МинАТО. Будет ли толк от новго ведомства?

997

Одним из новшеств недавно сформированного правительства Владимира Гройсмана стало появление нового ведомства, которым впервые в истории Украины стало министерство по вопросам оккупированных территорий и делам беженцев, которое тут же окрестили не иначе как МинАТО. Его появление вызвало довольно неоднозначную реакцию, прежде всего среди тех, кто имеет непосредственное отношение данным вопросам. Однако в целом, большинство сошлось во мнении о том, что министерство скорее необходимо, нежели наоборот, и при условии грамотной политики принесет для Украины достаточно много положительных моментов. Единственное, что является необходимым для этого условием – это принятие правительством стратегического решения относительно того, что делать с теми территориями, которые сегодня находятся не под контролем Украины.

Определиться с будущим указанных территорий от руководства страны требуется уже давно. Раньше это имело стратегическое и политическое значение, сегодня же от этого зависит еще и целесообразность создания нового министерства, которое будет тратить бюджетные средства на свою пока еще не совсем ясную работу. Так для чего создавалось это ведомство и как его видят в министерстве, принесет ли оно пользу, и если да, то в чем она будет выражаться? Эти и другие вопросы активно обсуждаются в последние дни политиками и специалистами. Не все они трактуются однозначно, в особенности в финансовом разрезе, ведь министерство не только получит от государства большую сумму на реализацию своих планов, а также на свое содержание. Оно, как предполагается, станет главным распределителем иностранных инвестиций, направленных на становления мира в Украине. В частности речь идет как о частных инвестициях, так и о больших вкладах, делить которые получат право несколько правительственных ведомств (в зависимости от назначения инвестиций), в том числе и министерство АТО.

Еще одним поводом для неоднозначного отношения к новому ведомству, можно считать заявление его руководителя Вадима Черныша, в котором последний определил основные векторы работы министерства и рассказал, что склоняется к мирному решению вопросов связанных с территориями Донбасса и Крымом. По словам Черныша, есть проблемы, которые многие пытаются решать без желания искать альтернативные пути, применяя бездумную атаку в лоб. Делать такого, по мнению министра, не стоит, а стоит переключаться на конструктивный диалог. В частности нужно улаживать вопросы коммуникаций между территориями, сотрудничать с отдельными организациями, такими как «Меджлис», налаживать схему справедливых социальных выплат вынужденным переселенцам и тем украинцам, которые продолжают оставаться на занятых территориях. Такой поход, как уверен Черныш, посодействует реинтеграции Крыма и Донбасса намного лучше, чем продолжение военного курса. Для части украинцев, поддерживающих прекращение военного противостояния на востоке страны, такая позиция министерства явно пришлась по душе, а значит, это можно занести в плюсы для Украины в целом.

С другой стороны, среди общественности продолжают оставаться и те, кто уверен в необходимости продолжения силового варианта, а значит, МинАТО может не только продолжить раскол внутри общества, но и образовать его в самом правительстве, опасения для чего уже имеются. Так одним из первых несогласных с мнением Черныша стал бывший минсоцполитики, а ныне один из вице-премьеров Павел Розенко. Впрочем, разногласия меду министрами пока кроются лишь в финансовых вопросах, но то, что они имеются и в дальнейшем могут разиться в нечто большее, налицо уже сегодня, поэтому радоваться сторонникам прекращения войны еще слишком рано.

Яблоком раздора стала инициатива Черныша и его подчиненных, в частности зам.министра Георгия Туки, о необходимости пересмотра процесса социальных выплат жителям Донбасса. Решение именно этих вопросов должно оказаться в приоритете министерства, по крайней мере, в ближайшее время. Тука и Черныш считают, что Украина должна платить однозначно, тем более что руководство страны, в частности президент Петр Порошенко настаивает на территориальной принадлежности оккупированных земель Донбасса. Это значит, что на указанных территориях продолжают оставаться перед которыми государство имеет серию обязательств, в том числе и такие, как выплата пенсий, пособий и так далее. Однако, существующая сегодня система, не позволяет реализовывать это в необходимой мере. Часто у жителей неподконтрольных Украине территорий возникают сложности связанные с получение пропусков, пресечением КПП, получением справки временного переселенца. Эти и другие бюрократические препятствия являются обязательными в цепи процедур, которые жителям регионов приходится проходить ради получения пенсий и других социальных выплат.

МинАТО предлагает значительно упростить существующую схему, в частности отменить обязательно получение справок переселенцев, оставив их необходимыми лишь для получения ежемесячной денежной помощи сопутствующих услуг на украинской территории. Иначе говоря, политики предлагаю упростить процедуру выплата пенсий без необходимости постоянного пересечения блок постов, что, кстати, поможет избежать мошенничеств, связанных с выдачей фиктивных справок и разрешений в зоне АТО.

Однако все выглядит очень красиво лишь на словах. В действительности, для реализации подобной идеи руководству страны придется договариваться с противником, то есть заводить новые финансовые отношения. При этом даже в правительстве Гройсмана сотрудничать с той стороной готовы не все. Если идею Черныша двумя руками поддерживает новый министр соцполитики Андрей Рева, то вот его предшественник Розенко выступает категорически против такой возможности. Как раз это и подтверждает опасения общественников в бесперспективности создания нового министерства и опасения насчет того, что пока будут решаться сопутствующие вопросы, страна может недосчитаться еще нескольких миллиардов. Денег, которые уйдут на материальное, техническое, правовое обеспечение работы, то есть в никуда, в случае, если в скором времени во власти передумают и МинАТО будет ликвидировано.

Ведь ни в правительстве, ни в администрации президента, ни в Верховной раде не имеется однозначных мнений относительно будущего Донбасса. В то время в кулуарах будут разыгрываться «дворцовые интриги» время буде идти, а вот будут ли решаться вопросы, пока еще неизвестно. Несомненно, большим полюсом можно считать то, что в правительстве уже предпринимают первые попытки разыграть партию мира, и может быть, это даже не является инициативой самого Владимира Гройсмана. Однако, учитывая сегодняшние реалии, это больше похоже на пробный камень, которые сторонники диалога пытаются забросить в огород сторонникам войны.

Пока же преимущество продолжает оставаться за партией войны, поэтому возникают большие сомнения относительно того, дадут ли ее сторонники осуществить планы задуманные чиновниками из МинАТО. Пока же ведомство может заняться еще одной своей функцией – функцией сплочения существующих фондов и служб по аналогичным вопросам. И в принципе, это тоже можно считать плюсом, лишь бы эта работа не велась исключительно на бумаге, подобно тому как «отработало» возглавляемое все тем же Вадимом Чернышом, Госагентство по Донбассу которое за год своего существования так и не принесло каких либо действенных результатов.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org