Коломойский: человек из прошлого
Хотя со дня досрочных выборов в парламент прошло уже добрых две недели, в Украине всё ещё продолжается скандальный подсчет голосов на мажоритарных округах. В том числе на многострадальном 59-м, объединяющем несколько прифронтовых районов Донецкой области, где уже несколько дней проходит почти силовое противостояние между «крышами» двух фаворитов гонки. Одного кандидата поддерживает президентская команда и, соответственно, МВД и СБУ, а другого – «Правый Сектор» и добровольческий батальон «Днепр», созданный и спонсируемый днепропетровским губернатором-олигархом Игорем Коломойским.
В Украине уже случались противостояния ветвей власти, когда президентской выказывала свою непокорность исполнительная. Так было в 2005 и в 2007 годах – и оба раза Банковая одерживала верх. Но на этот раз она рискует проиграть, хотя вызов ей бросил «всего лишь» губернатор…
Третий Майдан
О том, какие возможности сегодня имеет «всего лишь губернатор», красноречиво говорит целый ряд подобных событий. И последние события в Донецкой области не самые громкие из них.
12 августа 2014 года охране Верховной Рады Украины снова выдали автоматы. Это случилось второй раз за всё время её существования. Раньше улыбчивые молодые мужчины в парадной форме два десятилетия как-то обходились без оружия вообще. И лишь прошлой зимой, когда начался Евромайдан, они перестали улыбаться, переоделись в полевой камуфляж и обзавелись дубинками, что весьма возмутило тогдашнюю оппозицию. Когда в феврале на Грушевского шли настоящие бои, «демократизаторы» сменили на «калашниковы» - вот так в Раде состоялось пресловутое «голосование под дулами автоматов», на котором депутаты слили президента Януковича. Но после торжества демократии оружие охране вроде бы уже не требовалось, и его убрали в шкафы – но теперь раздали вновь. На то была очень веская причина.
Именно тогда был анонсирован поход «Правого Сектора» на Киев, слухи о котором встревожили жителей украинской столицы. Правда, он так и не состоялся. Давний конфликт между лидером ПС и министром МВД не перешел в горячую фазу, и стороны благоразумно свели всё к политическим заявлениям. А затем и вовсе устроили стол переговоров, на котором договорились между собой о «дружбе и вооружении». Правда, ненадолго.
А теперь Киеву и президентской команде грозят кулаками командиры добровольческих батальонов, уже избиравшиеся в Верховную Раду по партийным спискам и мажоритарным округам, что вызывает у многих украинских обывателей искренний восторг: мол, бей их, зрадныкив!
Безусловно, очень многие украинцы «любят» новую власть не больше старой, и на то есть свои причины. Очень многие украинцы были бы не против того, чтобы власть немного попугала «Правый Сектор», солдаты с фронта или их родственники, или еще кто-нибудь. Чтобы народ вновь устроил «третий Майдан» и добился того, чего не смог получить от первых двух. Подобные настроения в украинском обществе уже есть! Существует и масса причин для того, чтобы такой сценарий стал реальностью. Не зря слухи о том, что на Киев собираются идти походом то разозлившиеся на власть национал-радикалы, то обманутые властью бойцы АТО, воспринимаются с такой серьезностью. Вот только существуют сомнения в стихийности такого события.
Вслушайтесь, вчитайтесь в украинские политические новости последних двух-трех месяцев - и вы найдете в них эдакий, как говорят писатели-фантасты, скрытый сигнал, который навязчиво убеждает нас, что нынешняя власть, пардон, – дерьмо, и что Майдан №3 неизбежен. В принципе, это и так понимают многие, однако одно дело, когда это личное мнение отдельных людей, и другое, когда это преподносится как общеизвестный факт, как объединяющий и направляющий лозунг. Украинцев как бы заранее подготавливают к тому, что новый Майдан вот-вот случится, им объясняют, почему он случится, почему вышедшие на него будут правы, а власть – нет. Словно инструктируя людей, чего им ждать и кого поддерживать.
То есть возникает впечатление, что некто, очень сообразительный и обладающий необходимыми ресурсами, желает воспользоваться «событием» в своих интересах: смести неугодную ему власть или хотя бы пошантажировать её. И прилагает некоторые усилия, чтобы это событие произошло. Стихийный, чисто народный Майдан-3 может случиться, а может, и нет, а вот шансы подготовленного и управляемого восстания намного выше.
