Министр АПК уверен, что спиртовую отрасль может спасти лишь приватизация
Производство спирта — одна из самых прибыльных и наиболее криминализированных отраслей украинской экономики. Для сельского хозяйства нашей страны эта отрасль может быть прочным фундаментом, на котором строятся сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, возрождаются села, инвестируются средства и технологии. Производство спирта — это бизнес, который именно в Украине является социально ориентированным. Однако все это лишь теория. На практике сельское хозяйство находится на дне и дотируется государством, глубоко убыточна деятельность государственного монополиста — концерна «Укрспирт», в экспорте украинский спирт не занимает сколько-нибудь существенной доли. Отрасль, которая могла бы (учитывая благоприятные природные условия) обеспечивать бюджету многомиллиардные прибыли — не меньше, чем металлургия и химия, приносит одни долги, разорение, развал. Разумеется, убытки государства подразумевают баснословные прибыли отдельных коммерческих структур, а более всего — криминальных группировок, которые полностью контролируют продажи «левой» водки, произведенной из «левого» спирта.
Корреспондент «Зеркала недели» побывал на четырех крупнейших оптовых рынках Киева. И везде без всяких проблем можно приобрести «левую» водку — хоть ящик, хоть целую фуру, по цене в 10—12 гривен, т.е. в два раза ниже МРС — минимальной розничной стоимости, установленной постановлением Кабмина. Решения правительства выполняют только легальные алкогольные бренды. При этом любопытно отметить совпадение — в то время как на любом рынке под бандитской «крышей» торгуют водкой, легальные компании-производители попали под пресс налоговых проверок. Проводятся выемки документов, аресты имущества на десятки миллионов гривен — прежде всего легально произведенной водки, блокируются счета. Никакие связи защититься не помогают. Даже водочный гигант «Олимп», одним из владельцев которого является народный депутат от Партии регионов Павел Климец, уважаемый в этой структуре политик, способный зайти в любой кабинет, не может справиться с валом претензий властей. Возможно, водочники действительно требуют столь пристального внимания правоохранительных органов. Предположим, что все нарушения, которые им инкриминируют, действительно имеют место. Но есть большой вопрос. Почему водочная мафия, контролирующая нелегальный сегмент, не обращает никакого внимания на усилия властей по повышению сборов с подакцизных товаров? По словам руководителей водочных компаний, за последние месяцы обороты «левой» водки, которая не облагается никакими налогами, значительно возросли, и на них приходится не менее 50% продаж на рынке водки. Разумеется, нелегальное промышленное производство и сбыт «левой» водки возможны только при полном сращивании мафии и правоохранительных органов — налоговой, МВД, СБУ, а также предприятий «Укрспирта». Почему государство допускает, что криминальные структуры при поддержке правоохранительных органов захватывают рынок для сбыта своей нелегальной продукции? И чтобы понять масштабы этого криминального бизнеса, не надо тратить много времени. Премьер-министр Николай Азаров очень удачно проверил цены на картошку, лично заехав на рынок. Уважаемый Николай Янович может отправить помощника, скажем, на Привокзальный рынок в центре Киева, на Троещинский, на «Юность» и без проблем купить хоть фуру, хоть десять фур «левой» водки, за которые бюджет не получит ни копейки налогов. Мы считаем, что Н.Азаров действительно не знает, что криминал по сути захватил и фактически контролирует рынок водки. Потому что поверить в то, что Николай Янович знает о проблеме, но не в силах повлиять на высоких покровителей мафии, мы не можем. У нас же правовое государство, стабильность и реформы…
«ЗН» удалось получить короткий комментарий по проблеме восстановления контроля государства за рынком спирта и водки в Украине у министра аграрной промышленности Николая Присяжнюка, которому непосредственно подчиняется государственный концерн «Укрспирт» — монопольный производитель спирта.
— Николай Владимирович, как решить проблему наполнения бюджета, если государство не контролирует значительную часть оборота спирта в стране, а финансово-хозяйственная деятельность концерна «Укрспирт» неэффективна?
— Ситуация по «Укрспирту» требует комплексных решений. 70% задолженности по зарплате в государственных предприятиях, которые принадлежат к сфере управления Минагрополитики, приходится на «Укрспирт». Оборот «левого» спирта в стране по-прежнему сохраняется в значительных объемах. Безусловно, такая ситуация абсолютно нетерпима. Я установил для руководителя «Укрспирта» Игоря Сухоносова срок — до 15 ноября представить программу погашения долгов по зарплате, повышения эффективности работы и реформирования отрасли. В противном случае он будет снят с должности. В вопросе оптимизации хозяйственной деятельности для меня нет ни своих, ни чужих, ни близких. Не исключаю, что и сам подам в отставку, если задачи руководства страны по наведению порядка и наполнению бюджета не будут выполнены.
