Крым бандитский

1 940

В 1995 году, во время бандитского «беспредела», в Керчи два члена одной крымской ОПГ совершили заказное вооруженное нападение на двух мужчин: один из них был убит, другой тяжело ранен. Через несколько лет один из убийц пришел в милицию с повинной. Но по указанию прокурора уголовное дело об убийстве в отношении него было почему-то прекращено. Вместо этого против убийцы возбудили дело о… недонесении.
Нашла коса на камень

Сейчас ни для кого уже не секрет, что в 90-е годы одним из самых криминализированных городов полуострова наряду с Симферополем была Керчь. Некогда этот город слыл одним из трех промышленных центров Крыма, здесь располагались известные во всем СССР судостроительный, судоремонтный, металлургический и рыбоперерабатывающий заводы. Также в Керчи была паромная переправа, по которой шли грузовые и пассажирские потоки из Краснодарского края России. Понятное дело, что настоящей золотой жилой был морской порт, окруженный двумя морями: Черным и Азовским.

Постперестроечный кризис, разразившийся в стране в начале 90-х годов, практически уничтожил всю промышленность Керчи и принес экономический хаос и разруху. А вслед за этим в город пришла организованная преступность, которая прежде всего решила взять под контроль морской порт. Здесь можно было делать немалые деньги и на контрабанде, и на легальной перевозке товаров, и на транспортировке энергоносителей. Этот объект дорогого стоил, поэтому в борьбе за контроль над ним пролилось много крови.

К середине 90-х годов ослабевшие «Башмаки» практически уступили Керчь «Сейлему». По крайней мере два самых солидных по тем временам местных керченских «авторитета» — Кельзон и Лепейко — были членами именно «сейлемовской семьи», занявшей тогда первые места не только в криминальном, но и в политическом мире. Напомним, «курировал» керчан от «Сейлема» депутат Симферопольского горсовета Александр Вишняков, по прозвищу Вишня.

Дипломатом Вишня не был и в отношениях с «коллегами» придерживался тактики «кто сильнее — тот и прав». Очень скоро Вишнякова в Керчи люто возненавидели. Обстановка подогревалась еще и противостоянием между Кельзоном и Лепейко. Вишня в этой войне держал сторону последнего, что еще больше злило его конкурента.

Умный и предприимчивый Кельзон не без помощи «Сейлема» стал фактическим хозяином порта. И Лепейко, желая навредить противнику, начал внушать Вишне (а через него и всему «сейлемовскому» руководству) мысль о том, что Кельзон до того обнаглел, что хочет оторваться от «семьи» и уйти в автономное плавание. В общем, эти бандитские дрязги вылились в настоящую кровопролитную войну. Как известно, 24 января 1996 года был убит Вишняков, через четыре месяца Кельзон, а еще через семь Лепейко.

История, которую мы хотим рассказать, имеет прямое отношение к конфликту, в который были вовлечены эти трое. Данные события произошли в декабре 1995 года и являются эпизодом войны между «сейлемовскими» боссами. Лепейко приказал своим бойцам убить людей Кельзона. И вот что из этого вышло…
Как было дело…

В декабре 1995 года люди Лепейко собрались в офисе, расположенном на улице Архитектурной в Керчи. На сборище бандитов двум из них поручили убить человека из банды Кельзона. Киллерам вручили пистолеты системы ПМ и ТТ, боеприпасы к ним, а также сообщили место проживания неугодного человека.

20 декабря 1995 года примерно в девять часов вечера вооруженные киллеры на автомобиле «ВАЗ-2106» прибыли к дому жертвы и ворвались внутрь. Как оказалось, хозяин в тот момент был не один, а с товарищем. Пришлось устранить обоих. Киллеры открыли стрельбу на поражение по двум мужчинам, а затем, посчитав тех мертвыми, выбежали из дома, прыгнули в машину и были таковы. Как потом установила судмедэкспертиза, «заказанный» был убит на месте выстрелом в голову. Его товарищу повезло больше: мужчина был ранен в легкое и плечо, но остался жив.

