Кому нужен конфискованный янтарь?

728

91216_06 Правоохранители рапортуют об успешных спецоперациях по масштабной конфискации янтаря. Однако пока продолжается судебная волокита, камни не всегда сохраняются в предусмотренных законом условиях. Также есть сомнения в том, что поступает янтарь в Госфонд в первоначальном виде, а вопрос дальнейшей его продажи волокитится в Кабмине.

Выводы о результатах работы правоохранительных органов в борьбе с незаконной добычей и контрабандой янтаря можно делать по размерам поступлений в Госфонд драгоценных металлов и драгоценных камней.

По официальным данным, в 2011 году по решению судов в доход государства было направлено лишь 1,476 кг янтаря, а в 2012-м — только ожерелье весом 28 г.

11
* - Янтарь, который находится в Госхранилища к экспертизе по состоянию до июня 2016 года. Количество янтаря, который был зачислен в Госфонд драгоценных металлов и камней на основании выводов Государственного гемологического центра в течение 2010-2015 гг. и за 6 месяцев текущего года
Такие «серьезные» изъятие происходили в то время, когда старатели мыли янтарь неподалеку от автомобильных дорог и ни от кого не прятались.

В последнее время от частных геммологов можно услышать жалобы, что с началом наведения порядка в сфере незаконной добычи янтаря у них стало меньше клиентов. Если раньше «солнечный камень» на оценку приносили каждый день, то сейчас — только раз в месяц. Жалуются и простые копатели. Говорят, камни очень упали в цене и его или не выгодно продавать, или просто некому.

После того, как кадры с «лунными пейзажами» западных областей облетели СМИ, под давлением общественности весной этого года Нацполиция образовала оперативный штаб по противодействию незаконной добыче и сосредоточилась на выявлении скупщиков камня. Теперь в ведомстве отчитываются о тоннах изъятого янтаря. На запрос CorruptUA.org в Нацполиции сообщили, что за 7 месяцев 2016 года в рамках 340 уголовных производств конфисковано почти 9 тонн янтаря, 265 мотопомп и 103 единицы техники.

Казалось бы, таким достижениям можно только порадоваться, однако путь янтаря в Госфонд, как и в предыдущие годы, сопровождается злоупотреблениями со стороны правоохранителей.

В соответствии с порядком, утвержденным Кабмином еще в 2012 году, янтарь, изъятый в рамках уголовных производств, до решения суда должен храниться в банке или постановлением следователя направляться в Государственное хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней. Правоохранители могут доставлять ценности самостоятельно или через подразделения Госспецсвязи. В таком случае экспертиза янтаря делается в Государственном гемологическом центре, который находится в Киеве в одном здании с Госхранилищем по ул. Дегтяревской, 38/44.

Однако все эти годы в райуправлениях тогда еще Управления МВД в Ровенской области этой нормой пренебрегали и практиковали хранение янтаря в комнатах вещественных доказательств. Это подтвердил в разговоре и следователь областного управления Василий Марчук, который в мае уволился по выслуге лет. «Была такая практика, особенно в городском управлении», — отметил он.
Как следствие, янтарь в период такого хранения подменяли и даже похищали. О двух таких случаях писали в СМИ. В ноябре 2014-го из здания областного управления пропало 136 кг янтаря и $80 тыс. наличными. Из-за этой кражи 10 правоохранителей привлекли к дисциплинарной ответственности и уволили следователя.

В июле 2015 года состоялся похожий инцидент, который возмутил даже президента Петра Порошенко.

Выяснилось, что в помещении Ровенского управления МВД на отходы обработки камня подменили 27 кг янтаря, хранившегося там до решения суда. Впоследствии в областном УМВД признали: к преступлению был причастен один из местных правоохранителей.
Договоры с банками о сохранении янтаря в скандальном управлении заключили только в феврале 2015-го. За 6 месяцев 2016 года подразделения областного управления изъяли 627 кг 425 г янтаря, который хранится в отделениях «Ощадбанка» и «Приватбанка», уверяют в ведомстве.

