Минздрав Украины: кто и как зарабатывает на диабетиках?

657

Министерство здравоохранения Украины стало оплотом коррупционеров — чиновников от медицины. Министр Раиса Богатырева и ее замы — Роман Богачев и Александр Качур наживаются на жизни и здоровье сограждан. Разворовывая сотни миллионов гривен на бюджетных (тендерных) закупках.

Борьба за тендер, кто продаст государству тесты-полоски в 2012 году, имела дивную развязку: контракт отдали посреднику — заводу «Индар».

В последние 11 лет распространенность сахарного диабета в нашей стране резко возросла — раньше болели двое из ста украинцев, а сегодня уже — трое. К тому же это заболевание изменяет привычный образ жизни человека — больной должен постоянно контролировать уровень глюкозы в крови и своевременно принимать препараты инсулина.

Это социальная проблема. Есть специальные государственные программы, по которым больным помогают за счет бюджетных средств. Как, например, государственная программа по закупке тестов-полосок для глюкометров. Их раздают детям и беременным, больным диабетом. Сегодня стали известны факты, свидетельствующие о том, что и на этом благородном деле чиновники умудряются темнить.

Борьба за тендер, кто продаст государству тесты-полоски в 2012 году, имела дивную развязку: контракт отдали инсулиновому заводу «Индар», а не профильным дистрибьюторам. Где «Индар» взял эти тесты, чтобы перепродать государству, и все ли с ними в порядке?

...Он может даже сам себе померить уровень глюкозы. Но с математикой еще не дружит и не понимает значения показателя глюкометра. «В течение дня мы ведем дневник, в который записываем уровень глюкозы у него на протяжении всего дня, все показатели глюкометра. Записываем, что он ест и какие дозы инсулина ему вводим», — говорит мама маленького мальчика Артема, который болеет сахарным диабетом.

Маленький Артем болеет с трех с половиной лет, сейчас ему 5. Малыш живет полноценной жизнью, иногда, как и все дети, ест сладости. Следует лишь внимательно следить за уровнем глюкозы в крови, поэтому измеряет его минимум четыре раза в день. Если слишком высокий — родители колят ему инсулин.

«Он может даже сам себе померить уровень глюкозы. Но с математикой еще не дружит и не понимает значения показателя глюкометра. Понимает только низкий или высокий», — рассказывает мама.

Аппарат, который измеряет уровень сахара, — глюкометр. Один тест — одна полоска. В месяц Артему нужно примерно 4 упаковки по 50 штук; одна такая упаковка в аптеках стоит 200-250 гривен. Получается, в месяц только на тесты семья тратит до тысячи гривен, а в год это 12 000. С 2005 года Министерство здравоохранения на тендере за бюджетные средства централизованно закупает эти тесты-полоски и раздает их детям и беременным женщинам, больным диабетом.

Руководитель фонда «Диабетик» Наталья Власенко рассказывает, что самоконтроль очень важен для людей, страдающих от диабета.

«Слава Богу, что сегодня в Украине присутствуют представители очень многих иностранных компаний, которые производят средства самоконтроля. Для каждого глюкометра нужно иметь свою тест-полоску, то есть она сугубо индивидуальная», — говорит она.

В семьях глюкометры появлялись по-разному: кто уже давно приобрел сам; позже, когда Минздрав начал закупать тесты-полоски, производители дарили еще и сам глюкометр.

Несмотря на то, что детям нужны были полоски разных производителей, на этот раз всем закупили одинаковые тесты. «Дело в том, что случается, ежегодно выигрывают разные производители, разные глюкометры. Поэтому сложилось так, что дети имеют и 3, и 4 глюкометра различных производителей. Для экономии бюджетных денег мы предлагаем, чтобы тесты-полоски закупали именно уже в те глюкометры, которые уже есть у детей с диабетом», — объясняет руководитель фонда «Диабетик».

На тендере 2011 года еще так и было. Тогда на 13 миллионов гривен закупили тесты 5 различных производителей. Поставщики — дилеры «Джонсон и Джонсон», «Рош Диагностикс», «Име ДиСи» и другие. Но уже в следующем году, летом 2012-го, состоялся тендер, на который мы были вынуждены обратить пристальное внимание. Ведь несмотря на то, что детям нужны полоски разных производителей, на этот раз для всех закупили одинаковые тесты.
Неожиданно для рынка, на тендер отправился и выиграл его государственный завод «Индар», который производит инсулин для диабетиков, но отнюдь не тесты для определения уровня сахара в крови. Это был посредник, единственный из всех участников тендера. Как так произошло, и почему теперь все тесты-полоски закупили у одного производителя, закрыв глаза на более требовательные потребности больных, — мы и решили выяснить.