— В сентябре Кабмин утвердил новую структуру управления «Укрспиртом», который преобразуется в государственное унитарное предприятие. Такая форма реорганизации, очевидно, не позволит привлечь инвестиции для модернизации производства и только законсервирует бедственное положение спиртовой отрасли.
— Судите сами — в 2009 году предприятия «Укрспирта» закупали фуражное зерно в среднем по 1300 гривен за тонну, при том что на рынке зерно этого класса продавалось в среднем по 700—800 гривен. 50% производственных мощностей спиртовых заводов сданы в аренду коммерческим структурам. Бизнес получает прибыли, а государство — одни убытки. В Аграрном фонде мы обнаружили 200 тысяч тонн испорченного зерна, которое было вполне пригодно для переработки на спирт, однако государственные спиртзаводы, как самостоятельные субъекты хозяйствования, отказались от закупки этого зерна у государства даже по бросовым ценам. Поэтому для проведения реформы нам необходимо вначале навести порядок и восстановить управляемость отрасли. Мы должны вычистить клещей, которые вцепились в спиртовую отрасль. Поэтому реорганизация — только первый шаг реформы, который должен ликвидировать невыгодные государству формы работы.
— Фактически проблема централизации управления спиртовой отраслью решена. Что дальше? Как государство сделает свою монополию на производство спирта прибыльной?
— Уверен, что будущее спиртовой промышленности только в разгосударствлении. Давайте смотреть правде в глаза — на наши старые заводы инвестор не придет. Как бы цинично это ни звучало, единственный способ спасти спиртовую отрасль — это приватизация. Производство должно быть сосредоточено в руках бизнеса. Государство должно получать налоги и выполнять контрольные функции в тесном взаимодействии с ассоциациями производителей. Поэтому постановление Кабмина о реорганизации «Укрспирта» — это первый шаг к разгосударствлению отрасли.
Нашими ближайшими задачами должны стать подготовка законопроекта об условиях приватизации предприятий спиртовой отрасли и законопроекта о регулировании продажи алкогольной продукции. Необходимо обеспечить квоты на поставку нашего спирта на рынки Евросоюза. Следует провести анализ и инвентаризацию реального состояния спиртовых заводов и определить две категории. Первая — предприятия, которые следует перепрофилировать для производства биотоплива, и вторая — предприятия, предназначенные для приватизации производителями ликеро-водочной продукции. Я распорядился, чтобы все планы по реформированию отрасли в обязательном порядке согласовывались с отраслевыми ассоциациями. Мы должны согласовывать действия государства и бизнеса в вопросах определения стратегии приватизации спиртовой промышленности.
К сожалению, у Николая Владимировича пока не нашлось времени, чтобы более детально ответить на другие острые вопросы, касающиеся политики государства на рынке спирта. Надеемся, что в ближайшее время господин министр сможет найти время для интервью, согласно договоренности с «ЗН».
«ЗН» также обратилось за комментарием относительно будущего «Укрспирта» к одному из экспертов алкогольного рынка, принимавшему участие в разработке одной из концепций реформирования концерна.
«Решать проблему „Укрспирта“ можно с точки зрения бизнеса и с точки зрения государства. С точки зрения государства в Украине действует очень выгодная схема — государственная монополия на производство спирта. Думаю, для любого гражданина очевидно, что госмонополия на производство спирта в принципе не может быть убыточной. У «Укрспирта» есть три проблемы — закупка, производство и реализация. Но сама госмонополия на спирт проблемой не является и ее ни в коем случае нельзя отменять. Надо провести реорганизацию, сделать концерн «Укрспирт» самостоятельным субъектом хозяйствования и решить все основные проблемы. Первое: назначить менеджеров, которые не воруют и работу которых реально проверяют все компетентные органы (чтобы не закупалось сырье по ценам выше рыночных). Второе: привлечь инвестиции и модернизировать производство — под госмонополию на спирт найти кредиты не представляет ни малейшей проблемы. Третье — построить единую систему сбыта, выйти на внешние рынки. Производство спирта может стать «золотой жилой», способной дать государству огромные поступления от экспорта, выровнять наш платежный баланс. Однако мы живем в Украине, стране парадоксов, и потому надеяться, что государство, его первые лица заинтересуются развитием сверхприбыльной спиртовой отрасли, не приходится. Конечно, ни у президента, ни у премьера нет времени для анализа этого вопроса. Государство не пытается думать и не способно влиять на ситуацию. Поэтому в реформе «Укрспирта» возобладает позиция бизнес-структур. Государство добровольно расстанется со своей монополией, чтобы этот потенциал использовали в своих интересах частные компании. Что ж, возможно, учитывая конкретную ситуацию, это оптимальный выход. Пусть лучше отраслью управляют бизнесмены, чем коррумпированные чиновники. Но жаль, что государство, вместо того, чтобы разумно распоряжаться своим потенциалом, приватизирует само себя по частям».
P.S. В ближайшее время «ЗН» инициирует проведение круглого стола о реорганизации рынка спирта в Украине.
По материалам zn.ua