Крымский Меджлис. Защитник крымско-татарского народа или последняя надежда украинских властей на возвращение Крыма в Украину
Крымско-татарский народ всегда старались переманить на свою сторону массой мифических обещаний и невероятных предложений. Идея по использованию крымско-татарского движения (КТД) в целях ослабления российских позиций в Крыму совсем не нова, и применяться начала еще на самом рассвете независимости по наставлению Президента Украины Леонида Кравчука. Тогда в сентябре 1993 года на заседании Совбезопасности и прочих государственных структур сферы обороны, где в качестве почетных гостей присутствовали также ОУН-УПА, УНА-УНСО и Рух, в своей пламенной речи Леонид Кравчук призвал всех объединиться в стремлении ослабить мощь и позиции России в Крыму, «устранить эту головную боль любыми путями». Большие надежды Президент возлагал именно на крымско-татарское движение, которое можно было противопоставить укоренившимся россиянам и активно использовать КТД для деструктуризации российских организаций. Однако на то время КТД не представляло серьезной угрозы, так как не имело реальной силы.
Украинский и татарский национализм против российского доминирования в Крыму
Настоящее распространение националистических взглядов и идей, нашедших обоюдную поддержку как в среде украинской, так и татарской политической верхушки, началось во время избирательной кампании в Верховную Раду Украины партии «Наша Украина» Виктора Ющенко. Причина очень проста – ущемление интересов российского населения означало укрепление собственных политических позиций. Лозунги достаточно красноречиво показывают отношение националистов – «Лучше Крым пусть будет татарским, чем москальским!» В антироссийской пропаганде были задействованы все возможные средства и возможности, в том числе украинские и крымско-татарские СМИ (газета «Адалет»), которые наперебой прославляли доблесть крымско-татарских воинов, участвовавших в сражениях против Московии, и изобличали коварных русских оккупантов, колонизировавших Украину и Крым.
От слов КТД перешло к делу. В 1996 году лидеры крымско-татарского Меджлиса (народного парламента) Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров призвали идти от слов к делу – устроить политические акции с требованием расширить права и полномочия крымско-татарского народа, представив еще более широко в крымском Верховном Совете. По мнению лидеров Меджлиса, количество парламентариев должно быть таким, чтоб позволить реально взять власть в Крыму в свои руки. Не лишним будет напомнить, что процентное соотношение крымско-татарского народа к общему количеству проживающих на Крымском полуострове составляет около 10%, а количество представленных депутатов в крымском парламенте – 15%. Это при том, что их доля в создании дохода крымского народа, полученного трудовым путем составляет менее 10%.
Однако такую раскладку Меджлис считает крайне несправедливой и ущемляющей гражданские права коренного крымско-татарского народа. Удовлетворительным было бы выделение не менее 50% парламентских мест для титульной нации Крыма. Вторую половину было бы правильно поделить между остальными народностями, населяющими полуостров. Методов нехитрых подсчетов получилось бы, что русское население, на 75% составляющее жителей Крыма, было бы представлено в крымском Совете в 10%. Справедливо? По мнению Меджлиса даже очень честно, поскольку русское население живет не на своей земле, а на крымско-татарской. А вот крымские татары являются коренными жителями полуострова, аборигенами, так сказать.
Но передача властных полномочий в руки Меджлиса – это далеко не все требования, которые предъявляли Мустафа Джемилев и нынешний кормчий Меджлиса Рефат Чубаров. В этом плане их аппетиту можно только позавидовать. Одно из требований – предоставление возвращающимся крымским татарам тех территорий, которые они выберут, несмотря на то, что они уже могут быть заняты на правовых основаниях. Проще говоря, кого угодно выгнать, только потому, что на какой-то лакомый кусочек положил свой глаз крымский татарин. Цель проводимой политики должна быть очень проста и конкретна – максимальная компенсация материального и морального ущерба крымско-татарскому народу, пострадавшему от проведенной в 1944 году депортации. А то, что проводиться эта политика должна была с преступным ущемлением прав других народностей, проживающих в Крыму, так это не повод для волнения Меджлиса – другие народности не являются титульной нацией на полуострове.
С украинской властью Меджлису было достаточно легко справляться, достаточно было организовать мало-мальски приличный митинг, объявить требования высочайшей идеей защиты прав угнетенного крымско-татарского народа и для виду грозно сдвинуть брови. Украинская власть всегда шла на уступки Меджлису, взамен на противовес ненавистным москалям, укоренившимся в Крыму. Даже выделение земельных участков на полуострове для татар и для русских – это небо и земля. За последнее десятилетие в одном из населенных пунктов Судакского района с численностью 2,5 тысяч человек, из которых 500 – крымские татары, 298 земельных участков получили крымские татары, а 96 участков – все остальные. При украинской безвольной власти, когда киевским политикам не было никакого дела до крымских проблем, Меджлису не нужно было считаться с другими народностями полуострова, поскольку «…они всего лишь временные гости на нашей крымско-татарской земле». Российская власть очень неудобна Меджлису, поскольку диктовать свои условия станет не просто тяжелее, но и практически нереально.