Итак, 11 июля 2012 года тендерная комиссия Минздрава во главе с заместителем министра Романом Богачевым собралась, чтобы раскрыть поступившие предложения для выполнения тендера. Продать государству четыре с половиной миллиона тестов-полосок, а это 90 тысяч упаковок, захотели 5 компаний. Четыре из них — официальные дистрибьюторы различных производителей. У двух — предложения цены ниже, чем предлагает «Индар».

Впрочем, их сняли с тендера по формальным причинам. ООО «Долфи Украина», которое ранее побеждало в тендерах Минздрава, не предъявило письменного доказательства о своем опыте работы с государством, ООО «Мед Эк Сервис» отказали из-за того, что в пакете документов не было свидетельства о регистрации транспортных средств. Поэтому следующим в очереди оказался киевский завод «Индар». Он предложил тесты-полоски немецкого производства «Рош Диагностикс» дешевле, чем официальный дистрибьютор немцев (!) - фирма ООО «Диалог Диагностикс», — и победил.
Мы провели собственное расследование и пришли к выводу, что есть несколько признаков, которые могут указывать на то, что тендер провели конкретно под завод «Индар».

Во-первых, почти на два миллиона более дешевые предложения от опытных игроков рынка отклонили по чисто формальным причинам, даже на взгляд неспециалиста гораздо менее красноречивых, чем откровенно посредническая функция инсулинового завода «Индар».

Во-вторых, мы получили копию контракта «Индара» на закупку за рубежом тестов-полосок для выполнения украинской тендера. Удивительно, но это договор не с немецким производителем «Рош Диагностикс», а с британской компанией «Altona Trade Agency LLP». Согласно контракту, «Индар» закупает 92 000 упаковок тестов — ровно столько, сколько запросит на тендере министерство. И платит за товар офшорной фирме 147 тыс евро — опять-таки, ровно столько, сколько, в конце концов, в гривнах «Индар» получит от министерства из украинского бюджета.

Странность в том, что контракт с британской «Альтона Трейд Эдженси» Украинский «Индар» подписал в день, когда другие игроки рынка только узнали о тендере — в день публикации объявления о покупке в «Вестнике госзакупок». Откуда у непрофильного завода «Индар» такое умение предвидеть будущее и такая уверенность в собственной победе?

Но проследим, куда пошли государственные украинские деньги.

Итак, Министерство здравоохранения закупило у завода «Индар» 92 тыс упаковок тестов и уплатило за это 15 миллионов гривен. Согласно копии контракта, который есть в нашем распоряжении, «Индар» точно такую же ​​сумму заплатил, наконец, британской «Альтоне Трейд Эдженси». Эту компанию, согласно британскому реестру, основали две фирмы из оффшорных Белизских островов — CORPOREX LIMITED и «Интегрекс лимитед». От «Альтоны» контракт с «Индаром» подписал не британец, а латыш Иво Стелфс. В резюме он указал, что ранее работал в Парекс-банке в Риге — в том самом, который стал героем серии громких международных скандалов из-за подозрений в отмывании грязных денег.

Несколько ранее среди учредителей «Альтоны» была британская «Крофтекс ЛТД», во главе с мистером Ruairi Laughlin-McCann. На этого человека зарегистрированы не менее 71 компании по всему миру.

Деньги, полученные на государственном тендере, согласно контракту, который попал к нам, завод «Индар» перечислил в Латвию — именно в этой стране, известной своей мощной банковской системой, открыт счет фирмы с крепкими оффшорными корнями «Альтона Трейд Эдженси».
Таким обрзом, товар для выполнения тендера Минздрава завод «Индар» закупил через оффшорные фирмы, а деньги вывел в Латвию.

Тем временем мы решили присмотреться, что же это за товар. Мы обратили внимание на срок годности продукции. В тендерной документации требование к этому пункту было прописано достаточно однозначно и типично как для средств медицинского назначения. Срок годности тест-полосок на момент поставки на склад уполномоченного предприятия заказчика должен составлять не менее 75% от общего срока годности.

Как можно убедиться из упаковки тестов, которые маленький Артем получил от Минздрава, их срок годности истекает уже в декабре нынешнего года.

