Как запутанное «дело Стерненко» стало «камнем преткновения» для СБУ, МВД, генпрокурора Венедиктовой и его заместителя Трепака

539

Одним из первых указов после своего назначения на должность, временно исполняющей обязанности генпрокурора Украины Ирина Венедиктова отстранила своего заместителя Виктора Трепака от расследования сразу нескольких резонансных дел.

И хотя на тот момент речь о его увольнении не шла, Трепак почти сразу публично заявил, что намерен написать заявление после своего отстранения. «Да, я увольняюсь. Уже нет смысла просто…»,- подтвердил свою отставку заместитель генпрокурора. Спустя несколько дней он действительно написал соответствующее заявление и сложил полномочия.

Читайте также: Новый Скандал В ГПУ. Коммерческая Фабрикация Уголовных Дел

После отстранения Виктора Трепака уголовные дела по убийству активистки Екатерины Гандзюк и обвинению Сергея Стерненко, которые он курировал, были переданы другому заместителю Венедиктовой – Алексею Симоненко. Такие управленческие шаги буквально сразу же вызвали недовольство среди украинских националистов, как проявления реванша и политического давления на оппозицию. В связи с этим генпрокурор прокомментировала свои решения в посте на своей странице в Фейсбук.

По словам Венедиктовой, «дело Стерненко» находилось в подследственности национальной полиции, но из-за неэффективности расследования было передано в СБУ. Генпрокурор отметила, что вопрос о ходе расследования по Стерненко был озвучен одним из народных депутатов в Верховной Раде, а также обсуждался на совещании с МВД и нацполицией. «Не нужно перекручивать информацию и разгонять историю о «реванше»», — заявила Венедиктова.

В день назначения на должность генпрокурора Ирина Венедиктова выступила с обращением к парламенту, а после ответила на несколько вопросов от народных депутатов. Так, нардеп Александр Дубинский поинтересовался у Ирины Венедиктовой, будет ли объявлено подозрение в убийстве Сергею Стерненко. Новоназначенный прокурор, отвечая на этот вопрос, заявила, что «… всё, что может быть быстро и законно завершено, будет быстро и законно завершено». Тем самым Венедиктова дала понять, что затягиваний в расследовании дел не будет. В ближайшем времени будет поставлена точка.

Ни постановка вопроса, ни ответ генпрокурора не понравились Сергею Стерненко. Он назвал это незаконным политическим давлением и вмешательством в расследование трёх заказных попыток его убить.

СБУ, ГПУ и МВД: кто сможет завершить расследование?
Судя по всему, Ирина Венедиктова решила распутать дело радикала Стерненко, которое тщательно запутывали на протяжении нескольких лет. Странностей в нём действительно было много. Изначально оно длительно «пылилось» в СБУ, но в мае 2019 года по решению суда его передали в полицию и уже в сентябре там готовились объявить подозрение Стерненко. Одновременно с возвратом дела в подследственность полиции, заместителю генпрокурора Анжеле Стижевской, которая отдала дело Стерненко в СБУ, ГБР объявил подозрение в превышении должностных полномочий. Ей вменяли манипуляции, которые привели к затягиванию процедуры расследования.

Однако на финальном этапе, когда уже все были практически уверены, что Стерненко получит статус обвиняемого, генпрокуратура внезапно заблокировала объявление ему подозрения. Об этот сообщил лично генпрокурор Руслан Рябошапка, под началом которого работал Виктор Трепак. Аргументированность такого решения вызвала не только недоумение, но и негодование – убийство Ивана Кузнецова переквалифицировали как самооборону Стерненко, а значит, дело явно «сливали» уже второй раз.

Ситуация кардинально изменилась с назначением Ирины Венедиктовой на пост генерального прокурора Украины. Занимая должность директора ГБР она, безусловно, была в курсе политических особенностей дела Стерненко и понимала, что ей всё-таки придётся разрубить этот «гордиев узел» после назначения на должность главы ГПУ.

Собственно так и произошло. Спустя несколько дней после назначения, 25 марта Венедиктова провела рабочее совещание с главой МВД Арсеном Аваковым и руководством национальной полиции. Публично был озвучен тезис, который заставил Сергея Стерненко паниковать – ГПУ во взаимодействии с украинскими силовиками основной задачей ставит расследование резонансных преступлений, среди которых «дело Стерненко».

Действующий ещё на тот момент заместитель главы ГПУ Виктор Трепак понял – переломить сложившуюся ситуацию не в его силах. В этот раз помочь Стерненко избежать уголовного преследования он уже не мог. Не дожидаясь участи своей коллеги Анжелы Стрижевской, Трепак сразу же решил уйти из генпрокуратуры.

Камнем преткновения между новым главой ГПУ и Виктором Трепаком стало дело Сергея Стерненко. Об этом он заявил уже после своей отставки. Принципиальные различия, в видении картины произошедшего стало причиной его отставки. На самом деле в этом вопросе были полярные различия. Если Виктор Трепак рассматривал это уголовное дело сквозь призму нападения на одесского активиста, то Ирина Венедиктова поддерживает позицию обвинения, которую выдвинула нацполиция – Стерненко хладнокровный убийца.

«Венедиктова проявила большой интерес к этому делу и уже при первом разговоре заявила, что Стерненко нужно немедленно сообщить о подозрении», — поделился экс-заместитель ГПУ. Трепак рассказал, что он тогда высказал своё несогласие Ирине Венедиктовой, и это привело к взаимному конфликту.

Неоднозначную ситуацию вокруг своей персоны прокомментировал и сам Стерненко. В нескольких видеоблогах он рассказал, что полиция бездействует в рассмотрении трёх фактов покушения на него, но при этом всячески пытается усадить его на скамью подсудимых за убийство. Стерненко уверен, что кроме Ирины Венедиктовой заинтересованным в его «посадке» является глава МВД Украины Арсен Аваков. При этом к генпрокуратуре и СБУ у Сергея Стерненко нет никаких претензий.

Очевидно из-за того, что до прихода Венедиктовой на пост главы прокурора, ГПУ защищала интересы радикала Стерненко. Не секрет, что «непотопляемость» Сергея Стерненко напрямую связывают с его деятельностью на должности руководителя одесской ячейки «Правого сектора» и активного сотрудничества с областным СБУ. Это вполне логично объясняет тот факт, что «дело Стерненко» уже второй раз передали в подследственность СБУ, хотя оно не имеет никакого отношения к сфере интересов украинской спецслужбы. А если учесть, что из-за этого дела свою должность потеряли уже два заместителя генпрокурора – Анжела Стрижевская и Виктор Трепак, то становится понятным, что в случае со Стерненко речь идёт далеко не о рядовом случае.

В любом случае, генпрокурор Ирина Венедиктова, чтобы добиться желаемого и наказать Сергея Стерненко, должна будет вернуть дело из подследственности СБУ в ведение полиции или прокуратуры. Удастся ли новому генпрокурору завершить «дело Стерненко», которое уже вышло за рамки обычного криминала и приобрело характер политического? Во многом это станет своеобразной проверкой на прочность для нового главы ГПУ и запросом на справедливость.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org