Почему Крым предпочел Украине Россию?

794

Я сторонник всяческих объединений. В идеале хотелось бы видеть единое человечество, без границ, вражды и войн. Но и с принципом самоопределения наций я тоже согласен, хотя «нация» — это условная единица, во многом абстрактная. Как же быть с подобным противоречием?

Диалектика учит нас, что противоречия снимаются, если выйти на более высокий категориальный уровень. И мне удалось, хотя бы для себя, разрешить это кажущееся противоречие.

Помогло мне в этом, как ни странно, давнее интервью, которое я брал когда-то у арабских студентов-медиков. Друг-журналист, не владеющий английским языком, попросил меня узнать у студентов из Египта, что они будут делать, если Египет перестанет признавать украинские дипломы (был такой момент, когда они угрожали это сделать. — Авт.).

Ответ поразил. Они единодушно сказали: «Не проблема, просто переедем в другую страну». Язык общий, культуры родственные, ценности непротиворечивые — ничто не мешает перебраться в другой регион. Из их рассказов я понял, что там среди правительств разных стран даже что-то вроде соревнования, кто у себя сделает более привлекательные условия для жизни, чтобы к ним народ побольше переезжал.

У арабов нет национализма. Вернее, он есть, но только там, где его искусственно взращивали. Как например, США тщательно растили курдский сепаратизм, чтобы ослабить Турцию и Иран.

Но не в этом суть. Первый вывод в том, что каждый регион, как и отдельный человек, имеет право выбирать, в составе какой страны ему находиться. То есть быть самостоятельным в выборе, входить ли в состав какого-то государства, или менять плохую страну на хорошую, на его взгляд.

И примеров подобных событий в последнее время довольно много – это «развод» Чехии и Словакии, это отделение Косово, Абхазии и Осетии, Приднестровья. Зачем воевать? Не хотят они жить вместе — развод и девичья фамилия.

Сейчас аналогичные процессы происходят сразу в нескольких местах. Венеция провела референдум о выходе из состава Италии и создании независимой Республики Венето. Шотландия собирается в ближайшее время провести аналогичный референдум о выходе из состава Великобритании.

Более того, иногда возможность выхода определенной территории из состава страны изначально заложена в уставных документах государства. Так было в «тоталитарном» СССР, где право республик на самоопределение было заложено в Конституции. Так прописано в статусе штата Техас в США, который имеет право покинуть Соединенные Штаты по решению местного референдума. И это архиправильно.

Ведь когда есть реальная угроза, что от страны начнут отпадать целые регионы, правительство будет невольно вынуждено больше внимания уделять программам развития. Правительства разных стран будут, в полном соответствии с принципами конкуренции, соревноваться, кто из них лучше заботится о своих гражданах. А интересы людей для меня на первом месте, оставьте весь свой псевдопатриотический пафос себе, я на него не покупаюсь.

Только такое государство заслуживает право на существование, которое действительно заботится о своем народе, предоставляет ему качественные услуги. Украина за 23 года существования не сделала в этом направлении ни одного шага.

И в том, что Крым предпочел уйти в Россию, виноваты все: Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Тимошенко, Турчинов, Яценюк, вся братия политиков меньшего масштаба. Это они не сумели придумать привлекательного проекта развития, не сумели и не захотели сделать Украину территорией, где людям живется хорошо. Это они профукали четвертую по силе армию в Европе. Это они превратили экономику, которая в 1991 году оценивалась почти в два триллиона долларов в преддефолтную и зависимую развалину. Все они, каждый в отдельности и все вместе. А не какой-то Путин, который подхватил отваливающийся Крым.

Более того, они и сейчас не делают ничего, чтобы попытаться понравиться таким же стремящимся отмежеваться от них регионам Юго-Востока. Один день русскоязычности — это не страновой проект. То, что целенаправленно разрушалось 23 года, нельзя склеить за один день. Чудес не бывает.

Ах да, фундамент для ухода Крыма в Россию закладывали во многом американцы и европейцы, когда создавали прецедент в Косово. Ну и украинские политики, например Яценюк, тоже отличились тогда, когда поддерживали раскол Сербии на две части. А карма, что характерно, всегда возвращается.

Второй вывод в том, что все «почвенные» идеологии на самом деле — шарлатанские. Человечество всю свою историю мигрировало, как отдельные люди, так и целые племена и народы. Перенимали другие языки, ассимилировали культуры, меняли названия и самоназвания. Поэтому все попытки утверждать: «ты должен умереть за это поле, за это знамя и это название», — чистой воды манипуляции.

Это правителям есть смысл воевать, чисто экономический. Это профессиональным воинам есть смысл воевать — за плату и добычу. А для населения смысл воевать исключительно в одном случае: только в обороне, и только если в случае завоевания угнетение будет усилено — по этническому, религиозному, экономическому или какому-то другому принципу.

Главные причины того, что Крым отделился, — чисто экономические. Никакой русский патриотизм сам по себе не помог бы, если бы Украина была богатой и процветающей, а Россия — нищей и загнивающей.

Что предлагал Киев Крыму весь последний месяц? Аресты, увольнения, роспуски парламента, тюремные сроки и прочие кары и угрозы. Не слишком привлекательно, как по мне. Что предлагала Москва? Несколько миллиардов инвестиций в инфраструктуру плюс рост зарплат примерно в три раза, что немаловажно. Результат не замедлил себя ждать.

На очереди — другие области Юга и Востока Украины. Киев, со своей стороны, не предпринимает никаких попыток их переубедить, а продолжает силовой прессинг, грозя разнообразными карами.

Это никак не способствует убеждению жителей юго-восточных регионов в том, что оставаться с Киевом для них лучше, чем перемещаться в сторону России или хотя бы автономии.

Возвращаясь от частного к общему, я считаю, что такой вид демократии «ногами» является самым правильным и действенным. Если человеку не нравится регион, в котором он живет, он имеет право переехать (право, а не обязан! — Авт.). Если жители региона не довольны центральной властью длительное время, они имеют право сменить свою принадлежность. Чтобы власть не расслаблялась и не считалась привилегией, при которой все дозволено. И это правильно, это — не для абстрактных символов, а для людей.
По материалам:  thekievtimes.ua