Курыкину шьют махинации с «киотскими» деньгами

787

Kurikin Минэкологии вновь останется без руководителя. Временно и.о. министра экологии и природных ресурсов Сергей Курыкин будет уволен с занимаемой им должности. Такое решение озвучил премьер-министр Арсений Яценюк в ходе вчерашнего заседания правительства по результатам служебного расследования о покушении на преступление по хищению 550 млн. грн. средств Киотского протокола, которые должны были быть отправлены на закупку светодиодных устройств. Также своих постов лишаться директор департамента климатической политики министерства Владислав Вежнин и директора ГП «Укрэкоинвест» Алексей Коваль. Дело уже передано в Национальное антикоррупционное бюро для дальнейшего расследования.
Курыкину шьют махинации с «киотскими» деньгами
Было установлено, что компания «Агротехбуд», которая выиграла тендер на приобретение новых осветительных приборов, имеет все признаки фиктивности. Перед проведением тендера эта компания изменила директора, учредителя и главного бухгалтера. Как оказалось, директором, основателем и главным бухгалтером компании становится Алексей Алтунин, который проживает в Донецке, в зоне АТО. После проверок компании выяснилось, что за весь 2015 г. она «смогла приобрести один вентилятор за 13 тыс. грн.», сообщают Экономические Известия.

«Реальные компании проигрывают тендер. И появляется донецкая фирма «с одним вентилятором», которая ожидает из госбюджета 550 млн. грн, и при этом Минэкологии и природных ресурсов еще вносит правительству решение, чтобы средства заплатили по предоплате. Если бы мы оперативно не отреагировали, то эти 550 млн. пошли бы на фиктивную фирму», — сказал премьер-министр Арсений Яценюк.

Он указал, что для участия в тендере на закупку энергосберегающих элементов внешнего освещения было заявлено восемь компаний, шесть из которых — реальные компании, работающие в сфере освещения, ранее выигрывавшие тендеры, и две — абсолютно одинаковые, фиктивные компании — «Агротехбуд» и «Примакс».

В свою очередь, глава Нацагентства по вопросам госслужбы Константин Ващенко, озвучивая результаты служебного расследования, отметил, что 23 декабря 2015 г. должностные лица Минэкологии подготовили и внесли на рассмотрение правительства проект постановления, который разрешал выплату 70% аванса компании «Агротехбуд». «Постановление правительством выпущено не было, но Минэкологии, несмотря на многочисленные предупреждения правоохранителей и признаки возможных нарушений, продолжало ее продвигать», — сказал он.

Сам же и.о. министра экологии и природных ресурсов Сергей Курыкин в комментарии телеканалу «112 Украина» назвал обвинение несправедливым и безосновательным. «Никаких заговоров не было, никаких намерений совершить преступление и самого преступления с моей стороны не было. Возможно, мы не достаточно хорошо контролировали процесс подготовки и организации тендера. Я не входил в тендерный комитет, он формировался ГП «Украэкинвест». Хотя отмечу, что скандально-известная фирма-победитель «Агротехбуд» предоставила документы, которые полностью отвечали тендерным условиям. На время подготовки и проведения торгов мы не имели никаких подозрений, что эта фирма имеет признаки фиктивности», — сказал он.

Курыкин сообщил, что раскрытие предложения состоялось 18 декабря, а результаты тендерного отбора были обнародованы 19 декабря. И только 24 декабря в министерство прибыл представитель Нацполиции с целью передачи руководству ГП «Укрэкинвест» письмо, в котором указывалось, что, по их информации, фирма имеет признаки фиктивности. «Письмо было передано, и с этого момента я дал распоряжение со стороны департамента климатической политики и ГП «Укрэкинвест» предоставлять всю необходимую информацию правоохранительным органам. Других контактов с правоохранительными органами у меня не было. Поэтому утверждение, которое прозвучало в акте служебного расследования, будто я игнорировал предупреждение и самоустранился от решения проблемы, считаю, не просто безосновательным, а неправдивым», — подчеркнул чиновник.

Он также обратил внимание, что во время подготовки тендера, неоднократно предпринимались попытки его срыва. В этой связи он посоветовал обратить внимание на фирму «Телекоммуникационные технологии», которая зарегистрирована в Одессе. По его словам, компания не была участником тендера, но в период его подготовки обращалась к АМКУ с различными жалобами. «На самом деле ситуация намного сложнее. Просто происходили попытки сорвать этот тендер еще до его начала, до появления фирмы «Агротехбуд». Просто с целью поставить государство перед необходимостью возвращать большие деньги японской стороне», — подытожил он.

