Крымские выборы как формальность

522

В Крыму провели местные выборы, однако 14 сентября этот процесс выглядел полным символизма в отличие от всех прошлых волеизъявлений граждан. Предвыборную кампанию так мощно сопровождали в информационном пространстве, что сначала сентября весь Крым едва ли не засыпали агитационной макулатурой. Портреты кандидатов на подъездах сменяли друг друга по пять раз в день. При Украине подобного, наверное, и не было. В Симферополе практически не осталось столбов, которые не оклеили бы разноцветными призывами и всевозможными персонажами. Практически все бигборды заполонили двенадцать партий, которые приняли участие в выборах.

Новые крымские власти старательно пытались доказать что это не обычные выборы, а своеобразная люстрация, которая позволит очистить власть и поменять проворовавшихся чиновников. Но на крымчан это не слишком подействовало. Жители полуострова отнеслись к голосованию весьма формально. Практически все по умолчанию согласились с тем, что полнота власти, которую представляют Аксенов и Константинов, переходит к «Единой России». С одной стороны рекламировались обновления и люстрация, с другой произошла своеобразная консервация тех, кто находится у власти. Во многих городах местные депутаты не слишком обновились, не горя уже про исполкомовских чиновников.

Одним из минусов прошедших выборов стало то, что на них пришло столько же избирателей, как и всегда – около 50%, хотя Аксенов заявлял, что на выборы придут как минимум 75% крымчан. Эта самоуверенность не оправдалась, на чем тут же пытался сыграть украинский политический актив, который заявил о том, что якобы крымчане осознали ошибочность ухода от Украины. Якобы полгода переходного периода не оправдали их надежд, и они решили саботировать выборы. Естественно это лишь домыслы, так как в 2012 году на парламентских выборах в Украине проголосовало только 47% крымчан, и так было всегда. Тем не менее, Аксенов делал громкие анонсы, которые не состоялись, а, следовательно, остался осадок. Но не суть важно, сколько человек проголосовало, а важна суть легитимности, которая совершенно не завит от активности избирателей.

В Москве также прошли местные выборы, однако на них проголосовало ли 20% москвичей, так что в Крыму выборы более чем состоялись. Тем более, это давно уже формальность. По традиции крымчане все еще ходят на выборы, но со временем будут ходить меньше, осознавая, что все решается в верхах «Единой России» и в Кремле. Также показательным стало и то, что в госсовет республики попали лишь 2 партии – ЕР и ЛПДР. Крымская конституция предусматривает, что выборы в парламент проводятся по смешанной системе – 50 депутатов проходят по партийным спискам, и 25 – по мажоритарным округам. Из 75 мест «Единая Россия» получила 70, а 5 достались ЛДПР. Примечательно, что первым в списке партии был сам Жириновский, который таким образом обеспечил возможность своей партии пребывать в крымском парламенте. Все остальные партии не преодолели и 5% барьер, отмечает информационный портал job-sbu.org. КПРФ не добрала всего 1%, так как весь электорат коммунистов перешел к «Единой России». В Украине Компартия пользовалась поддержкой либо по вопросам идеологии, либо из-за пророссийской позиции.

Таким образом, единороссы одним махом удовлетворили все требования электората. И хотя представители КПРФ попытались что-то о фальсификациях, но быстро забыли. Присутствие в крымском парламенте двух партий немного намекает на демократию, хотя чисто формально. В результате полную и нераздельную власть обрела ЕР, которую практически полностью составляют частично бывшие регионалы из команды Константинова, а другую – представители «Русского единства» Аксенова, а также его родственники и помощники. Причем у Аксенова людей несколько больше, тем более что в Крыму ЛДПР возглавил его соратник Шувайников. Получается что едино и нераздельно правят единороссы, но, тем не менее, политическая интрига в Крыму сохраняется, так как противостояние между Аксеновым и Константиновым будет нарастать и вряд ли кто-то из них захочет оставить свои позиции, а скорее всего пожелает монополизировать власть и начнет активную борьбу.

Пока еще политическая элита в Крыму выглядит единой по той же причине, что и украинские политики – это так называемое противостояние внешнему врагу. Для Украины это Россия, а для Крыма – это Украина. И формально, кажется, что Аксенов и Константинов представляют единую команду, которая даже строит вертикаль власти под контролем Москвы, но надолго ли это единство? И не появятся ли в политике Крыма новые лица, когда этим тандемом станут недовольны крымчане или обитатели Кремля?

В целом выборы стали еще одним шагом полуострова в сторону России. Чисто политически власть обновилась, а, следовательно, переходный период скоро завершится. И вот тогда крымчане познают, что такое Россия.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org