Впрочем, для устрашения власти необязательно собирать целый Майдан, можно обойтись скромным походом в гости к власти отряда «Правого Сектора», добровольческого батальона Нацгвардии или бригады ВСУ. Наверняка это именно от них должна оберегать Верховную Раду её вооруженная автоматами охрана. Действительно – не от солдатских же матерей!
И тут стоит заметить, что использование для подобных целей не толпы баб с детьми, а крепких, организованных и, возможно даже, вооруженных молодых людей эффективно вдвойне, поскольку над ними еще светятся нимбы святых защитников отечества, не щадящих живота своего для защиты украинцев от кровожадных сепаратистов. Их не назовут «нанятыми титушками», не выставят провокаторами, не изобразят «запроданцамы». Они будут выглядеть безупречными патриотами и лучшими сынами украинского народа. Их не разгонишь так запросто, как «майдан алкоголиков». Поэтому они идеально подходят для своего предназначения: сыграть роль противников власти.
Остается ответить на вопрос, кто же манипулирует всеми этими марионетками? Но на него ответили уже давно. Еще весной «Правый Сектор» называли одним из политических проектов Игоря Коломойского. Правда, потом они как бы разругались: говорили, что ПС сильно распоясался и вышел из-под контроля «батьки», за что «хлопцив» больно наказали руками (и дубинками) кировоградской милиции. Это был наглядный урок, популярно объясняющий, что «не надо делать нервы дяде Бене», потому что у него ещё есть не только личная охрана, не только областная милиция и СБУ, не только боевые батальоны типа «Днепр», но и очень большие связи в МВД во многих других областях Украины.
В итоге «Правый Сектор» несколько присмирел, угомонился, начал себя вести культурнее в Днепропетровске и вообще в центральной Украине, а снимал стресс и оттягивался только на Донбассе, там можно. Но зачем же Ярош грозил походом на Киев? Даже с учетом давних неприязненных отношений между ПС и главой МВД Арсеном Аваковым, такой ход можно считать каким-то неумным и странным, а уж его финал (с договоренностями «дружить и вооружаться») и подавно.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что «Правый Сектор» просто в очередной раз использовали в качестве средства давления на власть. Им давили на Януковича, давили на сменившую его «клику БЮТ», потом давили на Порошенко. Сейчас даже давят на подконтрольные президенту избиркомы.
Но ситуация в Украине стремительно меняется, и вот уже «Правый Сектор» с палками и бутылками бензина выглядит не пугалом, а нелепым атавизмом недавнего прошлого. Сейчас в Украине все решают, как говорил Наполеон, «большие батальоны» - в полной амуниции и с бронетехникой, несколько из которых тоже подконтрольны губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому, называемому тем человеком, который ведет свою личную войну вот уже с третьей в этом году властью.
На нынешних досрочных выборах этот «просто губернатор» провел в парламент подконтрольную себе «Самопомощь», обеспечил первое место управляемому «Народному Фронту» и сделал энное количество мандатов своим людям на мажоритарке. Лобби Коломойского в этом парламенте ничуть не уступает Блоку Порошенко с союзниками, и это очень значимая политическая победа губернатора-олигарха. Но Коломойский прекрасно понимает, что в современной Украине мало иметь миллиарды, высокую должность и собственную партию…
Большие дубинки для большой политики
Губернатор, миллиардер, владелец крупнейшего украинского банка «Приват», металлургических заводов, топливного бизнеса, телеканалов и т.д. и т.п. Всё это делает Коломойского олигархом, одним из самых влиятельных людей в стране. Однако лишь одним из них, в одном ряду с Ахметовым, Пинчуком, Порошенко, Васадзе и др., с которыми он конкурирует в бизнесе, дерется за политическую власть и финансовые потоки, кроит и перекраивает огромный пирог, именуемый Украиной, чьими владельцами эти олигархи, по сути, и являются. Точнее, совладельцами, и как всякие совладельцы и соседи, они стараются выжить или подмять под себя остальных.
Они создают друг против друга союзы и заговоры, после чего победители уже грызутся между собой и нередко обращаются за помощью к побежденным. В ходе этой борьбы они создают сами или развивают имеющиеся ситуации, позволяющие им добиться своих целей. В основном это различные политические и политико-экономические кризисы, в результате которых можно добиться чьей-то отставки, каких-то существенных уступок от власти, а то и вовсе свергнуть стоящих у власти людей – и поставить на их место своих. Так и живут украинские олигархи!
