Кузьмину отдадут кусок прокуратуры?

364

На нынешней неделе в Верховной Раде снова заговорили о реформировании Генеральной прокуратуры. Изменить методы работы главного карающего инструмента Президента в Европе требовали давно, и сейчас этот вопрос попал вперечень обязательств украинской власти для подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС. Правда, как всегда благими намерениями вымощена дорога в ад, и в результате страна может получить еще один ручной силовой орган Президента – Следственный комитет.

На протяжении всех лет членства Украины в Совете Европы нам не переставали рекомендовать превратить Генеральную прокуратуру Украины на некое подобие службы европейского образца. Главные требования сводились к тому, чтобы сделать прокуратуру более независимой от всех ветвей власти, отобрать у нее несвойственную еще советскую функцию общего надзора за исполнением и применением законов, а также выводу из-под ее юрисдикции досудебного следствия.

Так называемый «общий надзор» был исключен еще в Конституции 1996 года, но в переходных положениях все-таки разрешен «до принятия соответствующего закона». Но в 2004 году в Конституцию эту функцию вновь вписали, а в 2010-м, когда КС вернул Основной Закон 1996 года, общий надзор вновь выпал, но на практике остался. Это, кстати, даже по утверждениюВенецианской комиссии стало чуть ли не единственным позитивным моментом того решения КС. Та же история и с досудебным следствием – в Конституции его вроде бы и нет, но на практике – есть.

Споры власти и оппозиции

В сентябре 2012 года Верховная Рада с подачи парламентской тройки соратников Андрей Портнова — депутатов Владимир Пилипенко, Валерий Писаренко и Святослава Олийныка -приняла закон об усовершенствовании деятельности прокуратуры. Что не особо понравилось европейцам, которые со дня на день должны были дать оценку программному закону о генпрокуратуре. Свое недовольство по этому поводу Венецианская комиссия указала прямо в решении.

Как бы то ни было, приняв замечание европейцев, свой документ продолжили дорабатывать как в Администрации Президента под прикрытием Конституционной Ассамблеи, так и в парламенте.

Еще в 2008 году в комитете по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности ВР был разработан проект закона о Генеральной прокуратуре. 14 апреля 2009 года он был принят в первом чтении, но далее дело так и не пошло. В парламенте нового созыва его перерегистрировали и дали ему номер 0886. Профильный комитет продолжил работу над проектом, и именно о нем говорил глава комитета Андрей Кожемякин на согласительном заседании в понедельник. Мол, документ есть и готов к принятию в первом чтении.

Но у Партии регионов иные виды на реформу. Там со дня на день ждали правительственный проект закона, и даже обещали его принять в первом чтении на этой неделе, если таковой, конечно, поступит. Не поступил, потому, скорее всего, все споры о реформе прокуратуре перенесутся уже на осень.

«Закон о Генеральной прокуратуре разрабатывается в Кабинете Министров. Такой системный документ не может быть авторства народных депутатов, там же завязаны кадровые вопросы, финансирование и прочее. Потому проект, о котором говорил господин Кожемякин, не имеет перспектив быть принятым. Если бы правительственный документ был уже подан, то не было бы проблем его принять в первом чтении на этой неделе. Его нет, потому пока выглядит так, что будем рассматривать осенью», — объяснил позицию регионалов заместитель главы комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности нардеп Владимир Олийнык.

Глава комитета Андрей Кожемякин на согласительном совете все же предлагал принять решение по их проекту – или принять, или отклонить, или отправить на повторное второе чтение. Как минимум, пока по этому документу нет решения, рассматривать новый проект Кабмина регламент не позволяет.

Пойдут по стопам России – Следственный комитет для Кузьмина?

В любом случае, если Партия регионов приняла решение проталкивать правительственный документ, то определяющими являются именно его положения.

А там, кроме ряда мелких нюансов, о которых уже писала пресса, будут и серьезные изменения.

