Кто мешает бороться с коррупцией?

176

По настойчивым требованиям Евросоюза правительство продолжает разрабатывать меры по борьбу с коррупцией. 5 апреля была представлена целая государственная антикоррупционная программа на 2023-2025 гг. Кабмин утвердил ее месяц назад. Стоит отметить, что недавно группа государств Совета Европы против коррупции GRECO все-таки признала, что движение в этом направлении у Украины есть и даже исключила страну и черного списка особо коррупционных государств. Тем не менее, сама проблема никуда не делась. Для украинцев коррупция находится в тройке наибольших проблем, уступая лишь войне и высоким ценам. Высоким уровнем коррупции недовольны 64% граждан. Тем не менее, последние полгода правительство усиленно блокировало все документы, которые готовило Национальное агентство по противодействию коррупции.

Но несмотря на принятие целой антикоррупционной программы до 2025 года также очевидно, что сопротивление антикоррупционерам никуда не делось. Более того, этот утвержденный месяц назад документ уже пытаются блокировать некоторые крупные чиновники, а парламентарии и даже сам Кабмин, похоже, совместно действуют, чтобы превратить эту программу в декларативный документ, не имеющий практической ценности.

То, что Кабмин все же утвердил эту программу еще в марте, стало последствием давления международных партнеров. Но как только это произошло – в ход пошли манипуляции. даже для тго чтобы опубликовать этот документ, правительству потребовалось 10 дней. Общественники сразу стали подозревать неладное. Уже после официальной публикации программы 13 марта было обнаружено, что Кабмин ее отредактировал и убрал некоторые нормы. Например, утвержденная программа лишилась пункта, касающегося применения показателя удельного веса каждой антикоррупционной меры, влияющего на стратегический результат. В Нацгентстве считали, что у разных показателей есть разное влияние на процессы, и потому оценивать их тоже нужно по-разному. Так некоторые показатели могли повлиять на половину выполнения всей программы, а другие были совсем незначительными. Из программы эту дифференциацию удалили. Также была убрана норма, касающаяся разработки предусмотренных антикоррупционной программой законопроектов. Каюмин посчитал, что тут не потребуются этапы гражданского обсуждения, согласования с различными органами и правовой экспертизы.

Но на этом чиновники не прекратили ставить палки в колеса и заложили еще ряд проблем. Например, во время принятия программы сам премьер Шмыгаль заявил, что этот важный документ должен оставаться открытым для дополнений и предложений, которые смогут подавать руководители антикоррупционных органов и парламентарии, а также стейкхолдеры. в Нацгаентетсве по противодействию коррупции считают что именно последние и мешали принятию антикоррупционной программы. Потому их предложения и дополнения могут и вовсе разрушить ее выполнение.

В самом правительстве программа явно не нравилась многим еще до ее принятия. После того, как правительственный комитет одобрил ее для передачи на рассмотрение Кабмином, премьер отправил письмо на имя спикера Верховной Рады и попросил чтобы парламент также предложил свое видение к проекту постановления Кабмина. Однако парламентарии уже высказали все, что можно по этому вопросу и даже утвердили законом антикоррупционную стратегию 2021-2025. Этот закон никто не отменял. Кроме того, парламент фактически дал поручение правительству обеспечить выполнение этой программы и все необходимые инструкции по выполнению. В законе говорится что разработкой антикоррупционной программы звнимается Нацагентство, а Кабмин ее утверждает. Впоследствии мониторингом и координацией тоже занимается Нацагентство – все достаточно ясно. Однако Шмыгаль все равно написал письмо, которое передали во все парламентские комитеты для сбора предложений.

Уже 14 марта Кабмин утвердил план действий в котором было прописано поручение для Нацагентства разработать проект изменений в государственную антикоррупционную программу с учетом парламентских замечаний и предложений. Естественно в парламенте поспешили приложить руку к переписыванию законов которые принимались под давлением междунро сообщества. Они отправили в агентство письмо за подписью вице-спикера Корниенко с приложением 26 страниц, на которых содержится масса предложений и замечаний. Однако даже эти правки переписаны с ошибками и более того, депутаты постоянно пишут о некоем Национальном коррупционном бюро, видимо имея в виду НАБУ. И, учитывая эти правки, нацагентство должно к маю разработать все нужные изменкния в программу и согласовать их со всеми органами, которых как окалось более сотни. До того якобы программа не сможет заработать. В Нацагентстве считают, что эта связка правительства и нардепов является откровенной помехой для введения в действие антикоррупционной программы. Фактически вместо ее реализации Нацагентство загрузили ненужной работой по исправлению правок и согласованиям с сотней различных органов.

Антикоррупционры делают выводы, что если нужно заболтать какой-либо вопрос и заблокировать его решение то в этом украинские политики не имеют себе равных.