Нужно заметить, что фортуна Коломойского в этой борьбе была переменчивой, но падения всегда сменялись взлетами. Так, в 2004 году он, как и все «днепропетровские», выиграли в грызне за власть, но затем ставивший на Ющенко Коломойский был вовлечен в войну с Тимошенко, так что даже ходили слухи о возможном банкротстве «Приватбанка». Но слухи оказались преувеличенными, а в итоге обанкротилась сама Тимошенко. В 2010 году вся группировка «оранжевых олигархов» потерпела полное поражение от «донецких», однако Коломойский сохранил свой бизнес и преувеличил свой капитал, а Порошенко даже поработал в правительстве Азарова.
Евромайдан и февральскую революцию 2014 года называли «майданом олигархов», уверяя, что они, как минимум, воспользовались волной народного недовольства в своих интересах. При этом именно Коломойского считали самым заинтересованным в событиях человеком, что вполне подтвердили последующие события. А уже сразу после своей победы олигархи начали делить между собой страну и грызться друг с другом.
Казалось бы, всё движется по кругу: Майдан-1, Майдан-2, вполне можно ожидать и Майдан-3. Однако события 2013-2014 годов показали, что второй Майдан очень уж сильно отличался от первого – тем, что очень быстро от мирного культурного протеста перешел к силовому противостоянию. При этом, что интересно, ни инициаторы Евромайдана, ни команда Януковича в этом силовом противостоянии заинтересованы не были. Такое впечатление, что некто специально изменил сценарий, сознательно доводя его до кровопролития, поскольку это способствовало переводу Евромайдана из статуса протеста против политики власти в статус революции, свергающей власть. И как-то так очень «кстати» то милиция зачем-то начинала применять силу, то среди протестующих появлялись радикальные молодые люди с дрекольем. И понеслось…
Нетрудно догадаться, что среди противников власти основные козыри держали в руках те, кто контролировал этих молодых людей, позднее ставших известных как «Правый Сектор». Однако очень важную роль в событиях сыграло и ВО «Свобода», чей совершенно бессмысленный пещерный национализм окрасил Евромайдан в мрачные цвета «фашизма», что и послужило основной причиной более чем бурной ответной реакции на события в столице Крыма и Донбасса.
Вспомним: в феврале и марте все эти «ополчения» изначально создавались как «народные дружины» для защиты городов юга и востока от якобы едущих туда захватывать горсоветы «правосеков» и сносить памятники Ленину «свободовцев». А собравшись и организовавшись, эти «дружины» сами начали штурмовать свои горсоветы, чем спровоцировали прибытие в регион украинских войск. Таким образом был разыгран следующий акт драмы.
Но на этом она не закончилась. Первоначально ВСУ очень неохотно вступали в конфликт с «ополченцами»: так же, как и в Крыму, подразделения и части украинской армии на Донбассе избегали боестолкновений, часто предпочитая отдать боевую технику и уйти с миром. А противостояние Киева и Донецка, казалось, можно было разрешить только на переговорах со взаимными уступками. Эта тенденция продолжалась до появления на сцене совершенно иной силы – добровольческих батальонов, первым из которых стал «Днепр». Да и многие другие подобные подразделения были сформированы под крышей или с финансовой помощью днепропетровского губернатора…
Таким образом, можно увидеть, что, начиная с декабря прошлого года, ключевую роль в бурных событиях украинского кризиса играли люди (организации, движения, подразделения), так или иначе связанные с Коломойским, которые и сделали эти события бурными. Кого-то он контролировал прямо (как «Днепр»), о его спонсировании других (ПС, «Свобода», ряд силовиков) лишь говорили в кулуарах, но в этих разговорах звучала только его фамилия.
Зачем банкиру армия?
Особенностью политической игры Коломойского является его креативность, способность моделировать ситуации, вносить в них новизну, что позволяет ему одерживать верх над противниками даже более сильными, но использующими готовые шаблоны.
Когда в 2004 году «донецкие» ставили на шаблон «кто считает голоса – тот и выигрывает выборы», Коломойский с другими олигархами поставил на еще невиданную в Украине «цветную революцию». Когда в 2013 году «донецкие» пытались противопоставить Евромайдану свой нелепый «антимайдан», Коломойский поставил на «Правый Сектор», который использовал невиданную ранее тактику «горящих шин». Когда в 2014 году «донецкие» попытались руками «дружинников» сделать собственную революцию и тоже начали захватывать государственные учреждения, Коломойский поставил на мотострелковые добровольческие батальоны, которых ранее не существовало в Украине.