В то же время в ГУ Нацполиции в Волынской области конфискованный янтарь продолжают держать в камерах вещественных доказательств. Из ответа на запрос становится понятно, что ведомство не выполняет положения об отправке «солнечного камня» на ответственное хранение в банки или Госхранилище.

91216_01
О том, что полиция практикует хранение янтаря просто в райотделе, в разговоре с автором подтвердили руководитель Департамента патрульной полиции Александр Фацевич и до недавнего времени глава Нацполиции Хатия Деканоидзе. Поэтому нет гарантии, что «солнечный камень» после решения суда дойдет до Госфонда в первоначальном виде.
Оценка

На хранении сделки с камнями не закончились. Правоохранители придумали схему с подменой янтаря в период его нахождения на геммологической оценке в помещении частной фирмы.

Чтобы следствию доказать виновность подозреваемых в незаконной добыче или скупке камня, нужно установить предмет преступления — то есть получить вывод эксперта о том, что вещественное доказательство является именно янтарем. Для этого необходимо проведение геммологической экспертизы. Договор о проведении таких экспертиз в этом году был заключен с ООО «Энерготехпостач». Правоохранители свозили на фирму янтарь и фиксировали только его вес.

Поэтому в период хранения камни больших фракций подменялось на мелкие. Соответственно, в заключении эксперта и числился именно такой янтарь.

О схеме стало известно в начале июля 2016 после спецоперации СБУ, Генпрокуратуры и Нацполиции по задержанию заместителя прокурора Ровенской области Андрея Боровика и других коррумпированных правоохранителей.
Позже о деталях схемы в интервью рассказал начальник Департамента экономики Нацполиции Игорь Купранец: «... Руководители правоохранительных структур, о которых я говорил, договорились с руководством этой коммерческой структуры. Они имели возможность забирать оттуда камень, который был, скажем так, рентабельный, и менять его на совершенно обесцененный камень. В результате тот камень, который имел рыночную стоимость, перепродавался, в том числе и за границу».

На период такой «оценки» в «Энерготехпостаче» находилось 128 кг 127 г янтаря Управление Нацполиции в Ровенской области. Вместе с камнями других ведомств (всего 1,5 т) этот янтарь изъяли во время спецоперации. Сейчас вещественное доказательство на временном ответственном хранении в Госхранилище.
91216_02
Сейчас сделку по подмене камней в фирме «Энерготехпостач», как и крышевание правоохранителями незаконной добычи янтаря, расследует Главная военная прокуратура.

Первая рекордная партия

Первую серьезную контрабандную партию янтаря — 1 т 611 кг — обнаружили 3 августа 2013 года пограничники. На пункте пропуска «Краковец» в грузовике нашли 42 мешка с янтарем, который пытались вывезти из Украины под видом древесного угля. О рекордном задержания тогда писали все СМИ.

Так кто же и за сколько приобрел эти камни? Как сообщили автору в Госпогранслужбе в ответе на запрос, янтарь после изъятия, в соответствии с действующей инструкцией, передали Львовской таможне, где до решения суда он хранился в специально приспособленных помещениях.

В Госхранилище камни попали только через год — в августе 2014-го.

Правда, уже в количестве 1 т 589 кг 510 г. То есть вес янтаря уменьшилась на 21 кг 490г. На первый взгляд, цифра незначительная, однако янтарь — очень легкий камень и 21 кг — это почти полмешка.

Впоследствии специалисты Государственного геммологического центра оценили камни в 1 млн 614 тыс. 581 грн. Приказом министра финансов в 2015-м этот янтарь продали вместе с другим камнями в количестве 1 т. 796 кг 794 г ГП «Янтарь Украины» за 3 млн 148 тыс. грн.

