Коррупция в Украине, есть ли что-то на чем не греют руки?

666

142 место из 175 – таковы показатели Украины в нынешнем Индексе восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) от Transparency International. «Украина в очередной раз оказалась на одной ступени с Угандой и Коморскими островами как одна из самых коррумпированных стран мира», - говорится в отчете организации. По ее мнению, результат вызван малозаметными шагами в разрушении коррупционных схем, полученных в наследство от всех правящих режимов времен независимости.

Увы, раковая опухоль коррупции уже пустила метастазы и в обновленной Украине. Причем, в среде новых форм взаимодействия власти и общества, призванных обеспечить контроль на наиболее коррупционно опасных направлениях. Речь о волонтерах и волонтерских организациях. Предчувствуя волну праведного гнева, сразу договоримся разделять добровольцев-бессребреников и тех, кто коммерческим нюхом учуял новые, доселе недоступные возможности для бизнеса и откатов. Поэтому давайте сразу оговорим термины и будем псевдоволонтеров называть «вылонтерами». (Почему? А уж больно они – как мы увидим по мере раскручивания темы – на люстрационные вилы напрашиваются).

Издавна известно, что революцию делают романтики, а ее плодами пользуются подонки. Так, к сожалению, произошло и на этот раз. В условиях АТО на востоке страны к волонтерскому движению, оказывающему всю возможную и невозможную помощь армии и правоохранителям, присоединились не только романтики-безсеребренники. Но и, частично, предприниматели специфического калибра, часто-густо на кого-то или что-то обиженные. Кто-то из них обанкротился под прессом прошлой власти, кто-то – из-за собственных просчетов, у кого-то бизнес просто отжали. Объединяет этот контингент одно - желание реабилитации, в первую очередь, естественно, финансовой.

В этом смысле выгодность волонтерского движения в том, что его лидеры имеют прямой доступ в самые высокие кабинеты руководства Администрации Президента, Кабмина, СБУ, МВД, Минобороны, Нацгвардии и Госпогранслужбы. А чем занимаются, в основном, волонтерцы-добровольцы? Снабжением наших бойцов всем тем, чем старая громоздкая снабженческая система в боевых действиях обеспечить затрудняется. И это было прекрасно до той поры, пока в служебные пенаты генералитета рвались прогорелые на Майдане тельняшки, не думающие о себе, а лишь о наших бойцах в окопах.

Увы, нынче им на смену все чаще приходят те, у кого в мозгах откровенно серые схемы и калькулятор, работающий на собственный карман, и обида на страну за безвременно почивший личный бизнес. И вот «вдруг» у таких людей появляется реальная возможность не только «дерибанить» пожертвования на оборону, но и влиять на принятие решений тендерных комитетов, более того – оказывать давление (!) на глав и членов тендерных комитетов МО, МВД, Нацгвардии, Погранвойск.

Вот только один из известных, но много говорящих фактов. Минобороны закупало дорогущие (потому что качественные) армейские ботинки – зимние «берцы» - по 2,5 тыс. грн. Когда же за это дело взялись вылонтеры, аналогичная продукция выросла в цене до 4,7 тыс. грн. Нужны ли комментарии?

Государству зачастую трудно «прижать» вылонтеров, так как они оперируют не казенными деньгами, а пожертвованиями. Потому и начали всплывать нелицеприятные истории, сродни нижеописанной. Одни волонтеры собирали зимнее обмундирование, другие – деньги на него, которые (то и другое) на вершине цепочки попали в руки вылонтеру. Последний берет у знакомой фирмы «Парча и утварь» кассовый чек за якобы закупку у нее партии зимней полевой формы, которые действительно отправляет в войска. А «отмытые» деньги жертвователей кладет себе в карман. И таким образом, задумайтесь, присваивались суммы с пятью нулями…

Но даже это для современных «остапов бендеров» – крохи. Главный пирог кроется все-таки в бюджетном «холодильнике». Беспрепятственный мгновенный доступ к руководству ведомств и полученное влияние на тендерные комитеты, которые из боязни в большинстве своем уже пляшут под их дудку, позволяет вылонтерам оказывать давление при определении «нужных» поставщиков в зону АТО горюче-смазочных материалов, вещевого довольствия, предоставления услуг по питанию и т.д.

