Место в списке Партии регионов стоит десять миллионов

516

Во второй части интервью с главой Комитета избирателей Украины Александром Черненко разговор о том, как кандидаты будут покупать голоса украинцев, сколько стоит стать нардепом по мажоритарному округу и по списку, каким будет состав будущего парламента и когда будут проведены выборы в Киеве.
- Вы верите, что «объединенная оппозиция» сможет сформировать единый список кандидатов на мажоритарных округах?

- На половине округов, если не больше, действительно будут единые кандидаты от оппозиции. Но в основном это будут округа на Юге и Востоке Украины, где у них шансов фактически нет.

Там, где оппозиция популярна, представители разных партий сейчас торгуются. На округ приходится по два-три сильных мажоритарщика плюс есть «Свобода», которая держится немного отдельно. Как только будет принято решение, что кто-то один будет «единым» кандидатом, а остальные – нет, то те «остальные» все равно пойдут на выборы, под любыми лозунгами: оппозиционными, национал-демократическими…

Кроме того, в тех округах, где сильны позиции «Свободы», – хотя они и немного преувеличивают свой рейтинг, – «свободовцы» говорят: мы ничего не знаем, мы идем на выборы и точка.

- А как вообще сейчас можно договариваться об округах, если самих округов еще нет?

- Средний округ состоит из трех районов. У одного кандидата позиции сильнее в одном районе, у другого – в другом. Все пытаются работать так, чтобы покрыть как можно большую территорию, надеясь, что часть ее попадет в границы округа.

Но есть огромная неопределенность. Будут создаваться и округа «под» кандидатов, и округа «против» кандидатов. Мы выступаем за то, чтобы члены ЦИК выезжали на места, проводили общественные слушания, консультировались с людьми и избирателями, и по итогам этих консультаций принимали решения, какие будут границы и почему будут такие границы.

- Насколько опасно искусственное перераспределение округов с Запада на Восток? Оппозиция очень переживает, что на Западной Украине сделают самые большие по численности избирателей округа, тем самым, уменьшив общее их число. Зато на Востоке, где популярна Партия регионов, наоборот будет много относительно мелких округов…

- По имеющейся информации, во Львовской области оставят 12 округов, в Ивано-Франковской – шесть. Заберут по округу в Черкасской области, в Крыму, в Полтавской области – но заберут для Киева, к которому по закону должны подключить 430 тысяч зарубежных избирателей, и их надо разделить по округам. Очевидно, на один округ больше будет в Донецкой, Луганской, Харьковской областях.

- Так в каких масштабах по Украине в целом возможно такое перераспределение?

- Примерно три-четыре округа, не больше. Вокруг этого было намного больше разговоров. В то же время, возможно, именно из-за привлечения внимания к этой теме удалось избежать худшего сценария. Я об этом говорю, отталкиваясь от неофициальной информации, поэтому нужно, чтобы или представители ЦИК или представители местной власти открыто всех успокоили.

- Также ходят слухи, что округа, к которым будут приписаны заграничные избиратели, могут перенести из Киева в какой-то другой регион.

- Нет, это еще больший бред. На самом деле, в вопросе голосования зарубежных избирателей, есть замкнутый круг. С одной стороны, приписывать заграничных избирателей к киевскому, донецкому, хацапетовскому округу – неправильно, так как избранные по этим округам депутаты не будут представлять интересы заграничных украинцев. С другой стороны, если у заграничных избирателей забрать право избирать мажоритарщиков, это будет прямым нарушением равного избирательного права, поскольку одни граждане Украины будут избирать мажоритарщиков а другие – нет. И выйти из этой ситуации невозможно в принципе.

Здесь есть другой аспект. 430 тысяч избирателей мы можем поделить на 16 округов, которые будут в Киеве – получается около 27 тысяч. А иногда для победы в округе нужен перевес в 3-5 тысяч голосов. За границей максимальная активность традиционно составляет меньше 10%. Но проконтролировать голосование за границей очень сложно. К примеру, чтобы зарегистрировать там членов комиссий или наблюдателей, документы надо пересылать в окружком – то есть, в Киев, – а потом получить их назад. Теоретически это возможно, но на практике очень сложно.

Если мы увидим, что на загранучастках явка превышает 10%, это будет признаком того, что выборы фальсифицируют. Думаю, между кандидатами от власти по киевским округам начнется борьба за то, кому к округу присоединят участки из России, а кому – из Канады и Австралии.

АЛЕКСАНДР ЧЕРНЕНКО: «ПРЯМОЙ ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ МОЖЕТ СРАБОТАТЬ В ПОЛОВИНЕ ОКРУГОВ»

- Эксперты говорят, что, несмотря на сравнительно большое число проходных мест в списке Партии регионов, все желающие все равно там не поместятся и будут вынуждены идти на округа. Может ли возникнуть ситуация, когда на одном округе будут одновременно баллотироваться два представителя ПР?

