Неизвестные из «не беркута»

731

5ab51e259b624Действующий закон «О национальной полиции» обязывает полицейских носить персональные номерные жетоны, по которым их можно идентифицировать. Однако сотрудники Нацполиции нередко эту норму нарушают. А вот законопроекты, которые могут урегулировать этот вопрос, депутаты не принимают.
«Не Беркут»
Фотографа Сергея Нужненко избили вечером в воскресенье, 1 декабря 2013 года. Били сразу несколько «беркутовцев», в результате чего он получил многочисленные травмы головы. Милиционеры были без опознавательных знаков, и именно это усложняет судебный процесс и по делу Нужненко, и по делам других раненых во время Майдана, которые все же пытаются установить справедливость.
После Революции Достоинства Верховная Рада приняла Закон «О Национальной полиции». Чтобы правоохранители больше не могли творить произвол, прячась за безымянными шлемами, в нем депутаты обязали полицейских носить идентификационные жетоны. Полицейским специального назначения идентификационный номер должны также наносить на униформе и шлемы.

Вот только закон не всегда выполняется. В этом недавно смог убедиться тот же Сергей Нужненко, который сейчас работает фотокорреспондентом «Радио Свобода». 3 марта этого года Нужненко снимал, как сотрудники полиции демонтируют палаточный городок под Верховной Радой. Сзади к журналисту подошел полицейский и распылил в глаза слезоточивый газ, из-за чего фотокорреспондент получил химический ожог. На шлеме того полицейского, как утверждает Нужненко, не было идентификационного номера. Однако, по словам спикера МВД Артема Шевченко, полицейского удалось установить.

Журналисту «Громадського ТВ» Дмитрию Реплянчуку повезло меньше. Спецназовцы Национальной полиции избили его 24 октября 2017 года у Святошинского суда Киева. Идентифицировать полицейских, которые это сделали, не могут до сих пор. Хотя руководство Нацполиции обещало провести служебное расследование.

В общем полицейские нередко, вопреки действующему закону, не носят идентификационных жетонов или шлемы с персональными номерами. Можно вспомнить даже минувшую пятницу, 23 марта. Тогда прошли обыски на территории завода «АТЕК», где расположена база полка «Азов». По словам лидера партии «Национальный корпус» Андрея Белецкого, распознать правоохранителей, которые выламывали двери и выносили личные вещи членов его организации, было невозможно, ведь на униформе не было идентификационных номерных жетонов.

Спикер МВД Артем Шевченко заявил LB.ua, что идентификационные номера действительно не успели нанести на шлемы всех полицейских, а жетоны те часто снимают сами.
Артем Шевченко: «Мы признаем, что есть определенные проблемы с нумерацией на шлемах отдельных подразделений, но они имеют чисто технический характер и будут вскоре решены. Главное — когда есть потребность установить личность милиционера, который нарушил закон, это делается независимо от того, есть номер (жетон) на виду или нет, — убежден он. — Но признаем, что наличие жетона на форменной одежде — прямое требование закона.

Поэтому его отсутствие — нарушение этой нормы. Причина этого — опасения некоторых полицейских потерять жетон — его как предмет, который прикрепляется зацепкой, легко оторвать в какой-либо сутолоке, а за потерю жетона — дисциплинарная ответственность, которую никому не хочется нести. Поэтому полицейские иногда нарушают эту норму, боясь потерять жетон во время несения службы на улицах, особенно во время массовых мероприятий. Руководство постоянно проводит работу с личным составом по недопущению таких нарушений».

В едином реестре
В парламенте, однако, считают, что такие ситуации возникают из-за недостаточно четко прописанной нормы закона.

«Сейчас у полицейских есть номера, но это номера шлемов, а не полицейских. То есть выдают тебе шлем с определенным номером, а на следующий день с этим шлемом ходит уже другой человек. Иногда они заклеивают номер скотчем. Ситуация не упорядочена нормативно», — объясняет депутат Игорь Луценко.

Луценко вместе с коллегами из других фракций — Мустафой Найемом, Валерием Карпунцовым (оба — БПП), Еленой Сотник («Самопомощь»), Антоном Геращенко («Народный Фронт») и другими — зарегистрировали в прошлом году два законопроекта, которые, по их мнению, могут решить проблемы с идентификацией полицейских: № 5700 и № 5701.
5aba246c23c58
Первый законопроект — № 5700 предлагает четко прописать норму о ношении персональных номерных жетонов для полицейских, а второй — № 5701 — ввести обязательные номерные жетоны и для нацгвардейцев.

