Николаев: позабытая презумпция невиновности майора Хмельницкого

852

У Николаевской области дурная слава. Здесь в свое время гремело на всю страну дело Оксаны Макар, о событиях во Врадиевке рассказывали все центральные телеканалы. А еще здесь, как оказалось, вошли в привычку убийства так называемых валютчиков.

Первой жертвой убийц стал Геннадий Кулик, владелец одного из популярнейших обменных пунктов города. Это произошло еще в 2011 году. В следующем 2012 году появились сразу две жертвы – все трое были застрелены. Общая добыча предполагаемых убийц, как было установлено, составила почти 600 тысяч гривен. Они были пойманы и предстали перед судом. На скамье подсудимых оказались майор милиции Олег Хмельницкий, охранник Сергей Рекуненко и строитель Амир Ахметов.

Сейчас в Ленинском суде продолжается слушание этого дела, в рамках которого объединены все три убийства валютчиков. И из материалов дела можно узнать историю всех трех преступлений.

Главарем преступной организации, состоящей из трех человек, позиционируется именно майор Хмельницкий, а двое подельников ему якобы были нужны в качестве источника дополнительной физической силы. Олег Хмельницкий нашел их в своем кругу общения – Ахметова и Рекуненко он обучал рукопашному бою, являясь мастером спорта в этой категории. В обвинительном заключении сказано, что, легко поддавшись влиянию тренера и пожелав получить легкие деньги, подопечные майора легко согласились составить ему компанию в его темных делах. Выбор Хмельницкого пал на валютчиков не случайно – ведь они в силу особенностей своего бизнеса всегда имеют при себе большие суммы денег. Отмечается также, что на убийства майор шел осознанно, так как предполагал именно такой финал истории, если жертва начнет сопротивляться, чтобы не оставлять следов. В качестве орудий убийств должны были выступать несколько пистолетов с глушителями.

На суде все трое участников банды дали признательные показания. В качестве доказательств их вины фигурировало несколько важных улик, указывающих на причастность Хмельницкого, Рекуненко и Ахметова к убийствам валютчиков. Казалось бы – и дело с концом, можно порадоваться тому, что еще один оборотень в погонах сядет в тюрьму. Однако не стоит спешить, а стоит вникнуть в это дело глубже.

Усомниться в признании Сергея Рекуненко можно уже сразу же и это будет вполне логично. К слову, на судебном заседании он отказался от данных ранее показаний, поскольку, по его словам, они были даны под давлением. Те, кто следит за развитием событий, может удивиться сразу нескольким нестыковкам в показаниях Рекуненко. Во-первых, он с трудом ориентируется на улице, где произошло одно из убийств. Во-вторых, четко знает, сколько денег было похищено в том случае, хотя не говорит о том, что купюры были пересчитаны. И, в-третьих, Рекуненко, не имея дела с оружием, может с уверенностью определять калибр пистолета. Складывается впечатление, что ему просто указали, что говорить.

Далее стоит обратить внимание на приключения стреляных гильз. Начать стоит с того, что в 2011 году, когда было совершено первое убийство, гильзы были найдены там, где они никак не могли были быть. В то же время другие гильзы были найдены через трое суток, хотя непонятно, как они могли уцелеть там в столь людном месте.

Факт проведения обыска в квартире Олега Хмельницкого в ночное время и вовсе вызывает недоумение. В результате обыска было найдено оружие убийства. И ничего что на нем не было отпечатков, зато были микрочастицы кожи. А то, что они принадлежат не только Хмельницкому, было как-то упущено из внимания. Равно как и то, что майор не настолько глуп, чтобы хранить то, что может в последствии его уличить.

В итоге обвинение «слепило» все три убийства, привязав их к группе Хмельницкий-Рекуненко-Ахметов, тем более что, как упоминалось выше, все трое давали признательные показания. Но более важно то, что никаких серьезных улик против вышеназванных лиц не было. К тому же жителям Украины, вероятно, не стоит рассказывать о том, как в правоохранительных органах добиваются признательных показаний. Особенно, если вышестоящее начальство требует закрытия дела.

Изучая ведение дела, напрашивается вывод, что понятие «презумпция невиновности» судьям незнакомо. Иначе как объяснить то, что они принимают на веру все доказательства обвинения, игнорируя важные моменты, которые опровергают их. Адвокатам обвиняемых не предоставляется право давать пояснения по документам следствия. Отметим и то, что причастность Олега Хмельницкого к третьему убийству еще не доказана. Но, похоже на то, что все уже решено. Судебные заседания ведутся так, что присяжным так и хочется вынести обвинительный приговор подсудимым. И это не их вина – просто все ведет именно к этому. Документы, которые могут обосновать невиновность подсудимых, попросту игнорируются, обвинение как-то незаметно умалчивает о них. Чем вносит свой вклад в то, чтобы в Олеге Хмельницком видели жестокого убийцу, налетчика, грозу валютных менял. И это притом, что найдется немало людей, которые пишут в Сети о том, что лично знакомы с этим человеком и просто не могут представить себе, чтобы он оказался именно таким.

В настоящий момент слушание дела еще не прекращено. Возможно, в будущем мы услышим о вполне закономерном финале этой истории. Если дело, наконец, не начнет рассматриваться непредвзято, то на справедливость надеяться не приходится. Впрочем, для украинцев это уже давно не новость.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org