Коронавирусная статистика и полный локдаун
Одни называют его полным, другие «интеллектуальным». Представители власти еще не определились, с какого числа его начать, и понятия не имеют, когда его заканчивать. Однозначно лишь одно: в декабре Украину обязательно накроют локдауном, призванным затормозить стремительное распространение коронавируса. Но почему же всё больше и больше украинцев выступают против этой затеи, считая её не только бесполезной, но и вредной?
Сначала, уже традиционно, обратимся к коронавирусной статистике. По состоянию на 1 декабря, в Украине было выявлено 745 тысяч заболевших COVID-19 (начиная с весны), из них 200 тысяч заразились в течение последних двух недель. Сравнение динамики выявленных заболевших дает нам следующую картину:
С 1 по 15 октября — плюс 61 тысяча заболевших (увеличение на 28%)
С 16 по 31 октября – плюс 106 тысяч (на 38%)
С 1 по 15 ноября — плюс 148 тысяч (на 38%)
С 16 ноября по 1 декабря — плюс 201 тысяча (на 39%)
Как видите, даже по официальным данным, динамика распространения COVID-19 в Украине не снижается. По неофициальным, картина еще хуже. Ведь с момента введения т.н. «карантина выходного дня», количество проводимых государственными клиниками и лабораториями ПЦР-тестов было снижено с 45-50 тысяч до 35-40 тысяч в сутки. Теперь тесты делают только в самых крайних случаях, отсюда и резко возросшее до 30-35% число положительных результатов. Для сравнения: в США и Европе он менее 10%, кроме Швейцарии, где число позитивных тестов выросло до 27% и это называют катастрофой.
Журналисты считали, что украинский Минздрав пошел на этот шаг, чтобы добиться формального уменьшения динамики заболевания. Однако даже при снижении тестирования, количество выявленных больных все равно продолжает расти. Так что оно может быть намного больше!
Это косвенно подтверждается другими данными: медиками также зарегистрированы сотни тысяч (!) украинцев, лишь подозреваемых в возможном заражении. Как правило, это либо лица, близко контактировавшие с выявленными заболевшими, либо обратившиеся к врачам пациенты с разными видами «простуды». Всех их объединяет одно – им не делали тесты, поэтому никто не может сказать, заражены ли они COVID-19 или нет.
Ну а самой большой головной болью являются, как ни странно, больные с т.н. скрытой формой «ковида», они же «бессимптомники». По данным медиков, в разных странах таковыми являются от 30% до 55% всех заразившихся COVID-19. Почему такая разница? Какую-то роль в этом играет общее состояние организма, и более здоровые нации переносят коронавирус легче. Но главным образом, всё зависит от возраста – среди молодых процент «бессимптомников» достигает 80%, у детей и подростков свыше 95%. И вот тут развитые страны субтропического пояса, с высокой рождаемостью и хорошим питанием, значительно обгоняют Европу и США – с их наполовину престарелым и наполовину больным населением.
В России процент «бессимптомников» составляет около 31%. В Украине, где тестов недостаточно даже для пациентов с явными признаками завоевания, их никто не считает. Но учитывая большую схожесть условий наших стран, можно уверенно сказать, что и тут он такой же. А это значит, что на 400 тысяч ныне выявленных болеющих украинцев приходится еще около 180 тысяч бессимптомных – живущих среди нас и заражающих окружающих.
Так как в основном коронавирус бессимптомно переносят молодежь, подростки и дети, то они, выходит, являются самой опасной категорией невольных «скрытых распространителей». Об этом, кстати, не раз сообщали немецкие врачи, но их яростно опровергали российские – по всей видимости, тут главную роль играл принцип «дети это святое». Тем не менее, юные граждане могут заразиться сами, а потом заразить своих родителей или друзей (а те своих родителей), поэтому им необходимо соблюдать такие же правила карантина и гигиены, что и взрослым. А теперь выгляньте в окно и скажите, много ли вы видите детей и подростков в масках? А как долго ребенок, пусть и современный, удержится от прямого общения с друзьями-сверстниками?
Все факты красноречиво демонстрируют, что если на пандемию не будет наброшена узда, то коронавирусом переболеют до 80-90% населения Украины. Не менее двух миллионов украинцев окажутся в больницах под кислородными аппаратами (если на всех хватит), умереть могут от 200 до 300 тысяч.
Какие ещё нужны аргументы, чтобы использовать против пандемии все необходимые меры, даже самые чрезвычайные? И поэтому вроде бы никаких возражений против обещанного нам локдауна быть не должно! Но проблема как раз в том, что этот локдаун будет, мягко говоря, неэффективным. Он не то что мертвому припарка (до этого пока не дошло), а скорее как маска, надетая на задницу – выглядит вызывающе, а толку никакого!
Мы уже рассказывали о том, что задачей основных карантинных мероприятий является максимальное снижение риска параллельного (между случайными людьми в общественных местах) и веерного (на работе, в школе, между родственниками и друзьями) заражения. Снижение, но не сведение к нулю, потому что полную гарантию может дать только индивидуальная изоляция каждого жителя страны. Но даже потом вирус может вернуться — он снова приедет к нам из-за границы, так же как прибыл в Украину этой весной, и ему понадобиться всего пару месяцев, чтобы снова распространиться по стране.
