государственных органов.
Место для передержки
В европейских государствах в аналогичных случаях действуют по заранее отработанной схеме. К примеру, когда житель Украины попытался провезти в Польшу контрабанду из почти 200 среднеазиатских черепах, таможенники изъяли животных и отправили их в зоопарк. Такая же судьба ожидала и живых раков, найденных польскими пограничниками при досмотре машины. Никакие специальные комиссии при этом не создавались, так что время на бюрократические процедуры не тратилось.

В государстве не хватает специализированных мест для передержки живой контрабанды
Однако владелица приюта для птиц и мелких животных «Лунная долина» Елена Будзинская, которая приняла активное участие в спасении погибающих птиц, считает, что это не самый эффективный способ решения подобных проблем.

«Сто черепах разместить проще», — объясняет она. — «Если б у нас была такая партия, то по договору их мог бы принять и зоопарк. Но 1600 щеглов не влезет никуда при всем желании».

По словам зоозащитницы, самые крупные украинские приюты, реабилитационные центры и зоопарки за один раз могут разместить 100-150 птиц, не больше. В то же время зоозащитница уверена, что в государстве не хватает специализированных мест для передержки живой контрабанды.

«Для таких случаев должны быть предусмотрены карантинные вольеры, боксы, загоны, где будут максимально соблюдаться условия для животных», — считает Будзинская.

Эксперт по охране дикой природы, эколог Олег Листопад подобную идею считает трудноосуществимой, поскольку для этого государство должно вложиться в строительство специализированных мест для передержки.

«Сложно сказать, есть ли в этом такая необходимость», — говорит Листопад. — «Например, тот же случай с овцами. Может, в следующий раз мы столкнемся с этим через 25 лет, так что — эти загоны будут пустовать столько времени без толку?»

Сейчас в Украине есть несколько государственных реабилитационных зооцентров. Кроме того, Минприроды сотрудничает с рядом частных приютов для животных (в том числе с клубом «Магнат», куда отвезли запечатанные ящики со щеглами), которые используются как места для передержки. При этом Анна Богданович, начальник управления охраны биоразнообразия и биобезопасности Минприроды, признает, что в стране не хватает государственных специализированных объектов, куда можно было бы привозить конфискованных животных.
Певчие на экспорт
С щеглами вообще история особая. Певчие птицы пользуются особой популярностью в арабских странах, поэтому их давно отправляют туда крупными партиями. Еще в мае прошлого года заместитель главы Государственной экологической инспекции Виктор Канцурак сообщал, что за последние десять лет браконьеры вывезли из Украины около полумиллиона щеглов, синиц, чечеток, снегирей и чижей на общую сумму $2,5 млн. Причем таможенники далеко не всегда останавливают подобные грузы. За один 2017 год из аэропорта Жуляны (сейчас «Киев») в Оман и Ливию отправили 20 партий щеглов общей численностью более 20 тыс. птиц.

Как объясняют в Украинском обществе защиты птиц, сейчас разрешение на вывоз диких животных за границу выдает государственная ветеринарная служба, подчиняющаяся Министерству аграрной политики. При этом, по словам экспертов, эти полномочия надо передать Минприроды, которое и занималось этим раньше.

Избежать вывоза щеглов и других певчих птиц из Украины можно, расширив список Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, которые находятся под угрозой исчезновения (Конвенция CITES). Это международное правительственное соглашение, подписанное в 1973 году в Вашингтоне, призвано гарантировать охрану окружающей природы. Ее суть сводится к тому, чтобы торговля дикими растениями и животными не создавала угрозы их выживанию. При этом в документе прописаны лишь общие рамки, на основании которых ратифицировавшие его страны уже строят свое собственное законодательство. То есть Украина в одностороннем порядке может расширить список видов, включив туда певчих птиц, которые у нас идут на экспорт.

В то же время щеглы уже есть в списках другой международной конвенции — Бернской, также ратифицированной в Украине.

«Но там есть хитрый момент», — рассказывает в свою очередь Олег Листопад. — «Эта конвенция, с одной стороны, защищает этих птиц (от истребления. — Фокус), но с другой — не запрещает вывозить их».

Впрочем, этот пробел в законодательстве легко ликвидировать, уверен эксперт. Для этого Минагрополитики и Минприроды Украины должны утвердить приказы, запрещающие свободный экспорт певчих птиц, изъятых из дикой природы.

Однако в Минприроды объясняют, что все не так просто.

«Просто запретить вывоз этих птиц мы не можем, ведь многие страны таким образом пополняют свою популяцию», — уточняет Анна Богданович.
Чтобы избежать бюрократических проволочек в будущем, необходимо заранее организовать сотрудничество по этому вопросу между разными органами власти (в том числе таможней и Государственной экологической службой) и зоозащитными организациями, уверена Богданович. Но добавляет, что нормативно-правовой базе действительно необходимы определенные изменения.

«Мы сейчас как раз ищем законодательный путь, как урегулировать этот вопрос, рассматриваем несколько вариантов», — подчеркивает чиновница. — «Определенно должен быть разработан четкий список птиц, на которые есть спрос в других странах. Необходим контроль их вывоза».

Чтобы внести изменения в законы, необходимо пройти громоздкую бюрократическую процедуру. Поэтому в Минприроды хотят издать временный документ, который помог бы справиться с проблемами такого рода, пока не будут приняты базовые изменения в законодательстве.

По материалам: argumentua.com