Меджлис диктует правила или кто в Крыму главный
Меджлис утверждает, что крымско-татарский народ не признает вхождение Крыма в состав России, а также не признает легитимным проведенный референдум в Крыму 16 марта 2014 года. Также Рефат Чубаров заявил, что крымско-татарский народ готов провести сой референдум, но сделает это в том случае, когда вверенный ему народ захочет четко и ясно изъявить свою волю. Трактовка не совсем понятна. То ли глава Меджлиса соберет митинг, озвучит требование угнетенного народа и грозно сдвинет брови, пытаясь проверить, подействуют ли его старые методы на новую власть. То ли Рефат Чубаров откровенно торгуется и заигрывает с новой властью, пытаясь с одной стороны показать, что имеет вес и влияние в общественной и политической жизни полуострова, а с другой – что готов направить имеющуюся в его руках мощь под названием крымско-татарский народ в нужном направлении.
Интересен также то, что глава Меджлиса Рефат Чубаров заявил о праве крымско-татарского народа на самоопределение и о возможности создания на территории Крыма национально-территориальной автономии, однако категорически отрицает право остальных жителей Крыма на самоопределение. Судьба Крыма была решена без высочайшего благословения Рефата Чубарова, хотя говорит он, что и без участия крымско-татарского народа.
http://youtu.be/8pZeQQ0rtJU
Прошедший 29 марта в Бахчисарае национальный съезд крымско-татарского народа – Курултай, во многом стал знаковым в плане направления дальнейшей жизнедеятельности и сосуществования крымско-татарского народа. Важнейшими стали вопросы о самоопределении крымско-татарского народа и создание культурной национально-территориальной автономии. Не уточнил только Рефат Чубаров в составе, какого государства будет существовать создаваемая автономия, хотя и намекнул, что в составе того государства, на территории которого есть субъекты федерации.
Вопрос о проведении крымско-татарского референдума не поднимался и не обсуждался, хотя все тот же глава Меджлиса не исключил возможность его проведения по необходимости и волеизъявлению крымско-татарского народа. Вторым важным вопросом, обсуждаемым на съезде, было обращение и установление контактов с такими международными организациями как ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы, Организация исламского сотрудничества и др. Сам Меджлис запросил поддержать решение о самоопределении у парламентов стран-соседей, и в первую очередь в Украине. Для самой украинской власти крымско-татарский вопрос на данный момент - это единственная возможность муссировать вопрос о возможном возвращении Крыма в состав Украины.
На самом Курултае украинской атрибутики и тематики было очень мало. Не было традиционного гимна Украины и привычной символики, об украинском правительстве никто не вспоминал, и в качестве гостей не присутствовали народные депутаты из стольного Киева. Впервые за всю историю проведения Курултая в Крыму отсутствовал и его постоянный участник Мустафа Джемилев, улетевший в США, где должен был выступить на заседании Совбеза ООН.
Татарская дипломатия и переговоры
За последних несколько месяцев в Крым несколько раз с визитом прибывали целые свиты высокопоставленных ходоков из Татарстана. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов как минимум три раза появлялся в столице Крыма. Во время разговора с крымским премьером Сергеем Аксеновым глава Татарстана попросил подтвердить полномочия крымско-татарского народа, в том числе статус официального языка для крымско-татарского языка на территории Крымского полуострова, официальное признание национальными органами самоуправения Меджлиса и Курултая. А также гарантированное представительство крымско-татарской власти в крымском парламенте и остальных органах государственной власти в Крыму на уровне 20%.
Неожиданным и по-своему сенсационным стало выступление на Курултае российского предпринимателя, крымского татарина Ленура Ислямова, владельца крымского телеканала «ATR». Бизнесмен не являлся ни членом Курултая, ни членом Меджлиса, но его речь сорвала аплодисменты. Ленур Ислямов заявил, что самым правильным решением Меджлиса, Курултая и крымско-татарского народа в целом, будет сотрудничество с новой властью, а не конфронтация и попытка вернуться под патронат украинских политиков. Бизнесмен заявил, что в сложившейся политической ситуации крымско-татарскому народу необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться на провокации и стараться наладить тесное и плодотворное сотрудничество с российской властью. Попытка противостоять может дорогого стоить татарскому народу. Также собственник крымского телеканала «ATR» заявил, что готов идти во власть и отстаивать интересы крымско-татарского народа, если это будет необходимо для блага крымских татар. Ленур Ислямов подчеркнул, что диссидентами могут быть несколько человек, несколько десятков, но не весь крымско-татарский народ.
Решением Курултая стало создать из крымско-татарского народа отдельный субъект международных отношений. Делегаты Курултая и представители Меджлиса пришли к единому мнению в том, что процветание крымско-татарского народа и всех народностей, населяющих Крымский полуостров, заключаются в единстве. Татарский народ не скрывает, что относится с определенным недоверием к новой власти, но, тем не менее, возлагает большие надежды на весомый вклад в сохранение, возрождение и развитие крымско-татарского народа.
Хочется искренне верить, что новая власть с пониманием отнесется к представителям коренного населения Крымского полуострова, как к жертвам обмана постоянно меняющихся политических режимов, которые всегда искали выгоду в стравливании крымских татар с другими народностями полуострова, в особенности – русским населением на межнациональной почве. Ведь по сути все режимы, находившиеся у власти в Украине обещали одно и то же: расширения властных полномочий, признание на государственном уровне права на самоуправление, закрепление, возрождение и сохранение на законодательном уровне культурного и духовного наследия. Безусловно, и Меджлису стоит пересмотреть свою внешнюю политику, в которой ведущую роль должно занимать соблюдение и лоббирование интересов крымско-татарского народа в целом и каждого, а также мирное сосуществование с соседствующими народностями, а не постоянная подготовка к националистическому противостоянию, как этого хотят недоброжелатели Крыма.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org