Так что делать? Объявлять тотальный локдаун, а потом наглухо закрывать границы? Или вводить жесткий карантин каждые 3-4 месяца? Но ведь украинцы не выдержат ни первый, ни второй вариант! Тем не менее, власти решили выбрать второй, и ввести в декабре длинный новогодне-рождественский локдаун, испортив всем нам зимние праздники.
Хотя «слуги народа» уверяют, что локдаун будет каким-то «интеллектуальным», по своей сути это будет повторением весеннего карантина, продлившегося с марта по июнь. То есть закроются промтоварные магазины (кроме «Эпицентра», конечно), вещевые и, возможно, продовольственные рынки, все офисы, большинство предприятий, почти перестанет работать общественный транспорт. Не самый жесткий вариант, конечно: в ряде стран, например, людям разрешалось выходить из дому только в ближайший гастроном. Вот только это всё равно не помогло!
И правда, первый карантин в Украине ввели в середине марта, когда на всю страну было всего двадцать выявленных заболевших. И вот его эффективность: через два с половиной месяца в стране начитывалось уже 23 тысячи выявленных больных (а тестирование только начиналось), к концу весны ежедневный прирост заразившихся составлял 350-500 человек. Можно сказать, что весенний карантин провалился: он лишь ненамного замедлил распространение коронавируса.
Но при этом по экономике был нанесен очень ощутимый удар, причем больше всего пострадали малый бизнес, наемные работники и «заробитчане». Правительство благоразумно не стало вести статистику потерь от введенного им карантина, поэтому никто не знает, сколько тысяч ФОПов разорились, сколько десятков тысяч украинцев потеряли работу, и сколько сотен тысяч 3-4 месяца сидели в «бесплатных отпусках», проедая скудные сбережения. Но нельзя было скрыть ни весеннее падение ВВП на 4,4%, ни то что поступления в бюджет в апреле-мае сократились до 73% от плана.
Весенний локдаун отменили потому, что в качестве профилактической меры он оказался малоэффективным, а вот экономику подкосил так, что чуть не вызвал массовые протесты населения. В Офисе президента реально боялись, что украинцы взбунтуются против карантина так же, как это делали французы и немцы. Казалось бы, все тогда получили хороший урок, из которого нужно было сделать выводы. Но…
«Можем повторить!» — решили «слуги народа», и сначала ввели пробный «карантин выходного дня», оказавшийся совершено бессмысленным, а затем запустить полный локдаун на все зимние праздники. Повод вроде бы серьезный: вторая волна коронавируса оказалась очень серьезной, такого масштабного заражения никто не ожидал ни в Украине, ни в Европе. Просто смотреть на это, заламывая руки, нельзя, нужно что-то делать. Ну вот правительство и начало «что-то делать», точнее делать абы что-то!
С точки зрения медицины, эффективность предстоящего локдауна будет такой же, как и у весеннего. В несостоятельности этой меры главную роль играют два фактора. Первый: все карантинные меры разрабатывают и утверждают «наверху», поэтому они зачастую сильно оторваны от реалий «низов». А система что у нас, что на Западе устроена так, что ответственные лица слушают приказы начальства и не занимаются самодеятельностью. Поэтому никто не оспаривал сомнительные или даже идиотские распоряжения.
Так ли трудно осознать, что единственным по-настоящему опасным общественным местом являются закусочные и рестораны – потому что там люди просто вынуждены снимать маски! Во всех же остальных местах – в любых магазинах, на рынках, в общественном транспорте, в офисах и школах, в цехах, в музеях и кинотеатрах – можно надежно оградить от заражения себя и других, просто нося «намордник» и не трогая свои глаза грязными руками. Это же так просто! И никакого локдауна не понадобиться! Ведь угрозу в себе несут не помещения магазинов, и не салоны маршруток, а лишь люди, которые входят в них без индивидуальной защиты, чихая на правила карантина и окружающих.
Увы, всё упирается как в этот второй, человеческий фактор! Если бы мы все скрупулезно придерживались правил личной безопасности и уважительно относились к другим людям, очень многие инфекционные болезни были бы давно забыты! Но одни из нас про них рассеянно забывают, а другие подчеркнуто игнорируют. Поэтому только и остается, что пытаться сдержать последствия чьей-то рассеянности или глупости карантином – создающим лишние проблемы и провоцирующим возмущение.
То, что локдаун испортит нам праздники, это только половина беда. Убытки снова понесет торговля, в первую очередь малый бизнес — который очень рассчитывал на наплыв покупателей с «13-й зарплатой». Те, кто планировал заработать на новогодних мероприятиях, тоже окажутся в пролете. Точную картину последствий мы увидим не раньше января, но беспокоиться придется не только о них. Новые потери для бюджета наложится на нынешний финансовый кризис и пустые казначейские счета, а разорившиеся ФОПовцы присоединятся к акциям протеста бюджетников.
По материалам: from-ua.com