- Конечно. Один будет «каноничным», а второй – «не очень». Как и в оппозиции, в Партии регионов идут напряженные торги и переговоры, только это не выносится на публику. Мы будем видеть, когда будет баллотироваться кандидат, выдвинутый ПР, и несколько самовыдвиженцев, но тоже из лагеря регионалов. Есть другой момент: даже на Востоке падает рейтинг Партии регионов, и кое-кто не особо захочет светить свою принадлежность к ней и пойдет как самовыдвиженец. На Востоке страны будут две основных линии конфликта: Партия регионов против коммунистов и Партия регионов против Партии регионов.

- Сколько сейчас стоит стать нардепом по мажоритарке?

- Называют разные суммы. Для известного и популярного человека – это одно, для какого-то «парашютиста» на округе, который захочет получить округ «под ключ» – совсем другое.

- Но минимальная сумма какая-то есть?

- Думаю, за небольшим исключением без миллиона долларов на выборы лучше вообще не соваться. В среднем, кампания оценивается в два-три миллиона. Отдельные личности будут готовы выкладывать больше, до пяти-семи миллионов, но даже это не дает гарантии победы.

- Сколько стоит проходное место в списке?

- Естественно, тут приходится основываться на слухах. Во-первых, введение смешанной системы в два раза уменьшило проходные части списков. Если КС запретит двойное баллотирование, конкуренция за место в списке возрастет еще больше. Соответственно, растет и цена проходного места. Если раньше мы оперировали суммами в пять миллионов долларов, то сейчас, если мы говорим о ПР, гарантированное место в списке стоит десять миллионов. При этом около двадцати мест якобы уже выкуплено.

- Про «Батькивщину» ходят слухи, что проходное место стоит от 2,5 до 5 миллионов...

- Возможно. Но у «Батькивщины» проходная часть меньше, и им же надо взять в список верных партийцев, которые прошли через все испытания и соблазны. К тому же, те, у кого есть деньги и кто готов платить, просто боятся идти в «Батькивщину».

- Сейчас оппозиция вовсю трубит о том, что власть якобы уже начала подкуп избирателей, раздавая продуктовые наборы, лекарства и т.д. Как вы прогнозируете, всеми политсилами на этих выборах будет выброшено больше денег на подкуп избирателей или нет?

- Действительно, во всех регионах сейчас идет «раздача слонов». Но пока кандидат не зарегистрирован, он обычный гражданин, который что-то раздает другим гражданам. Никаких санкций против него применить нельзя, пока он не зарегистрируется как кандидат. Остается разве что апеллировать к общественному сознанию и моральным принципам.

Самой опасной будет не раздача условной «гречки», которую люди воспринимают как гуманитарную помощь, а прямой подкуп денежными купюрами. Это более эффективно, чем «гречка», а по цене часто одинаково.

- Вы видите, что обычные украинцы снова готовы продать свой голос за сотню или две сотни гривен?

- Да, есть, конечно, социальные сегменты, которые на это готовы. Если схема будет выстроена правильно, если будет прикрытие со стороны правоохранительных органов, то все получится. Думаю, такие факты будут иметь место везде, и примерно в половине округов это может сработать.

- По вашему мнению, будет ли Центризбирком неангажированным на выборах, учитывая, что соотношение власти и оппозиции в ЦИК: 9 провластных членов на 6 оппозиционных?

- Называют разные соотношения, и 9 на 6, и 8 на 7. В любом случае, мы наверняка будем иметь в ЦИК небольшое лояльное к власти большинство. Но в законе есть такие нормы, обойти которые невозможно при всем желании, поэтому я бы не преувеличивал бы способность ЦИК повлиять на результаты выборов. Хотя в спорных вопросах – регистрация кандидатов, нарезка округов, рассмотрение жалоб и прочее, где закон четко не дает ответа, – возможны определенные манипуляции. Но этот состав ЦИК не пойдет на открытое игнорирование норм законодательства.

- А если этот состав ЦИК изменят?

- Такое вряд ли случится. Ни у одного из членов ЦИК не закончится срок полномочий до выборов. Есть вопросы разве что по Шаповалу (глава ЦИК Владимир Шаповал – НБН), достигшему пенсионного возраста, но, насколько я вижу, вопрос о его замене не стоит.

- Когда, по вашему мнению, должны состояться выборы в Киеве?

– Выборы городского головы должны состояться в 2012 году, так как последние выборы были в 2008 году, мэра избирали на четыре года, горсовет – на пять лет.

Есть несколько сценариев. Выборы могут быть весной, но их надо объявить за 90 дней до даты голосования, следовательно, это надо делать уже сейчас. Потому такой сценарий можно отбросить.

Остаются два варианта: либо вместе с парламентскими выборами, либо сразу после Евро-2012, 15 или 22 июля. Именно последний сценарий самый вероятный. Тогда вся агитационная кампания будет идти в тени Евро, и что в такой ситуации делать кандидатам от оппозиции? Тому же Кличко, к примеру? Критиковать ЕВРО? Но это же общеевропейский чемпионат, тем более он сам спортсмен… А хвалить ЕВРО – лить воду на мельницу Попова (глава КГГА Александр Попов – НБН).

По материалам nbnews.com.ua