Конец эпохи Насирова: налоги отдельно, таможня отдельно
Похоже, что Роману Насирова некуда будет возвращаться. Напомним, что на днях административный суд восстановил его в должности и обязал выплатить компенсацию. Буквально на следующий день Кабмин принял постановление о создании отдельной государственной налоговой службы и государственной таможенной службы, фактически разделив государственную фискальную службу. Данная реформа, как отметили в Минфине, позволит демилитаризовать налоговый орган и поспособствовать качеству услуг, а также развитию как налоговых, так и таможенных органов.
Ранее министр финансов Оксана Маркарова заявила, что правительству будет представлена новая концепция по реформированию государственной фискальной службы. Фактически она пообещала, что в течение декабря орган будет разделен на налоговое и таможенное направление. С 2012 года оба этих направления загонялись под единое министерство доходов и сборов, теперь же правительство приняло решение ликвидировать эту гигантскую службу по сборам и в ближайшее время будет объявлен конкурс на должности руководителей новых ведомств. Конкурсы планируется провести в течение 3 месяцев. Таким образом, история с возвращением главы ГФС Насирова завершена, а его должность попросту упразднена. В рамках реформирования ГФС планируется также заменить налоговую милицию другим органом – службой финансовых расследований. Что касается реформирования таможни, то здесь ситуацию пролоббировал премьер Гройсман, хотя начинал эту работу еще Арсений Яценюк. В свое время он предлагал и вовсе передать несколько областных таможенных органов в управление иностранным компаниям, но эта экзотическая идея не вышла за рамки предложения. Полтора года назад Гройсман отмечал, что из-за коррупционных схем на таможне бюджет недополучает около 50 млрд. Грн. тогда же он пообещал за несколько месяцев все эти схемы разрушить. Впрочем, бывший руководитель Минфина Александр Данилюк отмечает, что после этих заявлений сам Гройсман фактически самоустранился от реализации данного плана.
О необходимости разделить таможню и налоговую говорили все и очень много. К примеру, руководитель таможни Константин Ликарчук еще в 2015 году утверждал, что только так можно будет спасти таможенные органы. По его опасениям в ГФС все таможенное дело будет попросту разрушено. По классическим схемам большая организация попросту поглотила меньшую. По его словам даже вернуть старые начинания будет уже невозможно, не говоря уже реализации чего-то нового. Еще один бывший руководитель таможни считает, что именно из-за разрушения таможенного дела потоки контрабанды стали неконтролируемыми, а также появились те самые «евробляхеры». Таможня перестала бороться с перевозкой оружия, наркотиков, запрещенных товаров, фактически ею руководит кто угодно кроме таможенников – это и лоббисты, и представители крупного бизнеса. Фактически службу, обеспечивающую безопасность экономики, превратили в сборщика таксы. Логичнее было бы даже объединит таможню с пограничной службой, но никак не с налоговой. Напомним, что в ГФС до сих пор нет полноценного руководителя. Назначенный и.о. Мирослав Продан был уволен, а следов за ним в качестве и.о. назначили Александра Власова, который ранее руководил Одесской таможней. Его заместители также остаются в статусе исполняющих обязанности.
По мнению экс-министра финансов Данилюка фактическое объединение налоговой и таможни в единый орган ГФС все равно не состоялось, несмотря на все попытки обе ветки существовали фактически самостоятельно. Сам Данилюк утверждает, что пытался разорвать внутренние связи и даже представлял на рассмотрение правительства соответствующие концепции. В результате разделения таможенной и налоговой вертикали можно было бы решать вопросы более индивидуально – каждой ветки назначать своего руководителя и проводить отбельные реформы. Кроме того Данилюк отмечает что по его концепции можно было ликвидировать налоговую милицию. Впрочем, бывший министр утверждает, что разделять структуры не хотел сам Гройсман, так как опасался, что потеряет влияние на обе ветки сразу, которые на тот момент контролировал Продан. Данилюк заявил о том, что сейчас разделять ГФС взялись только лишь с целью отвлечь от скандалов с Насировым и Проданом и продемонстрировать проведение каких-то реформ.
Напомним, что разделение ГФС на таможню и налоговую – это одно из важных условий меморандума с МВФ. Таким образом, инициировав этот процесс, правительство может отчитаться перед Фондом о том, что выполняет свои обязательства. Впрочем, реальная реформа ГФС еще толком не началась. 18 декабря лишь состоялось совещание парламентского комитета о необходимости создать рабочую группу, которая будет в процессе обговаривать все детали по разделению этих ветвей. Оперативное провести разделение больших структур практически нереально. Нардепы из БПП, работающие в комитете, считают, что реально налоговая и таможня смогут работать отдельно не ранее чем через пять месяцев, фактически полная реализация реформы придется уже после президентской кампании. Впрочем, по мнению Данилюка именно в связи с выборами и не стоило начинать разделение ГФС, так как сейчас велик шанс, что чиновники начнут решать свои личные вопросы под шумок реформы, а руководителями органов, сделают малоизвестных, но подконтрольных людей.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org