Отжыг недели от Полемики. Дети капитана гранта

856

На минувшей неделе политическая жизнь Украины уже традиционно для этого лета проходила под знаком судов или судилищ — кому как больше нравится.

Шоу «а она ему, а он ей, а щас как дам по голове!» по-прежнему оставалось в центре внимания украинцев, несмотря на то, что в это же время происходили важнейшие для судеб планеты и нашей страны события. Однако ни катастрофа в Норвегии, возможно, ставшая точкой отсчета для радикального пересмотра европейских ценностей и самой идеи политкорректности;  ни новые бомбардировки Ливии светлыми натовскими эльфами, ни скандал вокруг Мемориала жертвам — 2001  в Нью-Йорке, ни даже практически одновременные страшные аварии на угольных шахтах Донбасса не отвлекли наших сограждан от дискуссий на тему — посадят или нет нашу общую Юлию Владимировну.

Дискуссии — это, конечно, самое мягкое, самое вежливое определение того, что более прямолинейные и циничные пользователи Интернета называет хохлосрачем. На самом деле стороны готовы вырвать друг другу глаза и волосы, не сходясь ни на миллиметр — боже упаси —  в оценках происходящего. И не то, что показаний свидетелей, но  даже гримас и жестов судьи Киреева  и его злобной визави. Однако все дружно заметили  некоторую странность в том, кто окружает подсудимую Тимошенко в эти грозовые дни.  Г-н Ливинский с неопределенными полномочиями — сумочку, что ли, носит за  патронессой? весь такой порывистый и изменчивый Власенко, целая плеяда адвокатов, возникшая из ниоткуда и тут же унесшаяся в никуда… Иногда Турчинов на митинге вяло зажжет, неведомо откуда взявшийся нервный  Зорян Шкиряк с манерами и гламуром  цирюльника Свирида Голохвастого закатит истерику, пара-тройка других бютовцев 2-3-его ряда устроит толкотню в зале суда, щипая исподтишка бойцов «Грифона». А где же элита «Батькивщины»? Где нудно-пламенный Сергей Соболев с его километровыми спичами в защиту Юлии Владимировны и с обличениями  ее обвинителей? Где ехидный Терехин, где иезуитский Уколов, где  постный моралист Медведев? Почему не видно мытця Яворивского, не слышно громкую Ольгу Боднар?

Впрочем, что нам до них?  Может, работают люди в пыльной тиши кабинетов. Тем более, что члены фракции БЮТ доказывают неустанность своих трудов такими редкими, но яркими креативами, как законопроект,  которым разрешается не использовать при обращении к суду слова «Ваша честь». Авторы этого документа,  народные депутаты Андрей Кожемякин, Юрий Прокопчук и Роман Забзалюк, предлагают, чтобы  лица, участвующие в рассмотрении дела в суде,   и другие участники судебного процесса имели  право отказаться от такой формы обращения к суду как «Ваша честь» в случае  осуществления судопроизводства с нарушением порядка, определенного процессуальным законом, нарушения присяги судьи; невыполнения судьей законных требований участников процесса.

Также, согласно законопроекту, обращаться к суду, не используя эти слова, можно в случае совершения судьей действий, в которых усматриваются явные признаки необъективности, предвзятости и несправедливости.

Кроме того, проявление судьей неуважения к участникам процесса и несоблюдение судьей правил судейской этики также дает участникам судебного процесса право избегать обращение к суду с помощью слов «Ваша честь». В общем, не нравится подсудимому судья, и это достаточное основание не называть его «Ваша честь». А как? Эй ты? Слышь, паря? К тебе, лоху, обращаюсь?

Красиво, но не дотянуто. Не доведено до зеркального блеска. Слабовато напряглись бютовцы, с ленцой, без должного старания. Скажем, а вставать перед судьей все же надо? Почему не внесли норму, которая позволяла бы подсудимому стоять на четвереньках, лежать на животе или  качаться в гамаке? Если судья не нравится, конечно.   Могли же дополнить законопроект имени Тимошенко персональным  разрешением стоять под стрелой, переходить дорогу на красный свет и прислоняться к автоматическим дверям в метро. Последнее — на случай радикальной конфискации всего скромного имущества подсудимой.

Впрочем, свято место пусто не бывает, и функции ленивых или наметивших бегство бютовцев с пылом и восторгом сегодня выполняют журналисты. Следует честно и прямо сказать — именно журналисты нынче  принимают самое непосредственное  в военных действиях, отставив все прежние заклинания о стандартах профессии и прочей скучной лабуде. Причем, в первых рядах походных колонн маршируют  именно те наши коллеги, кто  громче всех пел правильные песни об этих самых стандартах журналистики.  Теперь не до ужимок и гримас.

Сегодня все силы брошены на борьбу за Юлию Владимировну и факультативно — за Юрия Витальевича. Ему, правда, достаются лишь ошметки репортерского внимания, но он и сам отжигает будь здоров. Пару дней назад заявил, что его посадили для   нагнетания страха в обществе, а вот если бы не посадили, и он мог бы ездить по стране, то оппозиция сегодня имела бы вдвое больший рейтинг, чем действующая власть.

Так вот.  На помощь подсудимой Тимошенко стянуты все журналистские силы Киева и сочувствующих территорий. Сегодня в столице остромодно  и трендово любить и защищать Юлию Владимировну и презирать Януковича сотоварищи.  Некоторые вчерашние презиранты,  бывшие борцы с сатрапией и диктатурой, решившие радикально бросить вызов моде и поработать с нынешней властью, отринув предубеждение, подверглись тотальному остракизму со стороны коллег. По сей день не  утихает борьба с бывшей стопцензурщицей Даркой Чепак, которая, став президентским  пресс-секретарем, на собственной шкуре (пардон, фигура речи) испытывает, что такое непредубежденное и объективное журналистское сообщество.

