Новый план без новаций. МВД придумало как бороться с насилием в полиции

582

В течение последней недели в СМИ и соцсетях шло оживленное обсуждение очередного этапа наступления на полицейское насилие, который был публично провозглашен руководителями МВД, Минюста, ГБР и прокуратуры.
По результатам координационного совещания руководителей этих ведомств, Министр внутренних дел представил с трибуны Верховой Рады план мероприятий, реализация которых имеет если не уничтожить, то существенно минимизировать уровень жестокого обращения правоохранителей к охраняемому ими населения. Мероприятия подавались обществу с эпитетами «исчерпывающие», «неотложные», «европейские», «новейшие», что должно было показать — терпение власти лопнуло и борьба с пытками в полиции переводится на принципиально более высокий уровень, приобретает ранее невиданных масштабов, форм и методов преодоления этого негативного явления.

Однако, если внимательно исследовать предложенные нам «новации» выяснится, что с нового у них только амбициозность подачи и применения иностранных терминов.

Собственно, все озвученные Арсеном Аваковым меры по противодействию насилию в полиции сведены всего к двум направлениям:

— внедрение в деятельность полицейских подразделений системы «Custody Records»;

— усиление возможностей инспекции по личному составу.

Рассмотрим каждое из направлений отдельно.

Направление №1. Система «Custody Records»
«Во всех подразделениях полиции будет введена система« Custody Records », то есть полную видеофиксацию следственных действий» (с сайта МВД Украины).

1. Система «Custody Records» — это главная «фишка и изюминка» в перечне запланированных мероприятий. Именно она, по мнению министра внутренних дел, практически сделает невозможным жестокое обращение с гражданами, находящимися в подразделении полиции. Впрочем, по звучным названием «Custody Records» мы можем увидеть обычную систему электронного учета и непрерывной видеофиксации места пребывания задержанного и его контактов с персоналом полиции. Иными словами, задержан везде и все время находится в объективе видеокамеры, что, действительно, существенно уменьшает риски подвергнуться насилию — каждый полицейский понимает печальные для него последствия видеофиксации пытки человека.

Кроме этого, система «Custody Records» предусматривает проведение с задержанным следственных действий исключительно в специально оборудованных для этого помещениях, а не в традиционном для полиции стиле путешествия задержанного по многочисленным служебных кабинетах.
КОММЕНТАРИЙ: Наличие в полицейском отделе отдельного помещения для работы с задержанным и постоянный контроль за ним с использованием круглосуточного видеонаблюдения отнюдь не является новацией. В соответствии с приказом МВД от 18.12.2003 №1561, с 2004 года в каждом полицейском подразделении должна была функционировать не менее, чем одна «Комната для проведения следственных действий» с видеокамерой для их фиксации. Этот же приказ МВД категорически запрещает проведение с задержанными «следственных действий и других предусмотренных законодательством Украины мероприятий в любых помещениях, кроме комнаты для проведения следственных действий».

В свою очередь, приказ МВД Украины от 18.12.2018 № 1026 предусматривает обустройство подразделения полиции стационарной системой технических средств видеозаписи, с помощью которой в круглосуточном режиме контролируются служебные помещения, в том числе и «предназначены для содержания задержанных и взятых под стражу лиц». Полученные при этом видеофайлы должны храниться в течение 30 дней.

Также, согласно приказу МВД Украины от 23.05.2017 №440, «дежурная служба должна быть оборудована системой видеонаблюдения с накопителем для записей видеонаблюдений. К объектам наблюдения входят периметр, входные двери, внутренние помещения ».

Итак, согласно нормативно-правовыми актами МВД, в каждом полицейском подразделении уже давно должна была бы успешно функционировать система видеоконтроля за действиями сотрудников, причем не только во время проведения ими следственных действий с задержанным, а более совершенная — обеспечивающая круглосуточную фиксацию места пребывания и контактов полицейского с любым лицом, которая пересекла порог подразделения полиции.

Однако, сегодня в подавляющем большинстве подразделений полиции ни отдельных «Комнат для следственных действий», ни разветвленных систем видеонаблюдения нет, прежде всего из-за отсутствия необходимого для этого финансирования от МВД. Очевидно, что до последнего времени Министерство предпочитало другим направлениям укрепления материально-технической базы (вертолеты, катера и т.д.), чем обеспечению выполнения собственных приказов, напрямую связанных с соблюдением прав человека.