По словам директора предприятия Дмитрия Тяглия, вся купленная партия была в основном «минусовой» фракции и килограмм обошелся в 50 долларов. Из этого камня на предприятии изготавливали бусы и картины.

«Кроме того, что янтарь хранился в ненадлежащих условиях и весь, грубо говоря, был испорчен, они еще и цену заломили вдвое выше рыночной. Поэтому нам совершенно невыгодно у них покупать», — сказал Тяглий.

Он утверждает, что последние два года стоимость «минусовой» фракции на черном рынке упала вдвое и такого качества камни сейчас стоят 15 долларов. В то же время в Минфине не хотят делать переоценку в сторону уменьшения. Поэтому, объясняет Тяглий, предприятию, которое пока не добывает собственный янтарь со своего Клесовского месторождения, так как месяцами ждет изготовления проектной документации на два участка, проще закрыться, чем переплачивать.
Спецоперация МВД и ГФС

Ровно через два года после изъятия пограничниками первой большой контрабандной партии камней — 3 августа 2015 года — в Ровно состоялась спецоперация МВД и ГФС по задержанию микроавтобуса с 2,6 тоннами янтаря, который готовился к вывозу за границу. Тогда министр внутренних дел Арсен Аваков написал в Facebook, что его стоимость, по предварительной оценке, составляет около 3 млн долларов. Он обещал вскоре сообщить фамилию в «прошлом известного одиозного депутата П.» (очевидно, имел в виду Владимира Продивуса, причастность которого к добыче янтаря уже упоминалась журналистами), а также разоблачения «продажных правоохранителей и чиновников».

Однако решение Ровенского городского суда развеяло обещания министра. Как выяснили журналисты издания «Четверта влада», все серьезные фигуранты этого дела вышли сухими из воды. А «наказание» досталось гражданину Святославу Малецкому. Он заключил соглашение с прокурором о признании вины и получил штраф в 17 тыс. грн.

Само вещественное доказательство по делу — 104 мешка янтаря весом 2 т 561,17 кг — по результатам экспертизы было оценено в 135 тыс. 857 долл., то есть по 53 доллара за килограмм, что также в десятки раз меньше суммы, заявленной Аваковым.
Итак, почему столь мизерная цена за целый микроавтобус камня?

Директор ГП «Янтарь Украины», в которое автор обратилась за комментарием, откровенно возмущен такой стоимостью. Он отметил, что купил в сентябре 2015 года у Госхранилища партию камней «минусовой» фракции меньшего веса по более высокой цене, чем по состоянию на октябрь того же года специалисты Государственного геммологического центра оценили 2 т. 561,17 кг янтаря.

«Я знаю, у кого они изымали, знаю, что они перевозили. Камни были в основном мелкие, но калиброванные. Это уже перебранные под шарики, то есть не плоские камни, а круглые. Это довольно дорогие камни», — утверждает он.

В то же время руководитель отдела по оценке бренда Государственного геммологического центра Ирина Беличенко говорит, что эксперты проводили оценку на территории Гохрана и камень во всех мешках был необработанным, мелкой фракции.

«Это мелкий янтарь, самого низкого качества, одна минусовка, насколько я знаю. Он всегда был недорогой», — прокомментировала она.

«Янтарь каждой фракции может быть совсем разного качества. Например, в мешке находится смесь янтаря. Какой-то процент очень хорошего качества, какой-то среднего, а какой-то совсем плохой. Поэтому получается такая цена. По результатам работы эксперта рассчитывается прогнозная оценочная стоимость. Сколько он стоит на рынке на данный момент — это уже рыночная цена», — уточнила Беличенко.