«Знаете, мы провели опрос в нашей общественной организации, потому что у нас практически все семьи с детьми, которые больны диабетом. Итак, срок годности этих полосок — до 31 декабря 2013 года. Осталось каких-то 7-8 месяцев», — подтверждает наши подозрения руководитель фонда «Диабетик» Наталья Власенко.
Дата производства закупленных МЗ тестов — декабрь 2011 года. Приказ министерства о принятии их на баланс госпредприятия «Укрмедпостач» — сентябрь 2012-го. На момент, от которого и ведется отсчет, — срок годности уже составлял 60% от даты изготовления, вместо 75%.

Почему жизненно важный товар для детей закупали через сомнительную офшорную фирму, и почему срок годности не соответствует требованиям тендера? Мы спросили об этом у директора завода «Индар», подписавшего контракт с оффшоркой — Любви Вишневской.
И вот, что услышали:

— Я не знаю таких семей, которые могут иметь такие тесты-полоски. Мы поставляли тесты-полоски согласно тендерного задания. А там, если я не ошибаюсь, было 85% срока годности. Это какие-то старые тесты-полоски, которые кто-то где-то в семье дома хранил, потом достал и показал. Это провокация.

— Ваш завод производит инсулин. А какое отношение он имеет к тест-полоскам? Вы же их не производите?

— А нам, что, запрещено законом дарить украинскому народу глюкометры?

— По информации, которую я получила, вы заказывали их у британской компании, которую основали, со своей стороны, оффшорные компании. Почему так?

— Ничего такого. Абсолютно ничего такого. Это также полная дезориентация. Такого нет и не было. О чем это вы? Какая британская компания, вы что?

— Она называется «Altona Trade Agency LLP».

— Нет, это не так.

Просроченными полосками фирмы воспользоваться невозможно — глюкометр их не воспринимает. Апарат измерения глюкозы в крови «Акучек» и полоски к нему немецкого производства «Рош Диагностикс» считаются одними из лучших на рынке, хотя и не самыми дорогими. К тому же они имеют одно свойство, из-за чего вопрос срока годности, который истекает, возникает еще отчетливее.

Мама маленького Артема рассказала, что просроченными полосками фирмы воспользоваться невозможно — глюкометр их не воспринимает.

«Получается, что эти тесты-полоски можно просто выбросить. Это такая особенность, но, вероятно, она и правильная. Рассчитано, как говорится, на европейское мышление. Еще раз повторяю: это немалые расходы. Поэтому люди с диабетом, пытаясь сэкономить на этом, откладывают эти две упаковки, которые они приобрели или раздобыли каким-то образом, — они откладывают их на черный день. Случается, что у полосок уже вышел срок годности, но ими пользуются еще месяц-полтора», — рассказывает Наталья Власенко.

Кроме того, на упаковках немецких тестов-полосок «Акучек», которые государство закупило для детей, больных диабетом, — есть наклейка, которую можно расценивать как рекламу завода «Индар», хотя он к самому измерительному средству не имеет ни малейшего отношения. Очень похоже на нарушение требований маркировки медицинских средств.

Почему же в Министерстве здравоохранения отклонили дешевые предложения официальных дистрибьюторов по формальным причинам, однако при этом закрывают глаза на нарушение тендерных требований в реальном вопросе срока годности или рекламной маркировки?

Почему ни у кого из чиновников Минздрава не вызывает подозрений, что завод «Индар», выиграв тендер, как посредник перечисляет деньги в латвийский банк на счет сомнительной компании?
Если искать объяснения, почему министерство фактически подыграло непрофильной заводу «Индар», то мог, например, сыграть свою роль тот факт, что главный управляющий проведением тендера, руководитель конкурсных торгов, заместитель Богатыревой Роман Богачев и председатель правления завода «Индар» Дмитрий Политико — однокурсники и друзья со студенческих времен, оба выпускники факультета менеджмента Киевского политехнического института 1999 года выпуска?
По телефону г-н заместитель министра заявил, что не видит ничего плохого в неопытности и в откровенно посреднической миссии победителя тендера, завода «Индар».

Маленькому Артему, болеющему диабетом, государственных тест-полосок равно хватает только на 3-4 месяца — остальные родители покупают за свои деньги. Впрочем, возможно, если бы государство тщательно подходило к расходованию бюджетных средств, по крайней мере по таким жизненно важным закупкам, на сэкономленные деньги можно было бы, например, увеличить объемы закупок этого товара. Ведь тогда, когда государственные миллионы исчезают на счетах оффшорных фирм, скажем, пенсионеры до сих пор покупают тесты-полоски для измерения глюкозы в крови за собственные деньги. А для них экономия на дорогих медицинских средствах может стоить жизни.

По материалам: argumentua.com