Кого осчастливил Конституционный суд

1 097

Решение Конституционного суда о признании неконституционной статьи Уголовного кодекса 368-2 о незаконном обогащении едва не затмило еще один скандал — с выборами представителя на «Евровидение». Но если без шуток — такое решение фактически легализует капиталы сомнительного происхождения.
Статья 368-2 обязывает государственных служащих давать объяснения об источниках их доходов и доходов членов их семей. Ее отмена можно трактовать как удар под дых антикоррупционным органам. Он также может отразиться на наших отношениях с западными партнерами и даже поставить под угрозу сотрудничество с МВФ и безвизовый режим с ЕС. Но из этой ситуации можно получить и пользу, потому что отменена норма фактически не работала.

Пересмотреть эту норму еще в конце декабря 2017 Конституционный суд попросили 59 народных депутатов из разных фракций. Интересы депутатов в КС представлял парламентарий от «Народного фронта» Павел Пинзеник, который считается близким к теневому лидеру этой политсилы Николая Мартыненко. Последний является фигурантом громкого коррупционного дела, через который даже был вынужден сдать депутатский мандат. Однако Мартыненко подозревают по другой статье — «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением».

В своей жалобе депутаты утверждали, что из статьи 368-2 Уголовного кодекса следует, что лицо, которое обвиняют в незаконном обогащении, априори является виновным, пока не докажет свою невиновность. Это, по мнению авторов жалобы, нарушает принцип презумпции невиновности, а также ряд других принципов, в частности, невозможность свидетельствовать против себя. Решение КС на момент публикации материала «Главкома» еще не было обнародовано, поэтому непонятно, чем именно руководствовался суд при вынесении своего вердикта.

Не прошло и пяти лет
Возникает логичный вопрос: почему депутаты ждали со своей жалобой так долго. Уголовную ответственность за невозможность доказать источники своих доходов в Украине ввели еще в 2015 году. Статья предусматривает лишение свободы на срок от двух до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества. Причем некоторые из тех, кто голосовал тогда за эту норму, среди подписантов жалобы на ее отмены — например, депутат от Блока Порошенко Геннадий Ткачук. Теперь он признается, что в свое время просто недосмотрели такое вопиющее нарушение Конституции.

По этой статье были открыты производства по таким «вип-клиентов» правоохранителей, как министр инфраструктуры Владимир Емельян, бывший и.о. председателя Государственной фискальной службы Мирослав Продан, генпрокурор Юрий Луценко, лидер Радикальной партии Олег Ляшко и другие. По мнению Национального антикоррупционного бюро, эти лица декларировали активы, которые не могли себе позволить, если судить по задекларированных доходов.

Поэтому же проданное обвинения по этой статье даже стоило должности. После решения КС все эти 65 производств рассыпаются, более того, их фигуранты могут требовать компенсации. Впрочем по этой статье за ​​четыре года и так не было принято ни одного решения суда. Генпрокурор Юрий Луценко даже упрекнул парламентскому комитету по антикоррупционной деятельности, то в свое время подготовил текст закона, который «не соответствует практике юридического применения».

Кандидат в президенты Анатолий Гриценко заявил, что после такого демонстративного защиты чиновников-коррупционеров Конституционный суд потерял легитимность и больше не имеет права на существование. По мнению близкого к главе МВД «фронтовика» Александра Кирша, власть действительно почувствовала, что может проиграть президентские выборы и норма, которую она до сих пор использовала ради политического шантажа, может вернуться теперь против нее.

А «еврооптимист» Мустафа Найем назвал решение КС полным абсурдом с точки зрения международного права, напомнив, что термин «незаконное обогащение» появился в нем еще в 2003 году, когда была принята Конвенция ООН против коррупции, которую ратифицировала Украина. В частности, в ней говорится, что страна-участник конвенции обязуется признать уголовным преступлением незаконное обогащение, когда увеличение активов публичного должностного лица превышает законные доходы.

В Центре противодействия коррупции тоже бьют в колокола и напоминают, что криминализация незаконного обогащения была одним из ключевых обязательств Украины перед МВФ и из-за отмены такой ответственности наша страна не получит следующий транш, что грозит дефолтом. Антикоррупционеры уверены, что отмена незаконного обогащения выхолостит систему электронного декларирования состояния чиновников. А ее эффективное функционирование было требованием Плана действий по получению Безвизовые и действующей программы макрофинансовой поддержки Украины Евросоюзом. Соответственно и безвизовый режим, и получения западных денег оказались под угрозой.
Что же дальше?
«Фронтовик» Николай Княжицкий, который был одним из подписантов скандального обращения в КС, заверил «Главком», что ожидал подтверждения конституционности статьи 368-2, чтобы суды могли спокойно выносить решение. Но КС решил наоборот. Поэтому Княжицкий предлагает изложить статью в другой способ, который бы не противоречил Конституции.

Вообще представители действующей власти очень прониклись решению суда. Так, заместитель председателя фракции Блока Порошенко Алексей Гончаренко заявил, что фракция очень сожалеет в связи с этим решением и предложил депутатам срочно написать законопроект, который позволит вернуть статью о незаконном обогащении в Уголовный кодекс. При этом соратник Порошенко не утратил возможность уколоть «лидера одной из наших фракций», в которой по декларации ничего нет, но при этом есть свита из охранников и парикмахеров.

Сегодня отреагировал и сам президент: он заверил, что в новом законопроекте, который будет безотлагательно подан в парламент после обнародования и анализа решения Конституционного суда статья о незаконном обогащении будет выписана так, что «комар носа не подточит».

Заместитель председателя парламентского комитета по антикоррупционной деятельности Игорь Попов перечислил «Главкому» последствия, которые будет иметь решение КС: «Во-первых, будут закрыты производство по этой статье, как на этапе досудебного следствия, так и четыре дела рассматриваемых в суде. На самом деле, они и так были закрыты за отсутствием доказательств — из-за несовершенства формулировка статьи. Во-вторых, создается правовой вакуум, и задача Верховной Рады — создать новые нормы, регулирующие данную проблему ».

По мнению депутата, проблемой является не то, что КС отменил статью сейчас, а то, что Совет отказывалась ее менять, хотя давно было ясно, что статья «мертвая»: «Теперь же ответственность за незаконное обогащение возникнет только с момента вступления в силу новой редакции статьи. Активы, приобретенные до того, будут фактически амнистированы. Собственно, саботаж реформы в Верховной Раде создал «дыру» для легализации имущества».

Но если Попов верит, что в Уголовный кодекс будет внесен усовершенствованный вариант статьи о незаконном обогащении, то есть и более пессимистические прогнозы. Есть сомнения, что депутаты, которые приложили столько усилий, чтобы не объяснять, где они взяли средства на роскошный образ жизни, гореть желанием снова вносить соответствующую норму в Уголовный кодекс. Тем более, если она не будет такой же «мертворожденной» как предыдущая.

По материалам: cripo.com.ua