Однако какой бы ни была истинная стоимость, купить камни все равно пока никому не удастся. Несмотря на решение суда, которое датировано еще 11-м апреля 2016 года, янтарь до сих пор не обращен в доход государства, а с 4 августа 2015 года вместе с другими вещественными доказательствами МВД находится на временном ответственном хранении в Госхранилище, сообщила заместитель директора учреждения Екатерина Яценко.
91216_03
За более чем полгода Государственная исполнительная служба в Ровенской области не смогла отправить в Госхранилище исполнительный лист — необходимый документ, чтобы решение суда вступило в законную силу и янтарь попал в Госфонд. Поэтому камни до сих пор сохраняется как посылка и его никому нельзя продать.

Начальник Ровенского территориального управления ГИС Рита Назарчук объяснять свою бездеятельность отказалась. «Вы не являетесь стороной производства, и мы не имеем права предоставлять вам такую информацию», — была категорична она.

Всего за текущий год ГИС области передала в Госхранилища лишь 1 кг 49 г янтаря.

Продажа

В Госхранилище накопился большой объем янтаря. Только за 6 месяцев нынешнего года в Госфонд было зачислено 1 т. 674 кг камней. Еще почти 580 кг янтаря ждали экспертизы.

По состоянию на конец октября на временном ответственном хранении до решения судов в Госхранилища находится 10 т. 438 кг янтаря по весу брутто.

Об имеющихся 526 кг 65 г «солнечного кменя» сообщили в Государственной фискальной службе. О 9 т за полгода отчитались в Нацполиции.

Кто может купить этот янтарь?

Согласно существующему порядку, зачисленный в Госфонд янтарь могут приобрести юридические или физические лица. Для этого нужно обратиться в Госхранилище и попросить продать им бренд по ценам, определенным Государственным геммологическим центром.

Однако на самом деле в этом вопросе руководитель Гохрана практически ничего не решает. «Мы только кладовая, все решения принимает Управление драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина. Если нужно что-то из Госфонда отпустить, то это по решению Минфина, которое подписывает лично министр. До этого нужно, чтобы 20 человек его завизировали», — сказал в беседе с автором директор учреждения Николай Назимок.

За все время из Госхранилища янтарь продавали дважды и только ГП «Бурштын Украины». В 2013 году продали 32 кг 755 г камня за 59,5 тыс. грн.

В 2015-м предприятию сбыли 1 т. 796 кг 794 г. янтаря за 3 млн 148,4 тыс. грн.
91216_04
В начале 2016 года в Минфине решили провести эксперимент и продать часть ценностей из Госфонда на электронных аукционах сетами. Среди драгоценностей быть и камней органогенного образования. В ведомстве подготовили соответствующий проект приказа, которым на период проведения эксперимента утверждался временный порядок продажи. По завершении пилотного проекта директор Госхранилища должен был подать в Минфин свои предложения по дальнейшей продаже ценностей на электронных аукционах.

Но из-за ротаций в правительстве эксперимент так и не начали.

Директор ГП «СЕТАМ» Виктор Вишнёв рассказал, что предыдущий министр финансов Наталья Яресько приказ подписала еще в апреле, однако из-за смены руководства документ не успели зарегистрировать.

С министерством была достигнута договоренность, что на электронных аукционах начальной стоимостью драгоценностей из Госфонда станут выводы Государственного геммологического центра. В ходе торгов цена на лоты должна была расти.

Сейчас проект приказа уже более полугода находится в Минфине на пересогласовании.

При Яресько деятельность Госхранилища курировала заместитель министра — руководитель аппарата Оксана Маркарова. Она и отвечала за разработку эксперимента по продаже ценностей на электронных аукционах.

Сейчас Маркарова является первым заместителем министра финансов Александра Данилюка. В то же время направление государственной политики в сфере пробирного надзора ведет заместитель министра финансов — руководитель аппарата Евгений Капинус.

Похоже, у нынешних новых-старых руководителей Минфина реализовывать пилотный проект желания нет. Кому продавать янтарь, сейчас определяют именно они. Когда торги будут проходить на электронном аукционе, купить камни сможет каждый.

По материалам: argumentua.com