О чем забыл рассказать Шмыгаль?

819

Украинцам нужно быть готовыми к тому, что уже в ближайшее время государство может начать отказываться от своих социальных обязательств. А его функции сведутся к выбиванию налогов, обслуживанию внешнего долга и возбуждению уголовных дел за «антидержавну діяльність»…
Откровение премьер-министра Дениса Шмыгаля, заявившего, что через 15 лет Украина уже не сможет выплачивать пенсии, вызвало большой резонанс. Все эти дни его с жаром обсуждали и обыватели в маршрутках, и парламентские политики в телестудиях. Многие, конечно же, винили во всем самого Шмыгаля, даже высказывались за его отставку. Но ведь если подумать, то началось всё это не при нем, а много лет назад, так что вина Шмыгаля лишь в том, что он продолжил идти по этому губительному пути. И сейчас он озвучил то, что другие стоящие у власти политики всегда замалчивали, вешая украинцам на уши лапшу про «перемоги» и «європейське майбутнє».

И всё же у Шмыгаля не хватило смелости признать истинные причины украинского социально-экономического кризиса, грозящего перерасти в катастрофу не через 15 лет, а намного раньше. Он побоялся признать, что ответственность за это лежит на экономической политике постмайдановских правительств – да и на домайдановских тоже. Вместо этого он начал оправдываться и перекладывать всю вину на демографический кризис – мол, всё дело в том, что нация стареет и пенсионеров у нас будет вдвое больше, чем работающих! И в итоге призвал украинцев переходить на накопительную пенсионную систему – то есть не рассчитывать на государство, а самим откладывать себе на старость.

Тут у многих украинцев возник резонный вопрос: а зачем же тогда нужно государство, если оно не сможет выполнять свои социальные обязательства пред гражданами? Но как мы заметили в самом начале, теперь ответами на эти вопросы специально занимается СБУ, а также приставленные ей в помощь «активисты». Которые, приговаривая «а то Путин нападет» и «ах ты ж сука кремлевская», популярно втолкуют всем недовольным значимость «украинской государственности». Так что мы пока займемся чисто экономической стороной проблемы…

С демографией в Украине, конечно, большие проблемы. Даже намного большие, чем это показывает официальная статистика – мы рассказывали про них в теме о несостоявшейся переписи населения. Последний всплеск рождаемости в Украине наблюдался в июле-октябре 2013 года (до 50 тысяч младенцев в месяц), после чего она уже не превышала 40-42 тысяч, а в 2016-м году провалилась до 30-33 тысяч новорожденных в месяц. В нынешнем году рождаемость составляет в среднем 37 тысяч малышей в месяц. За три десятилетия количество детей в возрасте от 8 до 15 лет сократилось почти вдвое: с 11,8 миллионов (1991 год) до 6,8 миллионов (2020 год).

Но дело не только в рождаемости: очень много молодых украинцев, вместе с детьми, выезжают из страны на заработки и ПМЖ в Европу, в Россию, в дальний свет – куда подальше от этой нищеты и разрухи. Это сокращает работоспособную часть населения Украины куда больше и быстрее, чем низкая рождаемость и высокая смертность.

И всё же, давайте задумаемся: ну а если бы миллионы «заробитчан» никуда не уезжали, то что бы это изменило? Ведь они уехали потому, что не смогли найти здесь нормальную работу (или работу вообще). И останься они дома, то пополнили бы армию безработных. А безработный не может содержать пенсионеров, нередко он сам сидит на их шее! Отчисления в бюджет и в Пенсионный фонд делает только работающий украинец — при этом не суть важно, сколько ему лет, это может быть и старик.

Так что пенсионеров содержат официально трудоустроенные, а не просто трудоспособные украинцы — и огромную разницу между ними, наверное, вам пояснять не нужно. А значит, наличие денег на выплату солидарных пенсий зависит от количества в стране рабочих мест и занятых граждан, а не жителей определенного возраста. Этот очевидный факт всегда был у нас перед глазами, но мы его не замечали, потому что политики денно и нощно пудрят нам мозги своими байками про «старение нации». Конечно же, для них это проще и удобнее, чем объяснятся, почему в стране дичайшая безработица и экономический коллапс!

