Кто отбирает доступные коммунальные услуги?

649

На минувшей неделе из Киева стали доноситься волнующие народ заявления. Вице-премьер правительства Сергей Тигипко сообщил, что коммунальные тарифы могут вырасти на 32%, а то и больше. И это притом, что в нынешнем году коммуналка уже подорожала на 50%.

В ожидании визита МВФ

Собственно, слова «могут вырасти» из речи Тигипко уже можно исключить. До него о возможном повышении тарифов говорил премьер-министр Николай Азаров, как будто приучая граждан к мысли, что повышение неизбежно. Судя по тому, насколько часто в последнее время руководство государства вспоминает о коммуналке, можно не сомневаться, что она все-таки подорожает.


Ничего удивительного в этом нет, ведь 24 октября в Украину собирается нагрянуть с визитом миссия МВФ, чтобы определиться, давать или нет не выданный ранее транш кредита. В январе — сентябре международный кредитор отказал Киеву в выдаче трех квартальных траншей в рамках программы stand-by в размере примерно по $1,5 млрд., каждый из-за нарушения согласованных с фондом сроков проведения пенсионной реформы и повышения тарифов на газ. Теперь, судя по всему, Киев намерен наверстать упущенное, хотя в конце августа Николай Азаров заявлял, что Украина вообще не нуждается в очередном транше МВФ. Правда, спустя всего месяц его зам Сергей Тигипко в несколько ином тоне говорил о сотрудничестве с МВФ: «По программе stand-by за Украиной зарезервировано $13,5 млрд., и это очень хорошо, потому что сегодня много стран хотели бы иметь программы работы с МВФ. Спрос на деньги увеличивается, и эти деньги уже зарезервированы Украиной».
То есть кредит все-таки собираются брать. Даже несмотря на то, что в этом году обслуживание существующих займов стоило Украине 95 млрд. грн., а в будущем обойдется в 121 млрд. грн. Однако для этого нужно выполнить условия МВФ. Пенсионная реформа в обновленной редакции вступила в силу 1 октября. С этой же даты на 11,8% повышена цена природного газа для промышленных потребителей и на 59% тарифы для бюджетных и промышленных потребителей на тепловую энергию. Еще одним условием фонда была отмена обязательного выкупа Нацбанком облигаций в капитале банков, выполненная еще в июне. Остается только повышение тарифов на газ для населения и поиск средств на покрытие дефицита «Нефтегаза». Причем последняя проблема решается с помощью первой.
Спрашивается, зачем тогда кабминовским чиновникам нужно было вводить в народ в заблуждение противоречащими друг другу заявлениями? 26 сентября Тигипко говорил, что Украина будет вынуждена до конца 2011 г. повысить тарифы на газ для населения, а уже на следующий день выражал неуверенность в том, что это произойдет. 5 октября он же заявлял, что правительство вообще не намерено поднимать тарифы на газ для населения. Одновременно глава Нацкомиссии регулирования рынка коммунальных услуг (в компетенции которой повышение тарифов) Валерий Саратов, говорил, что увеличивать их не планируют до конца отопительного сезона-2011/12. Но уже спустя неделю тот же Тигипко называет конкретные размеры повышения — 32%.
Что это значит? Да только то, что, по всей видимости, не удалось уговорить МВФ пойти на уступки, как хотелось бы правящей партии. Неслучайно теперь Азаров заявляет, что правительство будет искать компенсаторы, которые позволят не перекладывать бремя высоких цен на население. Хотя что значит искать компенсаторы? Найти их можно только в бюджете, а это увеличит его дефицит, что опять-таки противоречит требованиям МВФ. То есть опять обещания ради красного словца.

Дешевая власть стоит дорого

А между тем сроки приезда чиновников МВФ совпадают с еще одним тарифообразующим событием — очередным ожидаемым пересмотром украинско-российского газового контракта. Николай Азаров опять обещает Украине, что за 10 — 15 дней удастся достичь компромисса с Россией. Последняя, правда, так не считает, потому что у нее свои экономические интересы, не совпадающие с украинскими. «Цена российского газа для Украины на сегодняшний день составляет $500», — цитируют информагентства Сергея Тигипко. Из-за чего приходится поднимать тарифы. Поэтому так добивается украинская власть от России удешевления газа.
Но почему, собственно, возникла необходимость чего-то добиваться от России, если Кабмин обещал вдвое увеличить собственную добычу газа, доведя ее до 40 млрд. куб. м. На деле же она падает. По данным Госкомстата, за 9 месяцев нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года добыча уменьшилась на 0,7% — до 14,3 млрд. куб. м. По итогам года Украина рассчитывает добыть около 20 млрд. куб. м, хотя в 2009 году добыла 21,35 млрд. куб. м в год, а в 2010-м — 20,5 млрд. куб. м газа. А согласно энергетической стратегии Украины, добыча в стране должна быть не меньше 24 млрд. куб. м голубого топлива.
Исполни правительство планы по газодобыче, и собственного газа хватило бы в том числе для работы теплокоммунэнерго. Сейчас примерно 16 млрд. кубов украинского топлива потребляет население. Теплокоммунэнерго, по словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, сжигают 8 млрд. кубов газа в год. «Газа собственной добычи хватает для населения, это конфорки, бойлеры, которые люди поставили в квартирах, — сетует он. — Поэтому теплокоммунэнерго потребляют импортный газ». А помнится, при премьерстве ныне опальной Юлии Тимошенко первыми в очереди за отечественным газом были население и теплокоммунэнерго. Более того, если к 16 млрд. кубов, потребляемых населением, прибавить 8 млрд. кубов, сжигаемых тепловиками, получается как раз 24 млрд., которые собиралось добывать правительство. Да не добыло. И скорее всего, не добудет и в будущем году, потому что новую буровую платформу за $400 млн. (как писали СМИ, переплатив за нее $150 млн.) «Нефтегаз» купил, а разведкой новых месторождений и вводом их в эксплуатацию не занимается. Так что ею бурить будут, если действующие месторождения иссякают, а новые никто не разведывает?
Зато у правящей элиты страны есть два оправдания, почему дорожает коммуналка: российский газ и требования МВФ. Хотя, как утверждает экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко, международный донор никогда не требовал от Украины повысить цены на газ для ТЭК. «В связи с прозвучавшими заявлениями о том, что Украине, возможно, удастся уговорить МВФ не повышать тарифы на газ, необходимо разъяснить, что МВФ никогда не выставлял прямое требование повышения цены на газ — не нужно спекулировать терминами. В первую очередь МВФ ведет речь о формировании бездефицитного финансового плана «Нефтегаза» без нагрузки на госбюджет», — отметил он.
А для этого воровать нужно меньше. И не тратить бюджетные деньги направо и налево. Почему, например, в то время как золотовалютные резервы Украины сокращаются (на 31 августа они составляли $38,189 млрд., уменьшившись за месяц на $3,189 млрд.), в казне находятся средства на строительство новой резиденции для Януковича? Или на ремонт Верховной Рады, который обойдется госбюджету в 11,15 млн. грн.? Или оплачивать сокращение дефицита бюджета должно только население, а власть имущих это не касается?!

По материалам: 1k.com.ua