Коммерческая тайна Президента Порошенко
Николай Злочевский сказочно обогатился при президенте Викторе Януковиче. Будучи министром экологии, он стал владельцем одной из крупнейших частных газодобывающих компаний в стране — Burisma Group. Лицензии на разработку месторождений фирмам Злочевского согласовало министерство, которое он же и возглавлял. После Майдана бежал из страны, став фигурантом ряда уголовных дел. А при президенте Петре Порошенко ... VIP-клиенты Николая Злочевского (расследование).
Николай Злочевский — один из тех, кто сказочно обогатился при президентстве Виктора Януковича. Будучи министром экологии, он увеличил свой бизнес до размеров одной из крупнейших частных газодобывающих компаний в стране — Burisma Group. Лицензии на разработку газовых месторождений фирмам Злочевского согласовало министерство, которое он сам же и возглавлял. После Майдана бежал из страны. Но через три года его бизнес работает, как часы. Сам Злочевский снят с розыска, уголовные дела закрыты прокуратурой одно за другим. Без согласия высшего руководства государства такие решения в Украине обычно не принимаются. Возможно, окружению президента и самому выгодно, чтобы бизнес Злочевского, законность создания которого остается под вопросом, бесперебойно добывал и продавал газ в Украине? Журналисты программы «Схемы», совместного проекта Радіо Свобода и канала «UA:Перший», получили доступ к отчетам компаний Burisma Group за 2016 и проанализировали, кто покупает газ у фирм Злочевского.
Заброшенная крепость
Еще в 2009 году под Киевом — между Вышгородом и селом Хотяновка — был лес. А уже через год на месте вырубленных деревьев на дамбе Киевского водохранилища началось грандиозное строительство.
Одно из имений, которое Николай Злочевский возвел на дамбе Киевского водохранилища
Его финансовые дела при президентстве Януковича стремительно шли вверх.
Как обогатился Николай Злочевский?
С одной стороны, Злочевский возглавлял Министерство экологии и природных ресурсов. Именно это ведомство решало, кому предоставлять доступ к украинским недрам для добычи полезных ископаемых. С другой стороны, он был владельцем бизнеса, который и получил спецразрешения на добычу газа сразу на нескольких месторождениях по всей Украине. Происходило это с многочисленными нарушениями, без проведения аукциона или конкурса.
Таким образом, министр Злочевский, имея влиятельную должность, построил собственный сверхприбыльный бизнес — одна из крупнейших в Украине частных компаний по добыче газа — Burisma Group. В совет директоров он даже пригласил экс-президента Польши Александра Квасьневского и Хантера Байдена — сына тогдашнего вице-президента США Джо Байдена.
«Есть очень четкие показания, что в комплекте документов, представленных фирмами, связанных со Злочевским, не было одного важного документа — это согласование с местными общинами. Нарушение ли это? Это полное нарушение», — говорит исполнительный директор Transparency International Украина Ярослав Юрчишин. Он считает, что обжаловать в судебном порядке и прекратить деятельность фирм на основе этого документа было бы вполне логично.
Как сложилась судьба Злочевского после Майдана
После Революции достоинства Злочевский сбежал из Украины. Его крепости на дамбе до сих пор пустуют.
Правоохранители тогда возбудили сразу несколько уголовных производств в отношении экс-министра и его компаний. Впрочем, почти три года следствия закончились ничем. Бизнес Злочевского продолжает работать, как часы.
Сейчас фирмы Burisma Group добывают украинский газ в пяти областях на восьми месторождениях. Да и самому Злочевскому удалось почти окончательно решить проблемы с законом — и в Украине, и за рубежом. Лондонский суд снял арест с 23,5 миллионов долларов США, которые Управление по борьбе с мошенничеством Великобритании заблокировало на счетах Злочевского, потому что украинская прокуратура так и не предоставила доказательств, что эти деньги имели незаконное происхождение.
«Производство, которое возбудили в Великобритании, и не расследовалось нормально, профессионально, независимо украинской прокуратурой. Оно „сливалось“ системно с учетом, наверное, политических переговоров», — считает исполнительный директор ОО «Центр противодействия коррупции» Дарья Каленюк.
