Питание военных по-новому. Реформа запущена, но как она будет работать никто не знает

611

Рядового Игоря В. служащие его части уже больше месяца зовут не иначе как «Рассольник». Теперь уже беззлобно, а поначалу к прозвищу каждый прибавлял еще крепкое словцо. Причина почти анекдотическая – отправленный в наряд на кухню Игорь упустил в котел с борщом пакет соли прямо в упаковке. Реакция голодных и раздраженных солдат понятна. В последние месяцы, пожаловался Игорь матери, больше всего стычек и скандалов происходит в столовой, когда приходится есть то, что сами наготовили, убирать и мыть посуду.
Минобороны обещало, что нарядов не кухню не будет, а готовить с введением каталожного питания начнут военные повара, но командирам об этом, видно, забыли сказать, отзываются солдаты различных воинских частей, «осчастливленных» переводом на каталог. Может, деньги и выделены, но не спешат в частях тратить их на повара, кладовщика, строителей, которые должны привести в порядок кухню, столовую, склад. Ведь дармовая рабочая сила – солдат — под руками.

Чем же так не угодила нынешним чиновникам Минобороны давно апробированная и введенная в стандарт войсками НАТО система аутсорсинга в питании армии? Гражданские компании обеспечивают питание военнослужащих в США, Канаде, Франции, Италии, Грузии и многих других странах. Нужно напомнить, что представители Министерства обороны Украины в 2012 г., по итогам пяти лет перевода питания украинских войск на аутсорсинг, отмечали, что эта система стала достижением Вооруженных Сил, так как командиры частей смогли минимизировать объемы работы по продовольственному обеспечению и сконцентрироваться на боевой подготовке, личный состав также был освобожден от кухонных нарядов и сопутствующих хозяйственных работ. Аутсорсеры взяли на себя расходы по подвозу, хранению продуктов и эксплуатации имущества кухонь и столовых. Минобороны уверенно заявляло, что качество и культура питания военных повысились, и никто этого не оспаривал. Конечно, выявлялись в такой системе шероховатости, во многом связанные с несовершенством украинского законодательства и, в частности, невозможностью заключать долгосрочные договоры на срок 3-5 лет, но это предполагалось с течением времени исправить.
С началом антитеррористической операции, как уже неоднократно говорилось, возникли проблемы с доставкой питания на передовую, поскольку гражданские фирмы этого делать по разным причинам не могли. Частям на передовой пришлось разворачивать полевые кухни и использовать сухой паек. Войска НАТО при операциях в горячих точках сталкиваются с той же проблемой и решают ее точно так же, но при этом никому в голову не приходит ломать систему питания всех остальных подразделений, не находящихся в зоне боевых действий. Однако у нас возобладала «реформаторская» точка зрения: пусть каждая воинская часть начнет жить по принципу «если завтра в поход», то есть закупит продукты и готовит самостоятельно. Многим частям выступить на передовую, возможно, вообще не придется, а вот существенные трудности им это решение обеспечило уже сегодня.

Нужно сказать, что средства на ремонт и переоборудование кухонь, столовых, продовольственных складов за период с 2007 г. Министерство обороны практически не выделяло. Холодильное оборудование, в частности, устанавливали аутсорсеры. Переведенные на питание по каталогу части столкнулись с однотипными проблемами: в кухнях допотопные плиты, кастрюли и котлы, готовить приходится на водопроводной воде без очистки, столовые и склады в разной степени разрушения. Фактически отцы-генералы отбрасывают войска в прежнюю советскую систему с превалированием огромной и затратной тыловой части, весьма подверженной влиянию человеческого фактора (воровать будут и по-старому, и по-новому, уж извините за прямоту).

Перевод на «каталог» открыл ворота частей для возобновления омерзительных фактов министерской коррупции на закупках и последующего прямого воровства, поскольку учет, вопреки громким заявлениям, в электронную форму переводить «реформаторы» не торопятся. Нормы обеспечения военнослужащего по калорийности, составу и разнообразию продуктов соблюдать «каталожники» вряд ли намерены. Стоимость набора продуктов закладывается на уровне 78 грн. Во время торгов цены, допустим, упадут до 60 грн. Из 400 наименований реально будут выбраны не более 60 универсальных базовых продуктов – те же каши, борщевой набор, хлебопродукты, сахар. Дорогое мясо может заменить полусгнивший в дороге банан – вот вам и фрукты.

Контроль за качеством продуктов Минобороны готово доверить только своим, а никак не сертифицированным государственным лабораториям. И там, как в библейской притче, вода превратится в виноградный сок, а хлеб с картошкой — во что угодно, тождественное по калорийности. «Реформаторы» с легкостью готовы пересматривать нормы, действительно выстраданные предыдущими поколениями военных. Так, последовал ряд заявлений, что значительно завышена норма хлеба, нынешние солдаты, мол, столько не съедят. То есть голодному парню теперь не выдадут вволю даже хлеба. Видимо, проще всего поменять нормы, добавить ассортимент дешевых полусинтетических продуктов в ущерб питательным – и вот она, реформа.

И, конечно, не стоит забывать об НЗ. Неприкосновенный запас продуктов, которые однозначно подлежали списанию и к которым никто не решался прикоснуться долгие годы именно потому, что условия их хранения не соблюдались, по каталогу вполне может сойти за «свежак» и пойти в дело. Испорченные крупы, сахар, мука, специи и прочие бакалейные товары, а также консервы растворятся в солдатских котлах. Тем более, что никто из командного состава на данный момент не понес ответственности за вопиющие проблемы с пищеварением состава «каталожных» частей.

