Медведчук уходит в сторону?

710

Домашний арест Виктора Медведчука по-прежнему остается в топе обсуждений политологов, так как во многом от его дальнейшей судьбы зависит и политическое будущее его партии ОПЗЖ – крупнейшей оппозиционной силы в Украине. И это даже несмотря на то, что сам Медведчук никогда не был там единоличным лидером.

Фактически «Оппоплатформа – За жизнь» – это искусственно созданное движение без четкой объединяющей идеологии и тотального единства. ОПЗЖ создавали в свое время практически так же, как и Оппозиционный блок. Это ситуативная коалиция провосточных политиков с провосточными олигархами, с более-менее схожими взглядами. Что касается интересов в отношении власти и бизнеса, то там они далеко не однородны. Потому изначально в ОПЗЖ сформировались два центра влияния – из старой группы Левочкина-Бойко как представителей Оппоблока и группы Медведчука как представителей пророссийских идеологов. До сих пор между группами был установлен паритет, однако теперь появился очередной повод побороться за первенство.

По мнению экспертов, между группами имеется давняя неприязнь, а объединение фактически было вынужденным. У группы Бойко-Левочкина несколько другие взгляды, нежели у сторонников Медведчука противоречия назревали и раньше, но без объединения пробиться на выборах им было крайне сложно. Теперь же политологи не исключают, что Бойко и Левочкин почувствовали силу и захотят сформировать собственный новый проект а-ля Партия регионов. Ведь Бойко смог нарастить свой личный рейтинг, а Медведчук, по их мнению, тянет партию вниз, так как ассоциируется с пророссийским направлением, которое порой отпугивает некоторую часть электората. С большей вероятностью Левочкин и Бойко уже сейчас начнут принимать автономные решения. Примечательно, что в последних событиях они занимают достаточно спокойную и гибкую позицию – при сохранении своей оппозиционности играют в лояльность. Тем временем единство в ОПЗЖ слабеет. Более того, Медведчук теперь физически не может приходить на заседания парламента и соответственно контролировать фракцию.

В то же время, по мнению экспертов, реального раскола во фракции сейчас не будет, если подразумевать под этим официальное разделение и демарши. Круг Левочкина и Бойко более прагматичен и занимается бизнес-интересами, тогда как Рабинович, Медведчук и примкнувший к ним Кива – фактически политики, и занимаются своей оппозиционной борьбой. Однако эксперты считают, что для власти крайне выгодно чтобы у пророссийских сил создавался разброд и шатание, чтобы они конкурировали между собой и дробили электорат, как например, произошло с отделением части Оппоблока в виде Колесникова и Новинского. Фактически их же конкурент Мураев, а теперь и Бойко с Левочкиным дробят избирателей восточных областей на мелкие проценты, что для Банковой очень выгодно. В то же время ОПЗЖ понемногу теряет монополию на представление юго-восточных областей. К тому же их уже лишили доступа в СМИ. Так или иначе, сама Оппоплатформа продолжит свое существование во главе с тандемом.

В последнее время Бойко стал чаще приходить на эфиры, несмотря на то, что его партия потеряла три телеканала, и остался лишь лояльный «Интер». Победу в этом локальном расколе одержит тот, кто получит доступ к более-менее крупному медиаресурсу, пусть и не в собственность, а виде приглашений на эфир. Рейтинг же Медведчука стал резко падать после потери сразу трех телеканалов. Бойко пока времени не терял и искал альтернативы, куда можно было бы заявиться. Последние соцопросы показывают его рейтинг около 10%. согласно данным центра Разумкова, он и вовсе получает 14,5% уступая лишь Владимиру Зеленскому и Петру Порошенко. Так или иначе, на президентство ему рассчитывать не приходится, следовательно надо искать для себя прочную парламентскую нишу, а для этого придется лавировать и договариваться.

Впрочем в СНБО уже не раз намекали, что атаки на ОПЗЖ продолжатся и на Медведчуке там не остановятся. Возможно удар нанесут и по Бойко. Здесь все зависит как от дальнейшей тактики Банковой, так и от поведения самого Бойко. Очевидно он является достаточно лояльным, и с ним, как и с Левочкиным, можно договариваться. Тем более на политика наверняка есть целый талмуд компромата по экономическим делам, и при желании ему всегда можно пришить статью. К тому же ОПЗЖ можно запретить как когда-то КПУ, даже несмотря на присутствие в парламенте.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org