Министерство внутренних дел сняло Злочевского с розыска. Генеральная прокуратура, которая сначала расследовала незаконное обогащение экс-министра, в конце концов переквалифицировала дело на менее тяжкое преступление — уклонение от уплаты налогов, и в 2016 году закрыла производство.
И недавно Burisma Group победно заявила о завершении всех процессуальных и судебных дел в Украине против Николая Злочевского и его фирм в связи с выплатой 180 млн гривен доначисленных налогов.
«Это решение является результатом совместной многомесячной работы двух команд — Генеральной прокуратуры Украины и Burisma Group», — говорилось в сообщении компании.
Эксперты Transparency International и «Центра противодействия коррупции», которые с самого начала следили за расследованием, считают, что Генеральная прокуратура сознательно закрыла уголовные дела в отношении Николая Злочевского и его компании в результате политических договоренностей.
«Очевидный факт, что прокуратура „слила“ дело против Злочевского. Очевидный факт, что прокуратура „слила“ дело против Burisma. Очевидный факт, что прокуратура не исследовала до конца, как Злочевский выдавал сам себе лицензии», — считает Дарья Каленюк.
«Здесь может быть политический заказ», — соглашается Ярослав Юрчишин.
Злочевским и его фирмами все еще интересуется другой украинский правоохранительный орган — Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ). А новосозданная Специализированная антикоррупционная прокуратура через суд пытается отменить спецразрешения на пользование недрами фирмами Burisma Group. Правда, не очень успешно — недавно такой иск был отклонен из-за пропуска полугодового срока, отведенного на его подачу.
Лобби на самом высоком уровне?
Кто именно из постмайданной власти обеспечил реабилитацию бывшего чиновника времен Януковича, который сказочно обогатился, находясь у власти?
Эти фото недавно опубликовала украинская журналистка Ольга Василевская. На фотографиях двое мужчин, очень похожих на Игоря Кононенко и Николая Злочевского, встречаются в Вене. Что обсуждать ближайшему соратнику президента Петра Порошенко с фигурантом многочисленных уголовных дел и одним из ближайших соратников Виктора Януковича?
Не секрет, что дела по Злочевскому в Украине расследовал департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики Генеральной прокуратуры, который неформально называют «департаментом Кононенко-Грановского» в честь депутатов от президентской политсилы БПП. Их влияние на Генеральную прокуратуру, возглавляемую Юрием Луценко, неоднократно описывался в многочисленных журналистских расследованиях.
Поэтому публикация фото только укрепила подозрения, что в закрытии дел Злочевского не обошлось без политических договоренностей. Вот только в чем тогда выгода для власти и окружения президента?
Участники газового рынка предполагают, что Николай Злочевский мог уступить часть своего бизнеса в обмен на неприкосновенность. Но анализ публичной структуры собственности его компании не подтверждает эти слухи — по крайней мере, в публичных официальных документах Злочевский остается единственным бенефициарным владельцем Burisma Group.
По какой еще причине окружению президента может быть выгодно, чтобы фирмы Злочевского бесперебойно добывали и продавали газ в Украине? Возможно, они сами его покупают для нужд своего бизнеса?
«Схемы» получили доступ к отчетам компаний Burisma Group за 2016 год и проанализировали, кто покупает газ у фирм Злочевского. И гипотеза подтвердилась.
VIP-контрагенты
Съемочная группа «Схем» отправилась на Филипповское газовое месторождение на Ивано-Франковщине. Отсюда добывает газ и поставляет дальше на заводы и различные предприятия общество с ограниченной ответственностью «Пари».
Журналист программы «Схемы» Александр Черновалов на Филипповском месторождении газа
ООО «Пари» — это одна из четырех газодобывающих компаний Burisma Group, она полностью в собственности Николая Злочевского. Кто покупает газ у этой фирмы?
За все 2016 она продала газ на 270 млн гривен. Часть — своим же компаниям из Burisma Group для дальнейшей перепродажи.
