НАБУ снова взялось за фигурантов дела «Роттердам+». Что известно?

699

Ещё два года назад следователи НАБУ начали расследование по одной из самых масштабных схем по отмыванию денег – «Роттердам+». Уже первые обыски, которые сотрудники антикоррупционного бюро провели в НКРЭКУ, показали, что НАБУ взялась за дело основательно и замять коррупционную схему «по-тихому» вряд ли удастся.

Следователи антикоррупционного бюро подготовили и направили в суд ходатайства, в которых просили допустить детективов НАБУ к банковским документам «Центрэнерго» и «Днепрэнерго» с целью проверки обоснованности формулы «Роттердам+». Однако суд отклонил все ходатайства НАБУ и расследование затормозилось на несколько лет. Палки в колёса следствию ставили не только юристы национальной регуляторной компании. Вполне возможно, что сказалась близость фигурантов коррупционного дела к первым лицам страны.

Как бы там ни было, при нахождении у власти Петра Порошенко, не удавалось провести оценочную экспертизу суммы убытков из-за внедрения «Роттердам+». Это стало возможным только после отставки Порошенко.

Введение формулы «Роттердам+» предшествовал острый топливный кризис, связанный с тем, что большинство шахт по добыче антрацита оказались на неподконтрольной Киеву территории. Из-за дефицита твёрдого топлива в мае 2017 года были остановлены 5 из 6 ТЕЦ Украины. В таких условиях для обеспечения энергетической безопасности Украины было принято решение внедрить схему, которая обеспечит автономность энергетической системы, исключение ручного регулирования цен, привязку к международной цене на уголь.

Согласно схеме, которую приняла национальная комиссия регулирования цен в сфере энергетики в марте 2016 года, Украина закупала уголь на голландской бирже в Роттердаме. В формуле учитывалась стоимость угля в портах Нидерландов и доставка топлива морем или железной дорогой в Украину, а затем на склады ТЭС. При расчёте цены бралась не текущая стоимость угля, а средняя за 12 месяцев. Кроме того, по данной формуле для Украины считали весь уголь для ТЭС: антрацитовых и газовых групп, а также импортный и даже добытый на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. После внедрения формулы «Роттердам+» стоимость тепловой электроэнергии выросла за 2016 год вдвое.

Практически сразу же после введения формулы «Роттердам+» у многих экспертов появилось подозрение, что это коррупционная схема, поскольку по цене дорогостоящего импортного топлива с доставкой считали украинский уголь, а также уголь с Донбасса. Предпринималось несколько попыток признать схему «Роттердам+» незаконной, но окружные суды и даже Высший административный суд Украины постоянно отклонял жалобы по делам о скандальной схеме.

Ещё в марте 2017 года, спустя год после старта схемы «Роттердам+», НАБУ начало расследование, в котором речь шла о превышении служебных полномочий и злоупотреблениях должностных лиц НКРЭКУ. На тот момент комиссию по регулированию цен возглавлял бывший топ-менеджер корпорации «Рошен» Дмитрий Вовк, который также ранее был вице-президентом инвестиционной компании «Инвестиционный капитал Украина» (ICU), принадлежащей экс-главе НБУ Валерии Гонтаревой.

Следователи НАБУ были уверены, что в период с января по март 2016 года в ходе разработки порядка формирования прогнозированной оптово-рыночной цены электроэнергии должностные лица НКРЭКУ включили в него заведомо необоснованной формулы, которая значительно повысила стоимость угля, тем самым обеспечила огромные прибыли для генерирующих компаний ТЭС от продажи электроэнергии. По мнению НАБУ, в стоимость угля была заложена завышенная на 10-15% стоимость топлива.

Какая в этой схеме роль экс-президента Петр Порошенко? Знал ли он об этой схеме, которую уже официально признали коррупционной, и какова его роль? Безусловно, достаточно сложно предположить, что Пётр Алексеевич был не в курсе «Роттердама+», который, по подсчётам экспертов, за два года вывел из кармана налогоплательщиков около 19 млрд. гривен. Ещё более сложно представить, что об этом не знал Порошенко, имея на посту главы НКРЭКУ своего человека в лице Дмитрия Вовка, который также входил в окружение Валерии Гонтаревой, которая, в свою очередь, верный человек Петра Алексеевича. И к тому же владеет финансовой компанией ICU.