В подтверждение этого факта давайте сравним средний возраст украинцев (41,2 года) и жителей социально-развитых стран. Так, в среднем по ЕС он составляет 44 года: больше всего в Германии (47,8) Италии (46,5), Греции (45,3) Португалии (44,6) и Австрии (44,5). Чуть старше украинцев и канадцы (41,8), а средний возраст японцев вообще более 48 лет!

Таким образом, одну причину пенсионного кризиса в Украине мы выяснили. Но есть и вторая, о которой власти тоже помалкивают. Давайте посмотрим на диаграмму расходов Пенсионного фонда Украины (ПФУ) за последние 17 лет (красный цвет). В основном эти расходы росли, даже с учетом кризисных инфляций гривны, и лишь в 2014 и 2016 годах немного сокращались – видимо, за счет жителей Крыма и ОРДИЛО.

А теперь обратите внимание, какая часть этих расходов покрывалось за счет государственного бюджета (зеленый цвет). До 2017 года она была относительно невелика, не более пятой части от общей суммы пенсионных выплат – а затем резко увеличилась до половины (в нынешнем году 40%). Это тот дефицит Пенсионного фонда, который регулярно компенсируется из бюджета.

Стоит заметить, что по итогам 2020 года он может оказаться намного выше, потому что с марта (начало карантина) план по наполнению ПФУ выполняется лишь на ¾. А значит, правительству придется либо задерживать пенсии, либо уменьшать их – что вообще недопустимо, либо снова перечислять в Пенсионный фонд деньги из бюджета. Но ведь в бюджете лишних средств тоже нет, все резервы спущены на «великую стройку», в смысле ремонт дорог. Более того, сборы налогов в бюджет тоже отстают от запланированных, и правительство уже несколько раз компенсировало эту недоимку продажей новых партий облигаций.

То есть госбюджет пополняется кредитами — и деньги, поступающие из него в Пенсионный фонд тоже кредитные. Украина уже сегодня платит пенсии деньгами, взятыми в долг! А так как роста украинской экономики ни в этом, ни в следующем году не предвидится, то обещанное новое повышение пенсий (пусть и небольшое) будет возможно только за счет новых кредитов, новых облигаций.

Но Украина в долгах уже по самую макушку, они растут еженедельно — вот на днях еще одолжили у Британии полтора миллиарда долларов на покупку британских же ракетных катеров. И «стратегические партнеры» проели правительству всю плешь, требуя сократить «дисбаланс бюджета» — иначе они не дадут новых кредитов, которые нужны, чтобы расплатиться по старым. А под этим «дисбалансом» МВФ, в первую очередь, имеет в виду расходы госбюджеты на субвенции Пенсионному фонду. В нынешнем году они составят 200 миллиардов гривен (или больше), и в МВФ считают, что этим деньгам можно найти более «достойное» применение, чем раздавать их украинским пенсионерам. Какое? Отдать их держателям украинского долга!

Это не шутки: за последние 5 лет Украина уже дважды вела серьезные переговоры о реструктуризации (отсрочке) старых долгов, речь о сумме в несколько миллиардов долларов. И оба раза эта отсрочка предоставлялась на жестких условиях, под недовольное сопение представителей западных финансовых структур. Они уже заставили Украину взвинтить тарифы и сократить ряд социальных расходов, теперь же они будут давить на Киев, чтобы вынудить его отказаться от пополнения Пенсионного фонда из госбюджета.

Это произойдет не завтра, и не в этом году – но однажды это случится, и вот тогда дефицит ПФУ в размере 40-50% просто нечем будет закрыть. Судя по тому, что предлагает Шмыгаль, политики и МВФ кулуарно договариваются о варианте постепенного упразднения солидарной пенсионной системы с её заменой накопительной. В этом случае государство снимет с себя ответственность за содержание пенсионеров и пустит высвободившиеся средства на выплаты по кредитам. Ну а политически эту авантюру прикроют россказнями о том, что украинская нация состарилась…

По материалам: ИнА «Українські новини»