Остальной добытый газ была поставлена направления настоящим VIP-клиентам — фирмам президента Петра Порошенко, народного депутата Игоря Кононенко и заместителя секретаря Совета нацбезопасности и обороны Олега Гладковского.
Всего за 2016 год фирмы Петра Порошенко, Игоря Кононенко и Олега Гладковского оплатили газ фирме Николая Злочевского более чем на 101 млн гривен
«Пискивский завод стеклоизделий»
«Пискивский завод стеклоизделий» на Киевщине. Его владельцы — фонд «Прайм Эссетс Кэпитал» Порошенко и фонд «Век» Кононенко. Бесперебойные поставки газа на завод — гарантия устойчивого производства. Весь 2016 год завод покупал его у фирмы Николая Злочевского — ООО «Пари», заплатив за газ почти 100 млн гривен.
«Международная теннисная академия»
«Международная теннисная академия» в Пуще-Водице в Киеве. Ее основал фонд «Век» Игоря Кононенко, здесь работает сын депутата Виталий. Спортивное заведение в 2016 году также обеспечивалось газом «от Злочевского» — хоть здесь его нужно значительно меньше, только для обогрева и бытовых нужд. В прошлом году фирма Злочевского получила от заведения депутата Кононенко более одного миллиона гривен за газ.
«Спортивно-оздоровительный комплекс «Монитор», более известный как элитный фитнес-клуб «5-й элемент». Его основали фонды трех бизнес-партнеров — Порошенко, Кононенко и Гладковского. Фитнес-клуб «5-й элемент» — один из самых известных активов президента и его соратников — также обеспечен газом от фирм Николая Злочевского. В 2016 году спортклуб приобрел газ у фирмы «Пари» на сумму более 2,5 миллиона гривен.
Коррупционный консенсус или «просто бизнес»?
В Украине существует, по меньшей мере, несколько десятков компаний, добывающих и продающих газ в таких больших объемах. Но фирмы первых лиц государства покупают голубое топливо именно у предприятий Burisma Group Николая Злочевского, бывшего министра правительства Азарова, который выехал из страны под страхом уголовного преследования. У которого украинские прокуроры так до сих пор и не смогли отобрать «газовые» лицензии, выданные с многочисленными нарушениями. Что это — просто бизнес? Или коррупционный консенсус на взаимовыгодных условиях?
Комментарии
Все упомянутые лица и компании получили от редакции письма с просьбой прокомментировать информацию, приведенную в сюжете.
Комментарий дал заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский: «Сразу же после назначения меня на государственную службу я вышел из всех органов управления абсолютно всех компаний. Я не принимаю никаких управленческих решений и отошел от дел бизнеса».
А в Администрации президента Порошенко ответили: «На Ваше обращение по поставкам природного газа сообщаем, что Администрация президента не является распорядителем запрашиваемой информации. Петр Порошенко выполнил требования закона о передаче определенных законом активов в управление».
А так приведенную информацию прокомментировал Игорь Кононенко: «Информирую, что я не совершаю управления упомянутыми вами компаниями, не имею ни опосредованного, ни прямого влияния на их хозяйственную деятельность. Прошу с этими вопросами обращаться по принадлежности».
В Международной теннисной академии Кононенко констатировали, что пока не имеют договорных отношений с ООО «Пари». Но и не опровергли, что покупали газ у фирмы Злочевского в 2016-м.
На самом же Пискивском заводе стеклоизделий Кононенко-Порошенко на вопрос, с каких пор и на каких условиях он сотрудничает с фирмами Злочевского, ответили следующее: «Предприятие с целью достижения наиболее высоких финансовых показателей от своей деятельности имеет право выбирать среди ряда поставщиков наиболее выгодное предложение по многим критериям. В том числе и по ценовому признаку ... С целью удержания режима здоровой конкуренции на рынке производителей стеклотары на высоком уровне, предприятию неуместно раскрывать коммерческую тайну».
Остальные упомянутые лица и компании на просьбы о комментарии не ответили.
По материалам: argumentua.com