Приказание Лепейко его люди, в принципе, выполнили, но вот того, что свидетель останется жив, бандиты не ожидали. Одного из убийц наказание за это тяжкое преступление настигло почти сразу — он был убит в очередной бандитской схватке, а вот второй оставался неуловимым почти четыре года. Но в июне 1999 г. он вдруг пришел в милицию с признанием. Что или кто его к этому побудил, до сих пор остается загадкой, тем не менее все случилось именно так.

8 июня из керченского ОБОП в прокуратуру поступила явка с повинной от Виталия Грищенко (назовем киллера так) о том, что убийство двух людей в декабре 1995 года было совершено им и его напарником по заказу главаря ОПГ, в которой он на тот момент состоял. В устной беседе с правоохранителями Грищенко подтвердил достоверность поданной им явки с повинной. При этом его пояснения полностью совпали с показаниями потерпевшего по этому уголовному делу, оставшегося в живых. 18 июня 1999 года Виталию Грищенко предъявили обвинение в совершении убийства, и его начали допрашивать в качестве обвиняемого.
Наказали за… недонесение

Причастность Грищенко к убийству подтвердили несколько правоохранителей, которые на тот момент расследовали это преступление. Также работники милиции заявили, что во время воспроизведения обстановки и обстоятельств события обвиняемый четко показывал, как он совершил убийство, куда стрелял, где стоял. В общем, и дураку было понятно, что заказное убийство совершил именно он.

Но когда стали истекать сроки расследования уголовного дела, по указанию прокурора одного из районов Керчи уголовное дело об убийстве в отношении Грищенко почему-то прекратили и возбудили дело о… недонесении. После этого Грищенко начал рассказывать совсем другую историю. Дескать, 26 декабря 1995 года к нему пришел его товарищ и поведал, что является членом преступной группировки, что получил заказ на убийство человека и что неделю назад он его совершил вместе с напарником.

При этом товарищ в подробностях рассказал Грищенко, где и как убивал двух мужчин, и даже показал пистолет. Все сводилось к тому, что Грищенко, зная о совершенном убийстве, не сообщил о нем компетентным органам. И его обвинили по статье 187, ч. 1 УК Украины за недонесение о достоверно известном совершенном преступлении, приговорив к 2 годам лишения свободы. Но отсидел киллер только 10 месяцев и по амнистии был выпущен на свободу.
Подался в бега

Прошло время, и в начале 2000-х годов руки правоохранителей наконец-то дошли до Керчи, и они начали там капитальную зачистку от бандитов. Вот тогда на приговор райсуда от 1 декабря 1999 года заместитель генерального прокурора Украины вынес представление в порядке исключительного производства об отмене приговора по делу Грищенко по вновь открывшимся обстоятельствам и о направлении этого уголовного дела на дополнительное расследование.

Представление было мотивировано тем, что при вынесении приговора суд основывался на заведомо неправдивых показаниях подсудимого о том, при каких обстоятельствах ему стало известно об убийстве. Все это всплыло, когда расследовалось одно громкое уголовное дело об ОПГ Кельзона и Лепейко в Керчи. Именно тогда был установлен тот факт, что убийство, за недонесение о котором был осужден Виталий Грищенко, совершили члены преступной группировки Лепейко и сам Грищенко принимал в нем непосредственное участие.

Как только запахло жареным и в 2006 году Виталия Грищенко вызвали в милицию, он тут же… подался в бега. В марте 2006 года он был объявлен в розыск и разыскивается до сих пор. Наверняка Грищенко надеется, что лет через 15 уголовное дело в отношении него будет прекращено в связи с истечением срока давности. Однако если бывший киллер из ОПГ Лепейко попадется в руки правосудия раньше, ему грозит как минимум 10 лет строгого режима.

По материалам: cripo.com.ua