Так вот оно, это сообщество, уже больше не прикрывается пафосными текстами   о  журналистских стандартах и цивилизованных нормах освещения событий. И за это ему отдельное спасибо, потому что нет сил дальше слушать фарисейские поучения товарищей из провiдних українських ЗМI о том, в какой руке держать нож, а в какой — мясо.  Ребята, взращенные на  реальной, а чаще мифической борьбе против политических репрессий и подавления свободы слова, сделавшие симулякр в виде  пустых или сильно раздутых угроз неистощимым источником западного финансирования,   неплохо набили руку в подобных войнах на стороне того или иного политика. Достаточно вспомнить  горячее и самое непосредственное участие журналистов в событиях 2004-го года.

Сегодня хотя бы перестали, в общем и целом, кривляться. Перестали изображать из себя холодных наблюдателей и честных хроникеров. На войне как на войне. Вот, журналисты «Украинской правды», пишущие мегакилометры сочувственных статей о экс-премьерке и изо всех сил выстебывающие  судью Киреева, опубликовали сенсацию. Письмо прокурора Корняковой в редакцию в УП  с требованием опровержения приписанных ей идей и извращения ее собственного высказывания, как оказалось, было написано на компьютере в Администрации Президента. Хитрый Word выдал секрет. Оказывается, обличили журналисты, Администрация Президента оказывает давление на суд, диктуя ходы прокурорам.

Если сказать уж совсем цинично, то я не представляю кого-то среди своих собратьев настолько наивного, чтобы он мог поверить, будто судебное разбирательство над экс-премьером правительства Украины может остаться вне поля внимания действующей власти, вне ее  интереса к ходу и  результатам судебного процесса.  Не надо даже быть слишком изощренным циником, чтобы предположить, что Администрация Президента некие ходы таки предпринимает и некие пассы руками производит.  Легким напряжением воображения мы можем представить себе, как бы вела в подобной ситуация сама Юлия Владимировна, если бы сегодня  главой государств была она.

Однако не о том речь. Безусловно, какое бы то ни  было вмешательство власти в ход судебного процесса недопустимо в цивилизованной стране и противоречит всем канонам правосудия. Однако те же мои коллеги  не то что со спокойствием — с радостью наблюдают, как на   суд давят  послы и послихи, эксперты и экспертки, евродепутаты и евродепутатки, американские политики и евросоюзовские чиновники. Мало того, что делают угрожающие заявления и пишут (руками беспокойного Немыри, естественно)   разоблачительные статьи, так еще и садятся глаза-в-глаза напротив судьи Киреева, давая ему понять, кто в Украине хозяин. И что? Вы читали хоть один журналистский протест против этого  неслыханного, невиданного демонстративного давления на суд? Против прямого и  явного вмешательства во внутренние дела суверенного государства?

Все ровно наоборот. Наши журналисты, наши дети капитана гранта, еще и неустанно пишут заявления в международные институции  с ябедами и просьбами повлиять на злочинну владуTM, которая якобы ограничивает свободы и  права, а также пресловутую свободу слова, от которой, на мой непросвещенный взгляд, уже и продохнуть негде.

Отныне у нас  все что угодно может быть названо утисками незалежних ЗМI. Отказывают г-ну Княжицкому в получении лицензии на спутниковое вещание на том основании, что конкурс не прошел — он шлет приветы за кордон про утыскы. Не понравился г-же Сюмар, бескорыстной многолетней получательнице грантов, законопроект про общественное телевидение — она направляет свои ябеды в Государственный департамент США, чтобы реагировал через бесчисленные фридомы хаусы.   Личный пресс-секретарь Тимошенко г-жа Сорока  домоглась у немецкой масс-медийной компании DPA обещания влиять на украинскую власть.  Напоминаю, все это пламенные патриоты,  борцы за независимость, нервно, болезненно   и демонстративно остро  реагирующие на любой намек об ограничении украинского  суверенитета.

Мы еще увидим в ближайшие дни, накануне 20-летия независимости Украины, пропагандистскую разоблачительную кампанию, которую проведут наши независимые журналисты под руководством своего  пионервожатого-моралиста-надомника  Олега Медведева. Говорят,  соответствующую  книгу лично готовит и разошлет — куда? Конечно, за кордон. Главам стран-кураторов нашей демократии.

Ну, и темники. Без темников никуда. Темники по освещению хода судебного разбирательства над Тимошенко пишутся регулярно и  подробно, а затем передаются в дружественные СМИ.  Вопрос — за что же умножали на ноль великого и ужасного Медведчука, изобретателя и промоутера этой формы работы с журналистами?

И это еще не выборы. Это еще только судебное разбирательство, которое неизвестно пока, чем закончится. А вдруг полным оправданием подсудимой, шучу я? Однако позиции уже определены, задачи поставлены. Колонны построены, командиры названы. Впереди   — жестокие бои с активным участием тех, кто призван быть просто хроникером. На войне как на войне.

P.S. Не хочется быть неблагодарной. В свое время мне  тоже повезло учиться стандартам профессии у британских и американских мастеров журналистики. До сих пор с нежностью и благодарностью вспоминаю те уроки. Увы, они оказались малоприменимыми  в нашей стране. Впрочем, это, в значительной степени, вопрос личного выбора.

vlasti.net