Согласно законодательных инициатив, жетоны с личными номерами должны выдавать полицейским и нацгвардейцам на весь период службы. В случае увольнения жетон забирали бы, а после восстановления на службе выдавали бы тот же номер. Индивидуальный номер должны указывать и в удостоверении милиционера. Номер на жетоне должен быть написан так, чтобы его можно было распознать с расстояния и зафиксировать на фото или видео. Предусмотрено, что в случае использования полицейским или нацгвардейцем средств индивидуальной защиты к ним должна крепиться нашивка с индивидуальным номером.
В законопроекте также прописано: если полицейский или нацгвардеец по каким-то причинам не будет носить жетон или нашивку с персональным номером или станет препятствовать его распознаванию, он будет нести дисциплинарную ответственность.

Кроме того, законопроекты предлагают ввести единые базы идентификационных номеров полицейских и нацгвардейцев на сайтах Национальной полиции и Национальной гвардии соответственно. Так, введя номер жетона, можно будет узнать фамилию, имя и отчество милиционера, его звание и должность.

Руки не доходят

Два упомянутых законопроекта спикер Верховной Рады Андрей Парубий ставит в повестку дня уже вторую неделю подряд. Правда, постоянно они оказываются в конце запланированных на четверг вопросов. И к их рассмотрению руки в этот момент не доходят.

Авторы законопроекта Игорь Луценко и Мустафа Найем объясняют: даже если законопроект удастся рассмотреть в ближайшее время, не факт, что для его принятия хватит голосов. По их мнению, инициатива продвигается медленно из-за позиции «Народного Фронта». Мол, министр МВД Арсен Аваков сам хочет решить вопрос с идентификацией полицейских собственным постановлением, а потому голосов за законопроект фракция «Народного Фронта» не даст.
Однако, по мнению Найема, важно урегулировать этот вопрос именно законом, а не постановлением министра. Ведь постановление сможет отменить следующий министр, а внести изменения в закон труднее.

«Хотя на самом деле после принятия закона им самим будет легче, потому что не будет „виновата вся полиция“. К тому же сейчас появилось очень много муниципальных страж, униформа которых полностью копирует Нацгвардию или Нацполицию. Такие образования, например, уже есть в Одессе и Днепре. И теперь человек, права которого будут нарушать на митинге эти структуры, будет уверен, что это Национальная полиция или Национальная гвардия», — говорит Найем.

Как утверждают депутаты-авторы, недавно они направили министру МВД уже второе письмо, в котором объяснили свою позицию по этому вопросу. В последнем письме попросили о встрече, на которой могли бы поискать компромиссы. Однако, по словам Найема, ответ от МВД до сих пор не поступил.

На вопрос LB.ua, получали ли в МВД письмо от этих народных депутатов и ответили ли на обращение, спикер МВД Артем Шевченко лаконично сказал: «Все обращения или запросы нардепов в МВД и к министру поступают, а не теряются, и вовремя получают ответы».

Раздули
В МВД считают, что проблемы с идентификацией полицейских как таковой нет и действующего законодательства вполне достаточно.

«Проблему раздувают, она носит искусственный характер. У общества, по моему убеждению, нет необходимости идентифицировать каждого полицейского. Всех, кого прокуратура хочет привлечь к ответственности, мы вместе идентифицируем. Если руководство тогдашнего „Беркута“ не было заинтересовано в идентификации лиц, то они и не были идентифицированы, если интерес идентифицировать человека есть, то он будет идентифицирован», — говорит Шевченко LB.ua и подчеркивает, что ситуация с журналистом Дмитрием Реплянчуком — исключение.

Депутат от «Народного Фронта» Антон Геращенко также сказал LB.ua, что не видит смысла в принятии законопроектов № 5700 и № 5701 — несмотря на то, что является автором обоих.

«В то время (когда регистрировался законопроект, — LB.ua) я еще не обладал полным объемом информации об этой проблематике, — объяснил свое авторство под законопроектом Геращенко. — Случаи отсутствия номеров — исключение из практики. Но благодаря тому, что два года парламент не принимал решения о Дисциплинарном уставе Нацполиции, руководитель не мог привлечь к ответственности того, кто нарушил и не зарегистрировал свой номер на шлеме. Сейчас вопрос решен. Неделю назад Дисциплинарный устав НПУ приняли».

В Дисциплинарном уставе, о котором говорит Геращенко, есть только одно предложение об идентификации полицейских: «Соблюдать правила ношения униформы и знаков различия».

Устав не решает всей полноты проблемы. В частности, не введен единый реестр идентификационных номеров, который позволил бы каждому пострадавшему находить полицейского, нарушившего его права.
5aba272492bc7
5aba272492bc7
Правда, в МВД идею создания такой базы не поддерживают.

«У нас около 120 000 полицейских. Каждый из них имеет удостоверение и жетон, но большое количество этих полицейский является полицейскими оперативного состава. Оперуполномоченные уголовного розыска, разведчики — их деятельность не должна быть публичной. Множество полицейских проводят негласные следственные действия, спецоперации, и в случае создания такого реестра проведение этих операций будет затруднено», — считает Артем Шевченко.

По материалам: argumentua.com