«Генпрокуратуру должны лишить функции общего надзора за исполнением и применением законов. Другой главной новеллой может стать перенос следственных функций из Генпрокуратуры. Кто этим будет заниматься? Рассматривается вариант создания Следственного комитета. Эта реформа может быть проведена по российскому образцу, там разделили функции прокуратуры и следствия», — сообщил «Главкому» Владимир Олийнык.

И уточнил, кто может взять под контроль этот орган. «Эта структура может быть создана по примеру центрального органа исполнительной власти. Соответственно, Верховная Рада вряд ли будет иметь отношение к назначению его главы. По этому поводу не надо будет вносить никаких изменений в Конституцию Украины», — нарисовал возможную конфигурацию послереформенного следствия регионал.

Напомним, что в России у прокуратуры отобрали следственные функции и передали созданному «независимому» Следственному комитету. Само собой разумеется, что главу комитета Александра Бастрыкина своим указом назначил президент. Стало ли от этого следствие в России более независимым – вопрос риторический.

В оппозиции же пока не особо верят в радикальную реформу Генпрокуратуры. «Задание власти понятно – сделать так, чтобы вроде и реформу провести, но, ни в коем случае не выпустить прокуратуру из рук Президента. От нас требуют убрать так называемый общий надзор прокуратуры и разделить функции прокуратуры и следствия. Вот как это все согласовать и не потерять контроль над системой – вопрос для Банковой. Законопроект не успели пока подготовить в Администрации Президента. Но к осени он точно появится», — сообщил «Главкому» Виктор Швец, один из авторов комитетского закона о прокуратуре и глава профильного комитета в парламенте прошлого созыва.

Хотя, если речь все-таки пойдет о создании нового игрока на силовом поле – Следственного комитета, то оппозиция попытается не дать вывести его из-под контроля Верховной Рады, как на то рассчитывают регионалы.

«Идея вывести следствие из Генпрокуратуры звучала давно, это логично. Но как это сделать? Самый простой вариант – берем нынешнее главное следственное управление ГПУ и превращаем в Следственный комитет. У них там есть все ресурсы и база», — допускает такое развитие событий Швец. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. И главное для оппозиции – процедура назначения главы Следственного комитета.

«С другой стороны, Конституция не дает Верховной Раде права назначать главу Следственного комитета. Такого органа там и нет вовсе. Но кто же будет назначать? Нельзя вот так просто отдать это полномочие исполнительной власти. Думаю, будем работать над этим вопросом, когда появится предварительный проект закона. Главное, чтобы главу такого комитета было сложно назначать, а еще сложнее уволить. Такой человек должен быть максимально независим от власти», — уточнил бютовец.

Опасения оппозиции небезосновательны. Ведь, как сообщают источники в Партии регионов, одним из главных претендентов на руководство в новосозданном Следственном комитете рассматривается … фактический куратор политических дел последних лет против команды Тимошенко в ГПУ Ренат Кузьмин.

Конституцию менять не будут

В чем пока сходятся и во власти, и в оппозиции — не слишком радужных перспективах перекраивания Конституции в рамках реформы Генеральной прокуратуры. Недавно Конституционная ассамблея Кравчука в своем проект концепции реформы Конституции написала, что надо увеличить срок полномочий Генпрокурора до 7 лет, а у Верховной Рады отобрать возможность выражать главному прокурору недоверие. Но до этого в скором времени точно не дойдет.

«Касательно предложений увеличить срок полномочий Генерального прокурора и лишить парламент права выражать ему недоверие, эта тема еще нуждается в обсуждении. Пока об этом говорить рано», — признал регионал Владимир Олийнык.

«Пока к идее увеличения срока полномочий Генпрокурора и лишения Верховной Рады права выразить ему недоверие не надо относиться слишком серьезно. Этот созыв парламента вряд ли согласится пойти на такие изменения Конституции Украины, не наберется там голосов», — уверен Виктор Швец.

По материалам: glavcom.ua