Так, недавно Главная военная прокуратура в рамках расследования уголовного производства, начатого по факту злоупотребления властью и служебным положением лицами Минобороны, которые входят в состав комитета по конкурсным торгам, объявила о подозрении в совершении преступления бывшему директору департамента закупок МО. Установлено, что чиновник в октябре 2014 г. способствовал тому, чтобы тендер на поставку дизельного топлива на нужды армии выиграло предприятие с «признаками фиктивности». Сумма договора, на минуточку, 443 млн. 297,742 грн. К слову, в этой ситуации, по предварительной информации от правоохранителей, тоже остались «пальчики» новоявленных великих комбинаторов вылонтеров…

К сожалению, это лишь то, что уже вылезло на поверхность. И в рамках объявленной в стране люстрации и борьбы с коррупцией хорошо ложится, так как уличен высокий чиновник. Что ж, чиновники - это хорошо. Давно, как говорится, пора, но как бы не проморгать новую зарождающуюся, хорошо закамуфлированную метастазу.

Поскольку компетентные лица давно шепчутся, но пока побаиваются выносить сор из избы, вылонтеры ведут себя в комитетах по конкурсным торгам, как лисы в курятнике. Действуют нехитро, но оперативно и эффективно. И тут все методы хороши. Один из них применили к фирме с условным названием «Походная кухня», кормившей военных давно и даже в боях не оплошавшей, со своей материальной базой и проверенным профессиональным штатом. Поскольку волонтеры плотно сотрудничают с прессой (информирование общества – их главный козырь), для вылонтера не составляет труда организовать серию материалов и сюжетов о некачественной работе этой самой «Походной кухни».

Если это правда при всех прежних заслугах поставщика – нужно определить лучшего из числа новичков, заключить с ним контракт и сотрудничать дальше. Но пока получается наоборот. На место вытесняемого предприятия тут же пытаются завести никому доселе не известный субъект (без матбазы, оборотных средств и т.д.), все достоинство которого заключается в том, что его руководитель – кум, брат или сват вылонтера. Если нет желающих занять освобождаемую нишу в бизнесе среди «своих», можно подобное сделать «под заказ». Уже и прайсы на такого рода «услуги» на слуху. И глубоко начхать, что новая фирма, не имеющая ничего, кроме юрадреса, родилась вчера, вынуждена закупать услуги на стороне, транспорт арендовать, штат нанимать с улицы – т.е. выступать банальнейшей «прокладкой», через которую лишь прокачиваются деньги. Немалые. Бюджетные.

Естественно, услуги «прокладки» будут обходиться казне дороже услуг предшественников. Ведь в расходную часть нужно обязательно включить откаты и взятки. Кроме того, вылонтеры, обосновывая «реформу», перед этим наговорили много нужных слов о защите солдата, о «покращенни» его питания и проч. Насколько лучше может одеть и накормить «прокладка» - вопрос риторический. Таким образом, «реформа» зачастую оборачивается дополнительной нагрузкой на госбюжет и перегрузкой – в силу некачественного пайка – на солдатский желудок.

Почему молчат ответственные лица из ведомств, через которые распределяются бюджетные средства? На это вопрос можно не отвечать, если знать такой специфический термин как «ОТКАТ». К тому же, как подозревают компетентные источники, вылонтеры с известной целью вышли уже и на уровень УБОП МВД.

Если это правда, то страна стоит на пороге очередной проблемы, которая пострашнее врага внешнего будет. В Украине зарождается новая мощная гибридная (как и война) коррупционная система, особо опасная тем, что она надежно прикрыта щитом патриотизма, добровольчества, общественности. И тут впору обращать взоры в сторону Генпрокуратуры. Ибо в противном случае не уйти нам от «совка» и «русского мира», от уровня Уганды и Коморских островов. Но без помощи настоящих волонтеров с этим раковым корпусом никакая прокуратура не справится. Именно они могут и должны пресечь жизнедеятельность организмов по имени «вылонтеры» и воткнуть им вилы в бок. Потому что вирус этот ловко мутирует, развивая новые штаммы.

Вместо послесловия. Четверть волонтеров, которые должны присоединиться к работе в департаментах Минобороны, не прошли проверку на детекторе лжи.

Об этом на днях во время выступления в Верховной Раде, представляя С. Полторака на должность министра обороны, заявил президент П. Порошенко. По его словам, в каждом департаменте Минобороны, отвечающем за поставки, будут работать по 2 волонтера.

"Люди, имеющие доступ к материальным средствам и государственной тайне пройдут через детектор лжи", - отметил Порошенко.

"Через детектор лжи прошли и все волонтеры, которые предлагались к работе в департаментах", - сказал Порошенко.

При этом он заявил, что 25% волонтеров не прошли детектор лжи.

По материалам: from-ua.com