Напомним, 13 января премьер-министр Арсений Яценюк поручил замминистра экологии, Минфину и Госказначейству заняться возвращением Японии неиспользованных денег, которые Украина получила от продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола. Как известно, в 2009-2010 гг. Украина получила от Японии и Испании €470 млн на реализацию экологических проектов. Часть этой суммы Минэкологии ранее направило на модернизацию киевского метрополитена.

Киотский протокол, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов по сравнению с 1990 годом. Для внедрения Киотского протокола ЕС и другие страны, ратифицировавшие протокол, разработали систему ограничения промышленных выбросов с помощью квот. То есть страны, присоединившиеся к соглашению, обязаны соотносить свои выбросы с показателями 1990 г.: если их уровень превышает показатели, зафиксированные за 1990 г., страна обязана компенсировать наращивание выбросов покупкой соответствующего объема квот у тех участников Киотского протокола, которые имеют неиспользованные «запасы» парниковых газов.

Украина является одной из немногих стран мира, которая с 1990 по 2000 гг. резко сократила выбросы парниковых газов из-за низкой загрузки промышленности, а за последующие восемь лет роста так и не приблизилась к показателям 1990 г. В этой связи Украина имеет право на получение т.н. экологических инвестиций, которые могут быть использованы на проекты экологического характера в различных сферах, включая коммунальное хозяйство и транспортную инфраструктуру. Вместе с тем, если проекты не реализуются или реализуются с нарушениями инвестиционные средства необходимо возвращать. И, как показывает практика, именно на этом этапе их легче всего присвоить себе.

«Вопрос с киотскими деньгами — прямая ответственность премьер-министра Арсения Яценюка. Потому что с августа прошлого года не было на посту министра», — считает министр экологии (02.2014 – 12.2014) Андрей Мохник. По его словам, после аннексии Россией Крыма Украина договорилась с представителями Японии о том, чтобы перебросить проект по строительству теплопунктов, который был рассчитан на Севастополь, и реализовать его во Львове. Стоимость проекта, по его словам, €5 млн.

«Они согласовали саму суть проекта, стратегию, и с января прошлого года, то есть за год времени, не был объявлен тендер на проведение этих работ. На самом деле, те 500 млн. грн., из-за которых возник скандал, они справились буквально за полмесяца времени (организовали тендер — «i»). А здесь за год тендер не объявили. То есть, если есть желание нормально реализовывать проекты, то они реализуются. Если желания нет, а только желание присвоить деньги, то мы видим такой результат, который есть сегодня», — добавил он.

С ним солидарен и министр экологии (2014-2015 гг.) Игорь Шевченко. По его словам, сложившаяся ситуация напоминает историю его увольнения с должности. «Открыли какие-то дела, вызывали на допросы. Я объяснил, предоставил необходимые документы. Но до сих пор никаких коррупционных действий у меня не нашли. Сейчас та же история. Обвиняют Курыкина. Это порядочный человек. Я его брал на работу, я его проверял и у меня никаких вопросов к нему не возникало», — сказал политик.

Обвинения Яценюка в отношении Курыкина он назвал демагогией и популизмом. «Таким образом, он пытается создать проблему, которую якобы он решает с тем, чтоб отвлечь внимание от реальных коррупционных дел, которые происходят в Кабмине, у него самого и его партнеров. Я не ставлю знак уравнение между моим увольнением и увольнением Курыкина, но это та же технология», — считает Шевченко.

Также политик обратил внимание, что этот тендер был не министерским, а госпредприятия. Кроме того, сам Яценюк вносил представление о предварительной оплате вышеуказанной фирме, потому что у Курыкина как у вр.и.о нет таких прав, и Кабмин проголосовал. «А сейчас Яценюк пытается переложить ответственность за свои же действия на Курыкина и хочет его уволить. Складывается такое впечатление, что Курыкин что-то не захотел сделать, что требовал Яценюк или еще кто-то из «Народного фронта». Бывало и ко мне приходили с требованиями, теперь та же история. Пришли что-то требовать или кого-то назначить или еще что-то сделать и господин Курыкин им отказал. И результат —политическая месть», — резюмировал он.

По материалам: politika.eizvestia.com