Константин Кулик мог получать указания от Игоря Коломойского

870

Журналист-расследователь американского издания The Hill (весьма отдаленного аналога телеканала «Рада») Джон Соломон опубликовал новую статью, изобличающую деятельность видных представителей Демократической партии США в Украине. Таким образом, он продолжил цикл, начатый скандальным интервью генпрокурора Юрия Луценко, в котором прозвучали обвинения в адрес посла США в Украине Мари Йованович в давлении на правосудие, обусловленном ее покровительством НАБУ, и о вмешательстве экс-вице-президента США во внутренние дела Украины ради личных интересов.

Теперь собеседником Соломона был заместитель главы департамента международно-правового сотрудничества ГПУ Константин Кулик, соперник Петра Порошенко по недавнему «баттлу» в эфире «1+1». Как следует из статьи, украинские правоохранители, вероятно, располагают доказательствами правонарушений демократов и их партнеров в Киеве — от вмешательства в американские президентские выборы 2016 года до препятствования уголовным расследованиям. Однако попытки представить эти улики Министерству юстиции США неоднократно срывались.

Так, по утверждению Кулика, он и ряд его сотрудников по Генпрокуратуре, намеревавшихся поделиться информацией с американскими коллегами, еще с прошлого года безуспешно пытались получить разрешение на въезд в Соединенные Штаты: хотя прямого отказа в визе не было, посол Йованович, тем не менее, заблокировала их выдачу.

Одно из расследований, утверждает прокурор, касалось незаконного вывода из Украины денег за рубеж — в том числе, в США — близкими к Виктору Януковичу бизнесменами. Причем они финансировали лоббистские усилия в американском правительстве из «отмытых» денег — и к этим платежам была причастна компания, аффилированная с видными членами Демократической партии.

В рамках другого расследования велся сбор улик, подтверждающих, что во время избирательной кампании 2016 года в США НАБУ под давлением американских чиновников сокрыло факт получения денег неким представителем Демократической партии.

Передавать сведения агентам ФБР, работающим в Украине, отмечает Соломон, украинцы не хотят, будучи уверенными, что Бюро тесно имеет тесные связи с НАБУ и посольством США. «В украинских политических кругах не секрет, — цитирует он Кулика, — что НАБУ создано с американской помощью и что оно пыталось оказывать влияние в ходе американских президентских выборов».

Таким образом, Кулик, очевидно, подтверждает и дополняет то, что уже было сказано Юрием Луценко. Очевидно также, что откровения обоих могут быть использованы если не для срыва избирательной кампании Джо Байдена — наиболее опасного соперника Трампа из демократического лагеря — еще до начала, то для серьезного ее осложнения. Вторым вероятным следствием может стать начало расследования сговора демократов с украинцами, к которому призывал нынешний президент США после того, как команда спецпрокурора Роберта Миллера не сумела найти доказательств заговора его штаба с россиянами.

Это вполне может произойти в случае, если генпрокурор США Уильям Барр сочтет предоставленные улики заслуживающими внимания и, разумеется, если Республиканская партия сочтет такое расследование политически целесообразным. Похоже, Соломон своими публикациями и содержащимся в последнем материале списком фактов, которые уходят либо укрываются от внимания американской Фемиды, как раз и выступает лоббистом такого расследования.

Как бы то ни было, Украина вновь включилась во внутриполитическую игру в США. Здесь показательна приведенная Соломоном фраза анонимного советника администрации Трампа по разведывательной политике, в прошлом занимавшего высокую должность в разведке: » Похоже, всплывают сведения о том, что в ходе гонки 2016 года между Россией и Украиной была, вероятно, прокси-война из-за предпочтительного американского президента».

В то же время трудно поверить, что, выдавая на-гора такого рода информацию, Луценко исходил из государственных интересов. Ранее мы уже высказывали предположение о том, что Луценко начал собственную игру, рассказав о «списке неприкасаемых» от посла Йованович, а также о том, как Джо Байден, прикрывая бизнес сына, шантажом вынудил Петра Порошенко отправить в отставку генпрокурора Виктора Шокин. И игра эта была продиктована стремлением оградить себя от неприятностей, возможных в случае неблагоприятного исхода нынешнего электорального цикла в Украине. Особенно если Йованович, покровительствующая НАБУ, и в самом деле сделала ставку на Зеленского-Коломойского в расчете, что наличие «своего президента» ей зачтется и предотвратит преждевременное завершение карьеры в связи с делами 2016 года.

Впрочем, если это действительно так, то эта игра вполне соответствует и интересам нынешнего президента Украины. Здесь следует напомнить о том, что недавно стало известно о расследовании ФБР в отношении бизнеса Коломойского в США. Возможность размена «проблемы Трампа» на «проблему Порошенко» выглядит вполне соблазнительно — особенно если допустить, что НАБУ получит возможность заняться делами ближайшего окружения последнего.

И здесь мы подходим к вопросу о том, зачем в эту игру ввязался Константин Кулик — особенно учитывая его конфликт с Петром Порошенко. Причем перепалка в ходе «Права на владу» стала лишь наиболее театральным его проявлением. В ходе предвыборной кампании само по себе публичное обвинение президента в давлении на следствие в «деле Курченко» (оно же дело о миллиардах «семьи» Януковича) — мягко говоря, неприятно. Но не менее скандальным было и вручение в связи с этим делом сообщений о подозрении экс-главе НБУ Валерии Гонтаревой, бывшему главе АП Борису Ложкину, совладельцу инвесткомпании ICU Константину Стеценко и замглавы АП Алексею Филатову. Впоследствии ГПУ заявила, что это было сделано с нарушением процессуальных процедур, а ряд СМИ со ссылкой на самого Кулика сообщал об открытии против него уголовного производства родным ведомством. То есть, налицо и конфликт с Луценко. Может ли поддержка его действий на американском направлении его разрешить? Возможно. Но насколько велик в ней смысл, учитывая неясные перспекктивы самого Луценко — вопрос открытый.

В то же время, у Кулика конфликт и с антикоррупционерами: в 2016 году НАБУ довело до суда дело о его незаконном обогащении в бытность прокурором АТО, хотя в конечном счете проиграло. Однако не исключено, что по завершении избирательного марафона вопросы к Кулику у него вновь возникнут — особенно в том случае, если Бюро будет озабочено показательным правосудием в интересах укрепления доверия к президенту Зеленскому.

Это типичное положение меж двух огней. И фактический статус свидетеля для американского Минюста вполне может оказаться из него выходом — если предположить, что Кулик тоже ведет пускай очень похожую на луценкову, но все же собственную игру. В то же время — если в утверждениях, в том числе и Петра Порошенко — о связях между Куликом и Коломойским есть хотя бы доля правды, комбинация несколько усложняется: вполне возможно, Игорь Валерьевич таким образом выступает своего рода гарантом безопасности прокурора с одной стороны, а с другой использует его и его сведения в попытке сняться с крючка ФБР. Такая себе многоходовочка «информация в обмен на иммунитет».

По материалам: dsnews.ua