На Банковой придумали новый силовой орган
Евросоюз уже давно требовал провести реформирование прокуратуры в Украине. Теперь же этот вопрос власть взяла на себя в качестве обязательства ради подписания соглашения об Ассоциации. Естественно в Европе предполагали, что после реформы президент лишится прокуратуры как главного карательного инструмента, и этот правоохранительный орган начнет действительно охранять права. Однако на Банковой есть свой взгляд на решение этого вопроса. Вероятнее всего, карательным инструментом вместо прокуратуры станет другой орган, подконтрольный президенту.
Совет Европы регулярно рекомендовал Украине изменить саму систему работы прокуратуры и сделать ее более похожей на европейский аналог этого органа. Одним из главных требований была независимость прокуратуры от верхушки государства. Кроме того, предлагалось забрать у прокуратуры досудебное следствие и общий надзор за исполнением законов. Кстати говоря, сам общий надзор исключил из Конституции еще в 1996 году, однако в переходных положениях предусматривалось его продление до конца реформ. Позднее в 2004 году общий надзор снова был включен в общий текст Конституции, однако в 2010 году после возврата в силу текста Конституции 1996 года это понятие опять оказалось вне закона, но на деле по-прежнему применяется. Досудебного следствия согласно Конституции в Украине тоже нет, но на деле картина отличается.
Проект закона о Генеральной прокуратуре был разработан в 2008 году, а в 2009 году его даже приняли в первом чтении, тем не менее, дело дальше не сдвинулось. Нынешний созыв парламента, скорее всего, продолжит рассматривать этот законопроект. По словам главы комитета по законодательному комитету по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности Андрей Кожемякина, данный документ существует, но уже под другим номером и его готовят к принятию в первом чтении. Впрочем, по информации портала job-sbu.org, на Банковой реформу планируют провести иначе. Партия регионов ожидает другой правительственный проект закона и так же собирается принять его в первом чтении. Скорее всего, этот вопрос будет решаться осенью. В Партии регионов говорят о том, что этот закон должен быть правительственным, так как в нем решаются вопросы финансирования и кадров. Именно поэтому регионалы не хотят принимать проект, разработанный парламентским комитетом. Заместитель главы комитета Владимир Олийнык считает, что у законопроекта 0886 нет перспектив, на что Андрей Кожемякин отвечает, что принять какое-либо решение по парламентскому законопроекту придется. Нужно его отклонить или принять, а до тех пор рассматривать правительственный законопроект невозможно согласно регламенту.
Так или иначе, если регионалы решили принять правительственный документ, то наверняка там есть важные положения, касающиеся укрепления вертикали власти. Действительно, кроме множества нововведений предусмотрены также и серьезные изменения. Ввиду того, что закон принимается фактически для выполнения требований ЕС, то Генпрокуратуру действительно лишат ряда функций. Впрочем, следственные функции согласно этому же закону просто передадут другому органу. В партии власти рассматривается вариант создания следственного комитета. Аналогичный орган действует сегодня в России. С его помощью функции прокуратуры и следствия были разделены. Нет сомнений в том, кому будет подчиняться этот орган. Создаваться он будет в рамках исполнительной власти. Естественно главу этого органа будет назначать совсем не парламент. Если действительно реформирование будет проводиться по примеру России, то вероятнее всего следственные функции перейдут в введение следственного комитета, главу которого своим указом назначает президент. В том, насколько независимым будет такое следствие, есть масса сомнений.
В рядах оппозиции не уверены в том, что власть захочет проводить эту реформу. Несмотря на требования Европы, оппозиционеры считают, что власть лишь создаст видимость изменений так, чтобы не потерять контроль над прокуратурой. Будет непросто разделить функции прокуратуры и следствия и успевать согласовывать эти процессы, сохраняя при этом весь контроль. В комитете практически уверены, что законопроект версии Банковой почти готов. В этот раз его подать не успели, но осенью обязательно подадут. Оппозиционеры надеются на то, что если правительственный закон предполагает создание очередного силового органа, то необходимо будет добиться того, чтобы этот орган остался под контролем Верховной Рады.
Наиболее простым способом проведения этой реформы без потерь для власти было бы просто переименовать следственное управление Генеральной прокуратуры в отдельный следственный комитет. Впрочем, важным вопросом при этом остается процедура назначения главы этого комитета. Однако как бы ни рассчитывали оппозиционеры на удержание этого органа под контролем парламента – есть требования конституции, согласно которым Верховная Рада не может назначать главу следственного комитета, так как данный орган там абсолютно не предусмотрен и в полномочиях парламента об этом ничего не сказано. Впрочем, такого полномочия нет и у исполнительной власти. Вероятнее всего, активная фаза обсуждений этого вопроса начнется после появления правительственного законопроекта. По мнению оппозиции, руководитель этого комитета должен быть абсолютно независимым. Опасения оппозиции вполне понятны, ведь в качестве руководителя будущего карательного органа власть рассматривает Рената Кузьмина, который фактически занимался всеми политически делами последних лет.
Пока власть и оппозиция сходятся лишь в том, что в регулярном переписывании Конституции нет ничего хорошего.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org