2. Знающие вопрос заметят, что «Custody Records» является не только техническим средством контроля с видеокамерами, мониторами, архиваторами файлов и другими электронными «наворотами». Действительно, система «Custody Records» в модели, введенной в полицейских изоляторах временного содержания, предусматривает контроль за соблюдением прав человека со стороны «сustody officer» — специального сотрудника полиции, который «должен гарантировать надлежащее и безопасное среду обитания задержанного в полиции. Когда человек попадает в полицейское подразделение, этот офицер проводит с ней первичное интервью, вводит данные в электронную базу. Если в рассказе задержанного признаки нарушения его прав, полицейский передает эти данные в прокуратуру »(с сайта Экспертного центра по правам человека).

КОММЕНТАРИЙ: Тоже не ново. Уже 3 года в соответствии с приказом МВД Украины от 23.05.2017 №440, в каждом полицейском подразделении правами задержанного должна заниматься не один, а сразу несколько сотрудников полиции, которые, контролируя и при необходимости подменяя друг друга, должны были бы полностью обезопасить нас от насилия со стороны полицейских.

Давайте знакомиться это:

— ответственный по территориальному подразделению полиции — специальная назначено лицо из числа руководителей подразделения, которое обязано круглосуточно контролировать состояние соблюдения подчиненными прав задержанных, в частности проверять законность их доставки и содержания в служебных помещениях, а при наличии оснований — употреблять неотложных мер по восстановлению нарушенных прав граждан;

— ответственный за пребывание задержанных в подразделении полиции — специально предназначен полицейский офицер, который также должен следить за соблюдением прав задержанных во время их пребывания в органе полиции. Показательно, что такими ответственными не могут назначаться следователи;

— оперативный дежурный — сотрудник дежурной части, в обязанности которого входит проверка законности доставки задержанного в полицию. Во время беседы с задержанным, оперативный дежурный обязан выяснить те же вопросы, что и «сustody officer», в том числе наличие претензий к полицейским, жалоб на состояние здоровья, осмотреть на предмет телесных повреждений, проинформировать о задержании родственников и местный Центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, выдать памятку с перечнем прав и тому подобное. Кроме того, в случае установления факта необоснованного задержания, оперативный дежурный обязан немедленно освободить задержанного и предложить полицейским, которые безосновательно доставили человека в полицию, извиниться. В дальнейшем, оперативный дежурный должен доложить начальнику подразделения письменным рапортом об этом факте незаконного задержания для дальнейшего назначения и проведения служебного расследования в отношении виновных полицейских.

Направление №2. Инспекция по личному составу
«Будет полностью пересмотрен кадровый состав инспекции по личному составу, в состав инспекции будут привлечены работники с опытом работы в оперативных подразделениях; будет повышена заработная плата и материально-техническое обеспечение инспекции; будет предоставлено право проверять любые подразделения, службы, отдельных работников во время несения службы, в любое время суток »(с сайта МВД Украины).

Следует понимать, что инспекция по личному составу — это сравнительно малочисленных подразделение в штатном расписании Департамента кадрового обеспечения НПУ, который должен осуществлять ведомственный контроль за соблюдением полицейскими служебной дисциплины и законности. В регионах сотрудники инспекции, как и другие кадровики, подчиняются руководству областной полиции, загружены преимущественно рассмотрением бесчисленных жалоб граждан на действия правоохранителей, иногда совершают выезды в территориальные органы полиции с целью проверки соблюдения полицейскими требований ведомственных приказов, указаний и инструкций.

КОММЕНТАРИЙ: Укрепление и расширение полномочий инспекции по личному составу также не что иное, как повторение уже пройденного материала. К тому же повторение слабое и неполное. В 2005-2007 годах инспекция по личному составу была вообще выведена из штатов областных управлений милиции, введена в состав Службы внутренней безопасности МВД Украины (тот самый оперативный подразделение со своим агентурным аппаратом) и подчинялась непосредственно Министру внутренних дел. К тому времени сотрудники инспекции по личному составу находились на более высоком чем сейчас ступени «иерархической лестницы», были более независимыми и имели все те же обещанные Арсеном Аваковым преимущества — больше, чем в других полицейских зарплату и лучшее техническое обеспечение. По «права проверять любые подразделения, службы, отдельных работников во время несения службы, в любое время суток» — так и сегодня сотрудники инспекции по личному составу наделены такими полномочиями, а в 2005-2007 годах работник инспекции вообще имел возможность проверять даже руководство областного Управления МВД, поскольку ему не подчинялся.

выводы
Безусловно, во внедрении объявленных МВД мероприятий смысл и, в определенной степени, они могут несколько повлиять на ситуацию с насилием в полиции. Однако, выдавать эти меры за новый подход к решению проблемы и, тем более, считать их адекватным ответом на события в Кагарлыке и Павлограде — со стороны Арсена Авакова это явный перебор.

Чисто теоретически, действующие нормативно-правовые акты Украины, в том числе и директивные документы МВД, и без того предусматривают функционирование в каждом органе полиции целой системы предохранителей, которые должны защитить нас от жестокости со стороны правоохранителей и полностью исключить применение полицейскими насилия к задержанному.