Он всегда на шаг впереди противника, он всегда знает, в каком месте нужно ударить, и неудивительно, что Коломойский побеждает даже без численного перевеса в людях, связях, финансах. Поэтому никто не может с уверенностью сказать, какой именно шаг Коломойский предпримет в следующий раз. Это можно лишь предполагать...
Выше мы упомянули, что долгие годы Коломойский был всего лишь одним из олигархов. Не самым богатым, не самым влиятельным, хотя, возможно, самым смекалистым. Смекалка подсказала ему поставить всё на перевод ситуации в Украине из положения «политический спор» в положение «гражданская война». Это позволило ему убрать от власти своих конкурентов. Это позволило ему пощипать их бизнес, а еще заработать на военных поставках, приобрести внутри Украины образ великого патриота, а на Западе сдружиться с антироссийским лобби. Но, что возможно, самое главное, это позволило Коломойскому заполучить то, чего нет пока у других олигархов – собственную армию. И это сделало его уже не «одним из», а единственным.
По сути, Коломойский стал украинским магнатом XXI века. Причем магнатом не в капиталистическом смысле этого слова, как называли на Западе богатейших монополистов, а в средневековом, феодальном. Получив кресло губернатора Днепропетровщины и создав собственную армию, банкир-заводчик Коломойский стал таким же магнатом, какими были в свое время Вишневецкие, Потоцкие, Чарторыйские…
Конечно, все эти добровольческие батальоны значительно уступают регулярной армии – и в военной подготовке, и в вооружении. Но зато превосходят в этом «ополчение» Донбасса (отделим их от российских профессиональных… гм… «интернационалистов»), а главное, имеют какой-никакой легальный статус и имидж святых защитников отечества. Причем, этот имидж регулярно укрепляется с помощью новостной пиар-кампании, в которой можно увидеть определенную организованность и направление, а именно: победные фронтовые сводки об успехах добровольческих батальонов подаются чаще и пафосное, чем информация о сражающихся там бригадах ВСУ. Отчего создается впечатление, что именно эти батальоны являются основной силой АТО, а остальные там только под ногами путаются.
Из этого можно сделать вывод, что пока эта «армия Коломойского» является не столько силовой структурой, сколько политическим проектом. Армия не для войны, которую она в одиночестве проиграет, но для мира, то есть для использования её в мирном тылу. Для политических разборок у «донецких» были вооруженные палками «титушки», которых ненавидели все, а у Коломойского есть вооруженные автоматами «герои Украины», осыпаемые цветами. Умно!
Теперь в Украине есть как бы два политических лидера: главнокомандующий ВСУ президент Порошенко и спонсирующий добровольческие батальоны губернатор Коломойский. Действительно похоже на старую политическую систему, существовавшую в Украине во времена Речи Посполитой, когда король правил в Варшаве, а на местах всем заправляли могущественные магнаты.
Что ж, трудно сказать, какую окончательную цель поставил перед собой Коломойский. Некоторые полагают, что он сам метит в президенты, некоторые – что он создает собственную «республику», «Днепропетровский каганат». Вполне вероятно, что Коломойский просто добивается максимального влияния на киевскую власть, при этом оставаясь абсолютно независимым от неё губернатором и олигархом. Ведь к такому стремились многие украинские «феодалы»: Ахметов, Балога, Кернес и др.
Чем всё это закончится, сказать трудно, однако исторические параллели навевают тревогу. Ведь в свое время противостояние королей и магнатов ни к чему хорошему не приводило. Так, например, немногие помнят, что великая война Богдана Хмельницкого начиналась как восстание верных королю казаков против магната Вишневецкого – именно против его армии они и воевали в 1648 году. И польский король Владислав всячески покровительствовал повстанцам, так как рассчитывал с их помощью ослабить магнатов. А как известно, финалом той борьбы стал развал Речи Посполитой…
Конечно, сейчас трудно предположить, что добровольческие батальоны могут действительно отправиться в Киев, чтобы уже не просто пугать, а реально штурмовать Банковую. И что там их встретят огнем из всех калибров верные правительственные войска. Что на улицах Киева будут рваться снаряды, а вчерашние «побратимы» по АТО из 24-й бригады ВСУ и батальона «Днепр» будут стрелять друг в друга. Но ведь то, что казалось немыслимым вчера, становится обыденностью сегодня. Еще год назад никто не мог представить, что жители Днепропетровской и Донецкой областей будут ожесточенно убивать друг друга! Ситуация в стране стремительно меняется – и теперь мы знаем, кто именно её меняет.
По материалам: from-ua.com