Обострение на Донбассе: Украина скрывает, ОБСЕ фиксирует
На Донбассе перед новогодними праздниками начал просыпаться фронт. Количество обстрелов увеличилось, стороны рапортуют о раненых и погибших.
В Украине эту тенденцию никак не комментируют, хотя она подтверждается объективными данными ОБСЕ. Причем цифры нарушений в отчетах Миссии разительно выше тех, которые приводит штаб Операции объединенных сил.
То есть обострение пытаются закамуфлировать под рядовые «провокации противника», на которые украинские войска традиционно дают отпор.
При этом о погибших пока заявляют лишь сепаратисты, а ОБСЕ обвиняет Украину в том, что армия выводит тяжелое оружие из мест хранения, предусмотренных перемирием.
Что говорят в ОБСЕ
В последние дни на Донбассе действительно идет резкий рост боестолкновений. Об этом свидетельствуют отчеты миссии ОБСЕ.
Если брать период с прошлого по этот понедельник, то мы увидим, что со стандартных 30-40 нарушений в сутки статистика ухудшилась да 100-200 обстрелов.
Вот, как это выглядела эта «эволюция» в датах отчетов Миссии:
· 14 декабря вышел отчет с 45-ю нарушениями
· 15-го — 21 нарушение
· 16-го — 39 нарушений
· 17-го — 46 нарушений
· 18-го — 84 нарушения
· 19-го — 234 нарушения
· 21-го — 99 нарушений
Основная доля обстрелов пришлась на Донецкую область — 232 из 234-х.
Что говорят в Киеве, «ЛДНР» и США
В Украине говорят о нескольких раненых вследствие боев конца минувшей недели. Но в целом тревожной риторики от командования ООС и политического руководства в Киеве не звучит. За один из самых тяжелых дней декабря — 18-е число — зафиксировали всего пять нарушений.
Иное дело в непризнанной «ДНР». Там заявили, что в последние три дня идет серьезное обострение, а 18 декабря — когда и ОБСЕ зафиксировала резкое ужесточение боев — погибли двое служащих «Народной милиции». Это произошло на юге, под Мариуполем.
В «МИД ДНР» заявили, что перемирие на грани срыва, и новогодний режим тишины, соответственно, тоже. «Мы оставляем за собой право адекватного ответа на действия вооруженных формирований Украины», — предупредили в Донецке.
То есть, как видим, о том, что идет обострение в основном говорят сепаратисты. И эти данные подтверждаются отчетами ОБСЕ (по крайней мере, касаемо обстрелов).
Интересно, что пока Украина фиксирует обострение как рядовой процесс, по его поводу внезапно выступило посольство США. Сегодня оно призвало Россию «прекратить агрессию» и напомнило про двух раненых украинских солдат и одного гражданского.
Почему началось новое обострение
В предыдущий раз фронт пришел в движение после местных выборов. Мы рассказывали о том, как почти сразу после первого тура 25 октября на фронте пошли убитые и раненые.
Та ситуация показала, что перемирие само по себе вещь очень шаткая и без развития успеха на политическом треке ничего по большому счету не изменит.
Прошло почти два месяца, и обострение повторяется. Поводом для обстрелов могло тактически стать что угодно. Однако стратегически — это по-прежнему все то же отсутствие политического прогресса между сторонами.
Причем накануне по многим дипломатическим позициям пошел откат назад. В Трехсторонней контактной группе провалилась идея согласовать «дорожную карту» выполнения Минских соглашений. В ответ Россия привезла в ООН представителей «ДНР» и «ЛНР», показав Киеву, что готова и сама решить судьбу «республик».
А в декабре против почти всех «слуг народа» Кремль ввел санкции. Раньше подобная «черная метка» посылалась Петру Порошенко — когда стало окончательно понятно, что с ним ни о чем договориться невозможно.
Все это было приурочено к годовщине Нормандского саммита, решения которого были на 90% не исполнены. Украина в частности даже близко не подошла к выполнению пунктов политического характера: она не вынесла на обсуждение проекты законов об особом статусе Донбасса и не узаконила «формулу Штайнмайера».
При этом весь год из Киева шли официальные заявления, что Минские соглашения нужно поменять. На что Путин несколько дней назад озвучил свой ответ: этого не произойдет. И Россия будет настаивать на нынешней редакции Минска-2.
Таким образом Кремль сделал заявку даже не столько на позицию в отношениях с Украиной — сколько на «красные линии» для США, где к власти приходит новый президент Джо Байден. И при котором переговоры с Москвой по Донбассу могут возобновиться.
Однако, чем больше стрельбы на фронте — тем тяжелее эти переговоры будут протекать. И тем более вероятно, что Вашингтон займет жесткую позицию в отношении Москвы. И тем менее вероятно, что Россия и США смогут прийти к каким-то компромиссам.
Аналогичная ситуация была сразу после прихода к власти Трампа. Когда именно обострение боев под Авдеевкой побудило президента США сделать первый звонок Петру Порошенко. И вскоре разговоры, что при новом президенте начнется прорыв в мирных переговорах сошли на нет.
План «А» провалился
Между тем, вице-премьер, министр по вопросам временно оккупированных территорий Алексей Резников заявил, что план «А» провалился и прекращение войны решается не в минском формате, а на уровне политических руководителей стран «нормандского формата».
«Я, например, считаю, что «План Б» — это ярлык. Это условные вещи. Мы уже сегодня работаем по «плану Б» — когда работаем над реинтеграцией, не дожидаясь деоккупации, когда пишем закон о государственной политике переходного периода. Этого не было за 6 лет, у нас конфликтуют нормативные акты, законы, постановления, указы. У нас есть люди, которые были в плену до 2016 года и до сих пор не получили помощи, поскольку не были субъектами получения помощи», — отметил вице-премьер.
«Процитирую Леонида Макаровича (Кравчука. — Ред.): мы в «Минске» можем договариваться, чтобы войны было меньше или больше. Но прекращение войны решается не в «Минске», а на уровне политических руководителей стран, президентов, как минимум четырех лидеров — Германии, Франции, Украины и России», — отметил Резников.