Однако очевидно, что эти предохранители не работают. И сбой в программе защиты прав задержанного в полиции происходит не из законодательных или технических причин, а, прежде всего, из-за человеческого фактора. При определенных условиях и при наличии собственных интересов, полицейские не только проигнорируют требования приказов и инструкций, но и всегда изыщут возможность обойти любые технические средства контроля за ними и мирно разойтись со своими коллегами-полицейскими из инспекции по личному составу. С этим сталкивался каждый из бывших министров внутренних дел, обычно объявлял бескомпромиссную войну незаконным действиям подчиненных.

Можно ли это изменить?
При планировании мероприятий по обеспечению общественного порядка, в полиции принято проводить расчет сил и средств, необходимых для эффективного и быстрого достижения желаемого результата. А если собственных сил полиции недостает, она использует так называемые «дополнительные приданные силы».

Именно этот привычный для каждого полицейского руководителя алгоритм должен быть применен Министром внутренних дел в борьбе с произволом правоохранителей, когда наряду с техническими новациями и усилением ведомственного контроля, будет параллельно применяться общественный контроль, как более объективный и понятный для общества. Именно общественность должна стать той самой «дополнительной приданое силой», которая сменит не тактику, а стратегию обеспечения прав человека в подразделении полиции.

Сейчас для этого есть нормативное основание и даже успешный опыт привлечения представителей общественности к контролю за персоналом полиции в прошлом.

Статья 90 Закона Украины «О Национальной полиции Украины» и нормы «Положения о дисциплинарных комиссии в Национальной полиции Украины» предусматривают возможность привлечения общественности к служебных расследований по жалобам граждан на жестокие действия полицейских. Однако, проведенное Ассоциацией УМДПЛ в 2019 году изучение вопроса объема представительства общественного сектора в полицейских дисциплинарных комиссиях, которые проводят служебные расследования, показало — представители общественности к работе в таких комиссиях не привлекаются, что фактически является невыполнением положений вышеуказанной статьи закона. Как результат — во время служебных расследований, проведенных полицией «кулуарно» с привлечением только инспекции по личному составу, около 90% жалоб на незаконные действия полицейских признается ложным и фактически списывается «в корзину».

С 2006 по 2010 год в Украине активно работали «мобильные группы» по мониторингу соблюдения прав человека, в состав которых входили сотрудники службы внутренней безопасности и представители общественных правозащитных организаций. Группы осуществляли визиты в подразделения милиции, в том числе и в ночное время, во время которых проверяли горрайорганы на предмет незаконного содержания в служебных помещениях граждан.

Показательно, что деятельность этих групп была сразу прекращена с приходом к власти Виктора Януковича, а в 2013 году приказ МВД об их функционировании был вообще отменен. Инициативу правозащитных организаций о возобновлении работы «мобильных групп» по мониторингу соблюдения прав человека нынешнее руководство МВД пока не поддержало.

Подытоживая, можно констатировать:

Запланировано МВД осовременивания технических средств контроля за личным составом и роли подразделений инспекции по личному составу можно и нужно поддерживать. Вместе с тем, следует понимать, что сами по себе эти меры не способны обеспечить быстрого достижения прогресса в минимизации уровня полицейской жестокости.

К сожалению, в поисках возможности искоренить насилие в полиции, руководство МВД продолжает ходить по замкнутому кругу, периодически возвращаясь к несколько модифицированных, но «бывших в употреблении» методов, которые подаются обществу под видом «новаций».

Настоящим новшеством от МВД должно стать формирование и реализация принципиально новой стратегии многоуровневого двойного контроля за действиями персонала полиции, где внутренний контроль со стороны соответствующих полицейских служб органично сочетается с внешним контролем гражданских. Именно эта стратегия должна быть краеугольным камнем, фундаментом для дальнейшей технической развития системы защиты граждан от полицейского произвола.

В 2014-2015 годах Экспертным советом по соблюдению прав человека при МВД (прекратила свое существование в 2016 году, что, в определенной степени, является показательным) подавались конкретные предложения по этому поводу, но правозащитники не стали для Министра внутренних дел референтной группой. Через собственные предубеждения или по другим причинам, Арсен Аваков уже длительное время игнорирует возможность использования общественности для уменьшения масштабов полицейской жестокости, хотя именно общественность и является наиболее заинтересованной стороной в решении этой проблемы. Подобная позиция привела к стихийным, не всегда объективных и агрессивных форм контроля Украинский за полицией, не способствует налаживанию взаимопонимания и партнерских взаимоотношений общества с правоохранителями.

По материалам: cripo.com.ua