Изучаем вопрос далее. По оценкам Счетной палаты, соотношение боевых подразделений и подразделений обеспечения изменяется после перевода с 70:30 на 50:50. Здравомыслящий человек видит здесь прежде всего намеренное ослабление боеспособности войск и отвлечение большой части личного состава от боевой подготовки. При этом Минобороны отрапортовало о переводе на питание по каталогу всех частей десантно-штурмовых, мотопехотных, мотострелковых и танковых войск. Вы вообще уверены в том, что упорно пробивающие «каталог» военные и гражданские деятели добиваются блага для обороноспособности страны?

Своим практически главным достижением «каталожники» объявили то, что солдатам теперь доступен «широчайший» выбор из двух первых и двух вторых блюд. Во-первых, скажем прямо, пусть это будет каждый день одно первое и одно второе, но, как и поставляли гражданские фирмы, полноценное по составу, умело приготовленное и приправленное. Можно, конечно, набор продуктов распределить и на три плюс три блюда по формуле «просто добавь воды». А во-вторых, два первых и два вторых блюда аутсорсинговые фирмы всегда готовили и подавали там, где это позволяли мощности и оборудование.

Но, по словам «каталожников», в переведенных на их список частях все идет просто отлично: командиры, учитывая мнение военнослужащих, составляют ежедневное сбалансированное меню, а значительная часть личного состава подразделений, вооружившись продуктами 400 наименований из каталога, варит на солдатский стол кофе, нарезает сыр, ананасы и прочие деликатесы. Милейшая картина вырисовывается. Так сказать, поручик Лукаш и бравый солдат Швейк, отложив винтовки, слились в экстазе с каталогом на полевой кухне.

На полевой кухне, вот именно. В большинстве подразделений – в продуваемых, десятилетиями не ремонтированных помещениях, в лучшем случае. Или в палатке, под навесом. Летом донимали жара и мошкара, сейчас холод, дождь или снег. К сожалению, не удается провести проверки жалоб солдатских семей на то, что ребята готовят практически на костре, обожглись у котла по неумению, надорвали спину тяжелым мешком, мучаются от различных желудочных проблем. Солдаты «каталожных» частей массово просят родных прислать лекарства от серьезных расстройств пищеварения. Также не удается гражданским заглянуть в этот самый солдатский котел и проверить, сколько на самом деле наименований продуктов из заманчивого каталожного списка туда попало. Командиры отказываются допускать на территорию частей представителей Комитета солдатских матерей, журналистов и общественников. Значит, похвастать нечем.

Показывают журналистам, как и что едят переведенные на каталог части, на примере нескольких показательно отремонтированных и оборудованных пищеблоков. А вот чего никогда и нигде не показывают «каталожники» – своих поразительных нововведений, так сказать, ноу-хау на миллионы. Например, никому никогда ранее не приходило в реформаторскую голову хранить продукты… в бане. Да! Вы прочитали правильно! В бане. Где моются. Где горячий пар и брызги, где, простите, молодые парни смывают грязь. То есть наши «каталожные» герои с легкостью уравняли солдатскую столовую и, опять простите, хлев, ведь только там такой расклад возможен.

Тем, кто не может поверить во все написанное, предлагаем составить общественные комиссии во главе с солдатскими матерями, и, чтобы не доводить их до истерики, пройти для начала хотя бы по столовым. Мы знаем, куда идти. И эти рейды покажут реальную картину. Общественность увидит, кто и куда вывозит продукты, кому и из каких дверей их продают, какая разница поступает на карточку тыловикам, а сколько продовольствия и какого качества после этого мародерства поступает в части.

И при таком положении дел Минобороны агрессивно упорствует, заявляя, что все оставшиеся подразделения обязательно будут переведены на питание по каталогу в 2020 г., несмотря на приостановку действия соответствующего приказа Минобороны № 90 Окружным админсудом Киева до окончания рассмотрения дела о том, что этот приказ нарушает ряд норм действующего законодательства. Буквально снабженцы Минобороны заявляли следующее: сначала внедрим каталог, а потом будем заниматься ремонтом инфраструктуры. Причем, зная, чего стоит министерское «потом», можно не сомневаться, что в большинстве случаев оно будет означать «никогда» или «ну вы как-нибудь там сами выкручивайтесь». Сейчас кинем продукты в грязь в чистом поле, а потом, по еще одному министерскому приказу, вокруг них сами собой вырастут склад и пищеблок.

Фактически до осуществления желания чиновников Минобороны остается всего месяц. Через голову суда, попирая интересы обороноспособности Украины и здоровье личного состава, они намерены добраться до бюджетных средств, которыми смогут распоряжаться единолично и практически бесконтрольно. Напомним, что на питание военнослужащих в бюджете-2020 заложено почти 4,6 млрд. грн. Единственная перспектива «каталога», которая пока отчетливо просматривается, — рядовой, готовящий картошку на костре, пока карманы больших чинов наполняются «кэшем», а их домашние холодильники – каталожной вкуснятиной.

Предвидим возражения «каталожников»: солдат должен быть готов к реальным испытаниям во время службы, к возможному ограничению в еде во время боевых действий. Отвечаем: в экстремальный период в организме даже самого тепличного человека включаются механизмы выживания, которые, однако, быстро его истощают. Но мы как налогоплательщики не согласны оплачивать такие массовые экстремальные испытания от «реформаторов» Минобороны для наших солдат, не находящихся на передовой. Их здоровое и качественное питание по стандартам НАТО бесперебойно обеспечивалось более десяти лет. И должно в таком же порядке обеспечиваться и в дальнейшем.

По материалам: verhovenstvo.com