Именно об инвестиционной компании экс-главы НБУ вспоминал и скандально известный экс-депутат Александр Онищенко. По его словам, компания ICU в интересах Порошенко выкупила еврооблигации ДТЭК Рината Ахметова при крайне низких котировках, а после внедрения нового механизма определения стоимости электроэнергии, стоимость облигаций выросла в разы. Так при стоимости евробондов компании Ахметова $500 млн. компания Гонтаревой выкупила их всего за $200 млн. Затем стоимость выросла до $450, что дало 50% чистой прибыли. Более того, все украинские ТЭС обязаны были покупать уголь по схеме «Роттердам+», даже несмотря на то, что на самом же деле топливо поставляли с территорий, подконтрольных ДНР. Это было значительно дешевле и прибыльнее.

Прокомментировал следственные действия НАБУ один из основных фигурантов дела «Роттердам+» экс-глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк. На своей странице в Фейсбук он сообщил, что возбужденное дело является раскрученным «медийно-юридическим» пузырём. Действия НАБУ экс-глава НКРЭКУ назвал «…подбором и выбиванием доказательств под обвинения». «Речи об установлении истины не идёт, осуществляется давление на меня и моих коллег с грубым нарушением законов – всё это говорит о политическом характере преследования, — заявил он. Дмитрий Вовк предположил, что следователи НАБУ зашли слишком далеко ещё в 2017 году, поэтому решили дело не закрывать, а объявлять подозрения. Впрочем, экс-чиновник уверенно заявил о перспективах собственной победы.

Однако совсем другого мнения были следователи. Из материалов дела стало известно, что к сотрудникам НКРЭКУ обратились представители ДТЭК с коррупционным предложением. После ряда переговоров Дмитрий Вовк дал своё разрешение на старт схемы. По версии следствия ещё в 2015 году представители группы теплогенерирующих компаний начали давить на руководство НКРЭКУ, чтобы комиссия включила в тариф на электричество те затраты, которых они фактически не несли. Речь идёт о затратах на доставку и перевалку энергетического угля в Украину из европейских портов. В марте 2016 года НКРЭК согласилась внести несуществующие затраты в формулу, по которой тарифицировалась вся тепловая генерация. Это привело к росту стоимости всей электроэнергии, а в конечном итоге к подорожанию товаров и слуг для конечного потребителя.

По словам главы НАБУ Артёма Сытника следствие собрало уже достаточно доказательств того, что в результате внедрения схемы «Роттердам+» было нанесено 18,87 млрд. гривен убытков, из которых 14,3 млрд. грн. незаконной прибыли получили компании-инициаторы внедрения коррупционной схемы.

Высказался по поводу ситуации около дела «Роттердам+» и юрист Александр Трохимец. Он рассказал, что на протяжении нескольких лет муссируется тема о «преступной формуле Роттердам+». По его словам, этим занимались активист и нынешний народный депутат Андрей Герус, а также экс-депутаты Егор Соболев, Сергей Лещенко и Виктория Войцицкая. Трохимец заявил, что для объективной оценки необходимо иметь специальные знания, которые у вышеуказанных лиц отсутствуют. Он также поддал критике заявление НАБУ о том, что «Роттердам +» нанёс убытков почти на 19 млрд. гривен, поскольку «Роттердам+» является прогнозируемой ценой, то есть ориентиром. В сегодняшней модели рынка это называется «price cup». ТЭС у предыдущей модели рынка работали по так называемым «ценовым заявкам» — приблизительно то же самое, что сегодня происходит на рынке за сутки вперед или на внутреннесуточном рынке. Сейчас цена угля в Роттердаме с доставкой в Украину была бы на уровне 1700 гривен за тонну, в то время как государственные шахты продают уголь по 2500 грн./т. Александр Трохимец также рассказал, что задавал главе НАБУ вопрос о цене на уголь, которую использовали при подсчёте убытков, но Артём Сытник ему не ответил.

Будет ли кто-то из чиновников НКРЭКУ привлечён к уголовной ответственности по делу «Роттердам+»? Вполне возможно. Так в Киеве суд избрал бывшему члену НКРЭКУ Владимиру Евдокимову меру пресечения: заключение под стражу сроком на 60 суток с правом внесения залога в размере 2 млн. грн.

Защита обвиняемого недовольна решением суда и считает дело полностью заказным и политизированным. Постигнет ли аналогичная участь Дмитрия Вовка и других фигурантов, которые не находятся на территории Украины? Вряд ли. В деле «Роттердам+» есть очень много тёмных пятен, которые будут мешать объективной оценке, сколько пользы или вреда принесла эта схема украинскому бюджету.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org